Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»
образовательная область «Познавательное развитие»
Сделала подборку и реализовала: Сабирова Марина Александровна, воспитатель г.Березники, 2015 г.
Картотека дидактических и подвижных игр
по воспитанию культуры питания
Цель: Привитие культуры питания
- «Полезно — вредно»
- «Вместе — отдельно»
- «Чудесный мешочек»
- «Что можно приготовить из этих продуктов?»
- «Что, где растет?»
- «Соберем урожай»
- «Путешествие в страну «Витаминию»
- «Волшебная кастрюля»
- «Витаминная азбука»
- «Свари борщ»
- «Вершки и корешки»
- «Правильно — неправильно»
- «Полезно — вредно»
(игра для детей от 3 до 7)
Цель: закрепить знания о полезных и вредных продуктах.
- Детям 3-4 лет раздают картинки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую половину белого цвета раскладываются полезные продукты, в другую — красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.
- Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на бечевочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «Стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезные продукты — белый шнур, вредные — красные шнур).
- Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к белому — полезные продукты, к красному — вредные.
«Вместе — отдельно»
Цель: закрепить представления о совместимости продуктов.
Дети 5-7 лет получают карточки с бечевкой. На них изображены продукты питания. Вначале дети двигаются (бегают, прыгают, ходят), на сигнал «1, 2, 3 — пару себе найди» дети становятся в пару с тем, у кого изображен продукт совместимый с его картинкой. У кого получается пара, становится на разложенный на полу шнур.
«Что, где растет?»
(игра для детей 5-7 лет)
Цель: закрепить знания детей о том, где растут те или иные продукты питания.
Дети сидят или стоят полукругом, воспитатель перед ними. Она показывает по одной картинке с изображением овощей, фруктов, хлебных изделий, масла, сыра и т.д. Дети должны отгадать, где они растут.
Варианты: «Кто больше расскажет?»
- «Вершки и корешки»
- «Чудесный мешочек»
Для приобретения и закрепления знаний о блюдах, приготовленных из тех или иных продуктов, можно организовать игру с набором картинок, на которых изображены продукты питания.
Сначала дети подбирают картинки для того или иного салата, потом второго блюда (например, котлеты, запеканки творожной и др.) и в последнюю очередь третьих блюд.
«На кухне»
(для детей 5-7 лет)
Цель: учить детей классифицировать «продукты» для приготовления пищи.
Дети распределяются на 3 команды. Каждая из них по выбору готовит одно из блюд (отбирают картинки). Кто быстрей «сварит» то или иное блюдо? Потом дети меняются местами и «варят» другие блюда.
«Свари борщ»
(для детей 4-5 лет)
Цель: дать детям представление о том, как приготовить суп, закрепить знания об овощах, крупах и т.д.
Детям дается набор картинок с изображением продуктов, нужных для борща.
Дети по указанию воспитателя кладут в кастрюлю в определенной последовательности соответствующие продукты.
Варианты: «Сварим гороховый суп», «Суп-рассольник», «волшебная кастрюля», «Что можно приготовить из этих продуктов» и др.
«Соберем урожай»
(для детей 3-7 лет)
Цель: закрепить обобщенные слова: фрукты, овощи, умение раскладывать их в соответствующую тару.
Воспитатель разбрасывает по полу, земле картинки, например, с изображением фруктов и овощей. По сигналу «1, 2, 3 — фрукты, овощи собери» дети собирают фрукты в вазу или корзину (нарисованы ваза, корзина с прорезями).
«Правильно — неправильно»
(для детей 3-7 лет)
Цель: закрепить правила поведения детей во время приема пищи.
Игра проводится по аналогии игры «Полезно — вредно». Дети подходят к столу, на котором лежат перевернутые картинки с изображением правильного — неправильного поведения за столом во время еды и становятся на 2 стороны зала или площадки. Одни — влево, если считают, что там нарисовано правильное поведение, другие становятся напротив.
Для закрепления этических навыков можно с детьми провести игру «Что сначала, что потом?», в которой детям нужно по порядку разложить картинки на столе, например, сначала вымыть руки, сесть за стол, проверить кулачком или ладонью правильно ли задвинут стул к столу, затем пожелать приятного аппетита своему соседу по столу или всем детям, сидящим за этим столом. Взять хлеб, правильно ложку (вилку) и приступать к трапезе. Помогать хлебом набирать в ложку (вилку) пищу. При употреблении второго блюда нужно отделять маленькие кусочки от большого и, взяв в рот, хорошо прожевать их. Во время прожевывания не разговаривать. Следить за посадкой, руками (локти не должны стоять на столе). Если что-то на столе трудно достать, попросить вежливо товарища подать хлеб, салфетку и т.д. При употреблении супа не выкладывать на края тарелки лук и др. продукты. Когда остается мало супа в тарелке, нужно от себя откинуть тарелку и доесть содержимое. После приема пищи вытереть губы салфеткой и прополоскать рот.
Хорошо, если эти правила закрепляются на практике. Во время приема пищи учить детей соблюдать их и в некоторых случаях напоминать о некоторых правилах этикета. Можно использовать во время питания пословицы об этикете или о продуктах, из которых приготовлено то или иное блюдо.
Примерные пословицы, используемые во время приема пищи.
- Хорошее питание — основа здоровья.
- Пища — основа жизни.
- Какова еда и питье — таково и житье.
- Разумно есть — долго жить.
- За общим столом и еда вкуснее.
- За обедом ешь мало, за ужином ешь меньше, ибо здоровье твоего тела куется в кузнице нашего желудка.
(М. Сервантес)
- Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру, дабы съеденное тобой могло переварится. (Абуль-Фарадж)
- Обильная еда вредит телу также, как изобилие воды вредит посеву.
- Чем проще пища, тем она приятнее — не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. (Л. Н. Толстой)
- Мало ешь — долго будешь сытым, много ешь — быстро становишься голодным. (вьетн.)
- Мало есть — выгнать много болезней. (араб.)
- Чем больше ест человек, тем прожорливее становится.
- Кто от жира еле дышит, тот здоровьем не пышет.
- Не приучай брюхо к двум хлебам, а тело к двум кафтанам.
- Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. (Сократ)
- Ходи — не шатайся, говори — не заикайся, ешь — не объедайся, стой — не качайся.
- Будь умерен в еде и быстрым в ходьбе.
- Надо так есть и пить, чтобы не тяжко ходить.
- Чем постнее еда, тем приятней сну она.
- Чем еда легче, тем сон крепче.
Пословицы об овощах и фруктах.
- Овощи — родник здоровья.
- Зелень на столе — здоровья на сто лет.
- Горсть зелени петрушки равна горсти золота.
- Обед без овощей, что праздник без музыки.
- Лук и капуста лиха не пустят.
- Поел моркови — прибавилась капля крови.
- Ранняя зелень болезни не пустит.
- Плоды и овощи — это музыка и поэзия питания.
- Капуста — овощ номер один.
- Картофель хлеб бережет.
- Там, где нет мяса — свекла герой.
- Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце.
- Кто плохо знает дорогу к овощной грядке, тот хорошо знает дорогу к врачу.
- Съешь яблоко — освежишь зубы.
- Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
- Крапиву называют: зеленая кладовая, лесная фея, целительница, кормилица, диетический продукт, зеленая косметика.
- Лук от семи недуг.
- Лук — здоровью друг.
- Лук с чесноком — родные братья.
- Майская травка и больного лечит.
- Королева овощей — капуста.
- Сладкая еда не всегда полезна.
- От сладкой еды жди беды.
- Сладкое — враг зубов.
- Сладкого понемногу — горького не до слез.
- Излишняя сладость хуже горечи.
- Кому сладости — друзья, тому его зубы — враги.
- Чем меньше для ребенка сегодня сладостей, тем больше для него завтра радостей.
Темы бесед о питании:
- «Знакомство с системой пищеварения»
- «О хлебе»
- «О сахаре»
- «Как вести себя за столом»
- «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?»
- Что любили готовить на Руси».
- «Любимые напитки наших прабабушек».
- Алямовская В.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
|