Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Цель: Активизация словаря и закрепление обобщающих понятий по теме.
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные
- Расширение тематического словаря
- Усвоение навыков образования относительных прилагательных
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- Согласование существительных с прилагательными
- Образование существительных мн. числа
- Составление простого описательного рассказа по плану.
2. Коррекционно-развивающие
- Развитие связной речи
- Развитие зрительного, пространственного и фонематического восприятия
- Развитие внимания, мышления, моторики, логоритмических навыков.
3. Коррекционно-воспитательные
- Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи
- Формировать интерес к занятию.
Оборудование: Корзина с муляжами овощей, сюжетная картина по теме, предметные карточки, опорная схема, разрезные картинки.
Ход занятия
I. Орг. момент
На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди достают оттуда овощи, показывают и говорят: «В корзине лежит…».
После этого логопед спрашивает: «Как можно назвать все одним словом?»
II. Лексико-грамматические игры и упражнения
1. «Сбор урожая». Формирование навыков фразовой речи. Беседа об овощах с рассматриванием тематической картины.
- Какое время года изображено на картине?
- Что делают люди?
- Какие овощи они собирают?
- Куда они их складывают, где хранят?
3. Упражнение «Овощи-малютки». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Используются предметные карточки.
- У меня помидор, а у Даши ………
- У меня горох, а у Никиты …… и т.д.
4. Упражнение «Один-много». Образование мн. ч. существительных.
Одна тыква – много…
Один огурец – много…
Один помидор – много … и т.д.
5. Игровое упражнение «Поварёнок». Образование относительных прилагательных.
Логопед начинает, а дети заканчивают:
- Давайте приготовим обед из овощей.
- Сварим суп из гороха. Как называется суп?....
- Сделаем пюре из картофеля. Как называется пюре?...
- Приготовим салат из свеклы. Какой получился салат?...
- Сделаем икру из кабачков. Какая получилась икра?...
- Испечем пирог из тыквы. Какой получился пирог?...
- Выжмем сок из моркови. Как называется сок?....
- Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?....
IV. Физкультминутка
Упражнение «Урожай». Координация речи с движением.
В огород пойдем, урожай соберем. (Маршируют)
Мы морковки натаскаем ( «Таскают»)
И картошки накопаем. ( «Копают»)
Срежем мы кочан капусты, ( «Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный. (Круги руками 3 раза)
Щавеля нарвем немножко ( «Рвут»)
И вернемся по дорожке. (Маршируют)
Игровое упражнение «Повтори чистоговорки». Воспитание звуковой культуры речи.
Щи – щи – щи – мы собрали овощи;
Ва – ва – ва – покатилась тыква;
Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;
Ла – ла – ла – круглая свекла;
Ох – ох – ох – наварили мы горох;
Чок – чок – чок – в огороде кабачок;
Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.
VII. Итог занятия
Лог.: Молодцы! А давайте вспомним стих про овощи.
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
|