Конспект интегрированного познавательного досуга в рамках проекта «Ягоды, овощи и фрукты — витаминные продукты» (для средней группы)
Воспитатель: Черткова Светлана Владимировна ГБОУ Школа № 1434 г. Москва
Проблема: «Натуральные витамины в овощах и фруктах. Их роль в сохранении и укреплении здоровья».
Цели:
- Познакомить детей с витаминами А и С;
- Раскрыть их значение для человека;
- Систематизировать и расширять знания об овощах и фруктах;
- Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе изучения витаминов в составе овощей и фруктов;
Задачи общие:
- Воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.
- Расширить представление детей об овощах и фруктах, закрепить название и их полезные свойства.
- В подготовку к занятиям включать, помимо наблюдений — изобразительную деятельность, работу с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, использовать дидактические игры.
- Создавать благоприятный эмоциональный климат в группе.
- Привлекать родителей дошкольников к жизнедеятельности детского сада, к совместному творчеству, в воспитательно-образовательный процессе, к участию в реализации проекта.
Скачать конспект
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Предварительная работа.
- Познавательные занятия по теме «Овощи, фрукты»;
- дидактические игры «Что сначала, что потом», «В саду или в огороде», рассматривание картин, иллюстраций по теме «Урожай», практическое занятие «Витаминный салат», игра «Аскорбинка и ее друзья»;
- совместная работа детей и родителей по изготовлению коллажей «Моя фруктовая семья», «Моя овощная семья»;
- индивидуальные и коллективные работы по рисованию и аппликации на темы «Овощи» и «Фрукты»;
- заучивание стихотворений;
- беседа о пользе продуктов;
- загадывание загадок;
Оборудование:
- CD диски;
- магнитофон;
- фланелеграф, карточки для работы на фланелеграфе;
- наглядно-демонстрационный материал;
- муляжи овощей и фруктов;
- свежие апельсины, апельсиновый сок, яблоки;
- соковыжималка для цитрусовых;
- две неваляшки с буквами «А» и «С» — витамины;
- картинки «Овощи», «Фрукты».
- картинки станций «Овощная», «Фруктовая», «Витаминная», города «Здоровейск».
- костюмы/шапочки овощей: картошка, капуста, морковь, горох, петрушка, перец, свёкла, помидор, лук.
Участники:
- Дети средней группы;
- Доктор Витаминкин (ребёнок из группы);
- Воспитатель группы;
Ход открытого интегрированного занятия проекта.
Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию:
- Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску. В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем внимательными, активными, слушать воспитателя и своих друзей. Тема нашего путешествия (показ первой картинки) «Овощи и фрукты — витаминные продукты».
Мы будем говорить об овощах, фруктах и ягодах и их пользе для человека.
Изучение нового материала.
А в путешествие мы с вами отправимся на таком чудесном автобусе в город «Здоровейск» (показ 2 картинки).
- Ребята, так как путешествие у нас непростое, а витаминное, мы пригласили к нам доктора Витаминкина. Давайте громкими аплодисментами поприветствуем его!
Звучит отрывок песни "Чтоб ребенок был здоров", входит доктор Витаминкин.
Если кто-то простудился, Голова болит, живот Значит, надо подлечиться, Значит, в путь – на огород!
С грядки мы возьмём микстуру, За таблеткой сходим в сад, Быстро вылечим простуду, Снова будешь жизни рад!
- А наше путешествие будет проходить по станциям данного города:
1 станция- «Овощная», 2 станция – «Фруктовая», 3 станция – «Витаминная».
- А скажите, как вы думаете, о чем мы узнаем на каждой из этих станций?
Сейчас мы отправляемся на первую станцию, а называется она «Овощная» (показ 3 картинки).
- О чем мы с вами будем говорить на этой станции?
Правильно, об овощах.
- Внимательно посмотрите на доску, давайте вместе назовем эти продукты питания (помидор, огурец, лук, чеснок, редис, репа, капуста, горох).
- А как их можно назвать одним словом? (овощи).
А теперь скажите, где они растут? (в огороде, на грядках).
Загадки про овощи (раздать детям картинки с изображением овощей, чтобы они показывали их и называли отгадку).
Как на нашей грядке
Выросли загадки:
Голова на ножке, в голове горошки.
(Горох)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Сто одежек, и все без застежек.
(Капуста)
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом...
(Картошка)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?...
(Свекла)
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Физминутка:
Мы пойдём в огород, (шагать на месте)
Много там всего растёт: (развести руки в стороны)
Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)
Толстая репка (поставить руки на пояс)
Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)
Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)
Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)
Инсценировка.
- Ребята! А какой овощ самый главный, самый нужный? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите сценку «Спор овощей».
Автор:
Довольно много лет назад В одной деревне милой Был огород, а рядом сад. Росли в нем груши, сливы.
И фрукты с овощами там Под солнцем созревали. Давно вы их узнали. Как были овощи дружны,
На грядках веселились. Но вот заспорили они, И все переменилось. Урожай у вас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Перец:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Автор:
Выскочил горошек,
Ну и хвастунишка!
Горох:
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу
Всех горошком угощу.
Свёкла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста:
Белая и хрусткая
Зовут меня капустою.
Вкусная, полезная –
Прогоню болезни я!
Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!
Перец:
А я перец, но не тот,
Что язык так сильно жжет.
Я мясистый, витаминный,
Запаси меня на зиму!
Редиска:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровья впрок!
Морковь:
Я – морковка, рыжий хвостик
Приходите чаще в гости,
Чтоб глаза твои блестели
Ешь морковку, сок мой пей –
Будешь только здоровей!
Автор:
Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор!
Я вкусный, красный помидор
Люблю детишек с давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка откуси бочок!
Автор:
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый лук!
Лук:
Я – лук, я – Чиполлино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной.
Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Картошка:
Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.
Баклажан:
Баклажанная икра,
Так полезна, так вкусна.
Айболит: Все послушайте меня!!
Хватит спорить вам, друзья!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Автор: — А теперь порассуждайте «Что же надо сделать, чтобы помирить овощи?» (сложить в одну корзину муляжи). Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.
Физкультминутка-логоритмика.
Импровизация движений в такт стихотворения.
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.
- Нам пора спешить на следующую станцию, её жители ждут нас!
Конечно, мы с вами садимся в автобус и едем дальше. Нам еще рано домой, ведь нас впереди ждут новые встречи.
(Показ 4 картинки) станция «Фруктовая».
- Внимательно посмотрите на доску. Назовем эти продукты питания (яблоко, груша, апельсин, мандарин, сливы)
-Как их можно назвать одним словом? (фрукты)
-Фрукты приготовили нам задание. Но сначала подумаем, как отличить фрукты от овощей? (фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона).
- А вспомним, где растут овощи? (в огороде)
Загадки про фрукты (раздать детям картинки с изображением овощей, чтобы они показывали их и называли отгадку).
В летнем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
Только нужно не лениться
Отгадать их потрудиться.
Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий...
(ананас)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его...
(лимон)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый...
(апельсин)
Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа...
(груша)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет...
(банан)
ИГРА "СОБЕРИ ОВОЩИ И ФРУКТЫ".
Участники делятся на две команды по 5-6 человек.
Овощи и фрукты рассыпаются на земле. Каждой команде дают корзину. По команде ведущего под музыку одна команда собирает овощи, другая — фрукты. Затем участники каждой команды называют собранные ими овощи и фрукты.
- А теперь отправляемся на станцию, где нас ждут полезные друзья, которые живут на «Витаминной» станции (показ 5 картинки).
- В овощах и фруктах много витаминов, которые укрепляют зубы, зрение, защищают от болезней, помогают расти здоровыми, сильными, красивыми. Витамины, как и люди, живут большими и маленькими витаминными семейками, каждая из которых имеет своё название и обозначается только одной буквой: А; В; С; Е.
В каждой витаминной семейке живут разные овощи и фрукты. Давайте посмотрим, кто живёт на станции «Витаминная».
Дидактическая игра «Витаминная семейка».
Цель:
- закрепление знаний детей о витаминах
- об их пользе для здоровья человека
- о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.
Ход игры:
На фланелеграфе изображение витаминки Аскорбинки и витаминки Каротинки. На столе рядом расположены карточки с изображением различных овощей, фруктов и разных предметов. Задача детей правильно расположить карточки на фланелеграфе вокруг Аскорбинки и Каротинки (чтобы в составе овощей и фруктов были витамины А и С).
Айболит:
БРАТЬЯ, ВИТАМИНЫ.
БОГАТЫРСКОЙ СИЛЫ,
ПОСКОРЕЕ ПРИБЕГАЙТЕ
И С РЕБЯТАМИ ИГРАЙТЕ!
Показываю первую неваляшку — витамин А.
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВИТАМИН
ЭТО БРАТЕЦ КАРОТИН!
БЕЗ НЕГО НЕ СМОЖЕШЬ ТЫ
ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ И РАСТИ.
Воспитатель: Витамин «А» называют витамином зоркости. В этой семейке живут: капуста, помидоры, морковь, горох, петрушка, перец.
Айболит показывает ребятам фрукты и овощи, содержащие витамин А: перец, морковь, щавель, шиповник, помидоры, петрушку.
Показываю вторую неваляшку — витамин С.
ОН И НУЖНЫЙ, И ОТВАЖНЫЙ
И ДЛЯ КРОВИ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ.
ВЛИЯЕТ НА ИММУНИТЕТ.
ВЕДЬ БЕЗ НЕГО ЗДОРОВЬЯ НЕТ.
Айболит показывает ребятам фрукты и овощи, содержащие витамин С: киви, апельсин, лимон, капусту, зеленый лук.
Воспитатель: Это витамин «С». Его ещё называют «витамином здоровья». В его витаминной семейке живут: лимоны, яблоки, апельсины, киви, капуста, лук, чёрная смородина, киви, зеленый лук, шиповник. Сегодня витамин «С» принёс вам в подарок апельсины, лимоны и вот такой стишок:
Где растёт фруктовый сад,
Фрукты зреют для ребят.
Здесь и яблоки, лимоны,
Груши — всем они знакомы.
А ещё есть апельсин
Яркий, спелый господин.
- Ребята, а что же мы будем делать с апельсинами? Что мы можем из них приготовить? (ответы детей). Можно приготовить апельсиновый сок.
Делаем сок из приготовленных апельсинов и соковыжималки.
- Ребята, вот такой вкусный и витаминный сок можно делать дома самим. А можно купить уже готовый сок. Показываю пакет с апельсиновым соком.
Закрепление пройденного материала.
Все знают, как полезны витамины,
Все дети очень дружат с ними.
А в каких продуктах витамины бывают,
Ребята, дружно называйте!
Дети говорят, в каких овощах и фруктах есть витамины А и С.
- Для чего нужен витамин А? (чтобы расти хорошо, хорошо видеть, иметь крепкие зубы).
- А где же мы встретим витамин С? (в черной и красной смородине, лимоне, луке).
- Для чего надо есть овощи и фрукты? (в них содержится витамины и полезные вещества).
Вывод: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым.
-И в заключение нашего путешествия, в благодарность за полезные советы жителям города «Здоровейск», мы исполним танец «Земляничка». Ребята, выходите, покажите нам свой вкусный танец! (Выношу игрушку-земляничку).
Я для всех детей приманка,
Называюсь ЗЕМЛЯНИЧКОЙ!
Самой первой созреваю,
Деток вкусно угощаю!
Подведение итогов.
Наше путешествие по городу «Здоровейск» подошло к концу.
- Ребята, а что полезного вы узнали сегодня и повторили?
-Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими. И жители города «Здоровейск» и Айболит угощают вас яблоками (дети получают по яблочку) и по стакану апельсинового сока. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!
Айболит:
Вижу, все вы молодцы!
Парни просто удальцы!
Девочки — красавицы!
С любой болезнью справитесь.
А мне идти уже пора,
До свиданья, детвора!
|