Цель: расширять знания детей о фруктах.
Задачи:
- Учить детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Закреплять умение правильно образовывать форму Род. падежа имени существительного.
- Учить правильно образовывать прилагательные от существительных.
- Формировать умение выделять гласный звук в слове с опорой на зрительные символы.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать правильное речевое дыхание.
- Совершенствовать артикуляционную моторику.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, натуральные фрукты, дидактическое пособие «Какой сок?» ( «баночки» с соком), раздаточные символы гласного звука «а», разрезные картинки, посылка от Бабушки Загадушки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Скачать конспект
Логопед. Давайте настроимся на занятие и сделаем самомассаж.
Осень в гости пришла, Нас в сад позвала. Не ленись – поспевай, Собирай урожай.
(Поглаживающие движения. От середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей).
А сейчас будем садиться и ласково называть фрукт, который нарисован у вас на картинке.
Д/и «Назови ласково»: у меня яблочко, у меня лимончик, у меня гранатик и т.д.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед. Ребята, вы сейчас садились и называли разные … (фрукты). Сегодня на занятии мы вспомним то, что вы уже знаете про фрукты, и узнаем о фруктах много нового и интересного.
Давайте изобразим фрукты с помощью губ и щек (перед зеркалом).
Артикуляционные упражнения: «Щечки-яблочки», «Спрячем сливу за щеку», «Круглая виноградинка», «Банан».
3. Дидактическая игра «Кто самый внимательный?».
Логопед. А сейчас поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Я буду называть разные фрукты. Если в названии фрукта вы услышите звук «а», поднимите символ звука «а».
Груши, апельсины, сливы, бананы, ананас ы, инжир, виноград, финики, хурма, лимоны, айва.
4. Отгадывание загадок о фруктах.
Логопед. Ребята, давайте вспомним, что вы уже узнаете о фруктах.
-Где растут фрукты? – Фрукты растут в саду.
-На чем растут фрукты? – Фрукты растут на деревьях.
-Что можно приготовить из фруктов? – Можно приготовить сок, компот, варенье, джем и т.д.
(Стук в дверь).
Логопед. Ребята, кто-то стучит. Посмотрите, нам передали посылку, а в ней письмо. Это письмо от Бабушки Загадушки. Она прислала вам загадки. Если вы их отгадаете, то узнаете, что в посылке. (Логопед загадывает загадки и достает фрукты-отгадки. Выкладывает их на поднос).
Сочное, хрустящее, Сладкое, блестящее, Красное, зеленое, Желтое, моченое.
Важный, толстокожий, На солныщко похожий. Брызнет соком долька, кислота – и только.
С юга этот неженка, Кругленький и свеженький. На щеках его пушок, Чуть дотронься – брызнет сок.
Вкусны – оближешь пальчики Оранжевые мячики, Но только в них я не играю, А с удовольствием съедаю.
Я румяную матрешку От подруг не оторву. Подожду, пока матрешка Упадет сама в траву.
5. Дидактическая игра «Запомни и положи»
Логопед. Теперь с фруктами Бабушки Загадушки поиграем в игру «Запомни и положи». (Логопед называет 4 фрукта, ребенок подходит к столу и выкладывает фрукты в заданной последовательности).
6. Дидактическая игра «Чего нет?»
(В ряд выложены 5-6 фруктов. Логопед дает команду «ночь» и дети закрывают глазки; потом логопед прячет один фрукт и дает команду «день», дети открывают глазки. Логопед задает вопрос: «Чего нет?»)
7. Динамическая пауза.
Логопед. Ребята, Бабушка Загадушка приглашает вас к себе в гости. У нее есть прекрасный фруктовый сад. (Выходят на ковер). Вот мы и оказались в фруктовом саду. В нем поспело много яблок. Давайте их соберем. Срываем яблоки с высокой ветки. Поднимаем руки вверх – вдох. Кладем яблоки в корзинку – выдох (руки опускаем).
На соседнем дереве растет ароматная груша. Вдохнем ее аромат: вдох через нос, на выдохе: «Ах!»
Теперь сорвем айву, попробуем её плод. Она еще не созрела, кислая. Вдох через нос, на выдохе: «Фа-фо, фы-фу».
-А кто ухаживает за садом? – Садовник.
-Давайте покажем, что делаем садовник.
Пластические этюды.
Садовник копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья. (Дети изображают действия садовника).
8. Пальчиковая гимнастика.
А теперь покажем садовнику, как варить компот.
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Груши будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.
9. Образование относительных прилагательных.
Логопед. Пока мы гуляли в саду у бабушки Загадушки, у вас на столах появились баночки с соком. Скажите, какой у вас сок.
Дети: У меня сок из яблока – яблочный сок
У меня сок из банана – банановый сок и т.д.
10. Работа с разрезными картинками с изображением фруктов.
Логопед.
На счет «раз» — конверт возьми, «два» — открой и посмотри, «три» — картинку собери.
(У детей на столах индивидуальные конверты с разрезными картинками разного уровня сложности)
11. Итог занятия, оценка деятельности детей.
Список литературы.
- Нищева Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 лет и с 4 до 5 лет): ФГОС: Детство-Пресс, 2016.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса: Каро, 2009.
|