Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Фрукты и овощи»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Актуализировать словарный запас по лексической теме «Фрукты», «Овощи»;
- Упражнять в употреблении сложноподчиненного предложения с союзным словом «потому что»;
- Тренировать у детей умение определять количество слогов в слове
- Тренировать умение образовывать относительные прилагательные
- Упражнять выделять первый звук в слове
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие,
- Тренировать общую и мелкую моторику,
- Совершенствовать мыслительные процессы;
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: игрушка обезьяна и зайца, карточки для звуко-буквенного анализа, предметные картинки фруктов и овощей, натуральные фрукты и овощи, кастрюля и стеклянная банка, четыре папок для картинок.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
— Зазвенел звонок. Здравствуйте дети. К нам в гости пришли Обезьяна и Зайчик.
II. Основная часть:
— Гости наши не с пустыми лапками: принесли они вкусности разные. Сегодня мы им поможем приготовить обед. А еще мы знаем, что после еды в ротике надо убираться. Давайте покажем, как мы чистим наш ротик.
Артикуляционная гимнастика
Давно живет Язычок во рту, домик свйо регулярно убирает. Сначала Язык чистит красные ворота. Это что за красные ворота? Это губы. Он отскреб всю грязь зубами. Губы растянуты в улыбке, верхними зубами проводим по нижней губе, двигая челюстью. Также с верхней губой.
Чистые ворота красиво улыбнулись ( «Улыбка сомкнутыми губами»), потом распахнулись ( «Улыбка, обнажающая зубы»).
И мы увидели белые ворота- зубы. Их тщательно отмоем Чистим зубы: губы улыбаются, зубы обнажены. Кончик языка упирается в зубы, двигается вправо-влево. Спереди помыли, а внутри грязными оставим? Надо помыть и внутри.
После этого почистим стены. А что за стены во рту? Это щеки. Чистим их хорошо, сильно надавливая на стены, а то грязь не отмоется. Чистим стены: губы сомкнуты, язык упирается во внутреннюю сторону щек.
Вроде, все отмыли. Язычок подпрыгнул от радости ( «Лошадка») и испачкался о грязный потолок! Что это за потолок? Это же нёбо, и оно все грязное! Помоем его тщательно, медленно. Чистим потолок: губы в улыбке, зубы обнажены, рот приоткрыт. Широкий язык «моет» небо вперед-назад..
Чисто все в ротике теперь, осталось сполоснуть его набрав воды в рот, щеки надуваются и сдуваются, чтобы во рту вода все прополаскала.
Уборка закончена! Рот приоткроем, чтобы все проветривалось, а язык пускай свежим воздухом подышит, лежа на нижней губе
Язычок возвращается в чистый дом. Ротик закрывается
А теперь посмотрим, что принесли наши гости
Игра «Классификация: овощи-фрукты»
—У наших гостей беда: перепутались картинки с изображением овощей и фруктов. Обезьянка и Зайчик не могут разобраться, где чьи картинки. Давайте поможем нашим гостям. Овощи будем давать кому? (зайцу) А фрукты? (обезьяне). Сначала помогу я: Огурец я дам Зайчику, потому что это овощ. Яблоко я дам Обезьяне, потому что это фрукт.
Каждый из детей выходит и берет по две картинки.
Кокос, морковь, тыква, груша, персик, слива, ананас, баклажан, патиссон, лимон, помидор, кабачок.
– Молодцы. А где растут фрукты? (на деревьях, в саду) Как собираем фрукты? (срываем) Фрукты растут высоко. А где растут овощи? (на грядках, в земле) Как собираем? Чтобы собрать овощи, нам нужно присесть, ведь они растут низко.
Игра «Высоко-низко»
– Когда я называю фрукт, руки поднимаем вверх и встаём на носочки, а когда называю овощ-приседаем.
Мандарин, картофель, персик, огурец, свекла, банан, помидор, гранат.
Игра «Готовим суп и компот»
— Что можно приготовить из овощей? А из фруктов? Суп из овощей какой? (овощной) Из фруктов какое варенье? (фруктовое). Обезьянка и заяц принесли вам овощи и фрукты. Дети с первого ряда будут выбирать овощи для супа, а за вторым — фрукты для варенья.
- Выбрали? Проверим, что это? (Учитель-логопед достаёт из кастрюли овощи):
- Суп в первой кастрюле из чего? Значит, он какой? (из лука-луковый, из чеснока-чесночный и т.д.).
(Учитель-логопед достаёт из банки фрукты):
- А во второй кастрюле варенье из чего? Значит, оно какое? (из яблока-яблочное, из груши-грушевое и т.д.).
Игра «Уборка»
- Фрукты и овощи разобрали, теперь надо убрать и картинки. Картинку у гостя берем, первый звук называем и складываем в ту папочку, которая по счету будет совпадать с количеством слогов в названии.
III. Итог занятия:
- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня? (об овощах и фруктах). – Мы различали овощи и фрукты. Где они растут? Как их собирают? Молодцы, вы постарались сегодня. Наши гости довольны.
|