Цель: Способствовать формированию знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.
Задачи:
- Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов;
- Учить рассуждать и сравнивать;
- Развивать умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты;
- Создавать условия для выявления и проверки способов получения крахмала;
- Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; формировать навыки и умения экспериментирования.
Оборудование и материал: чистые салфетки, клеенка, фартуки для работы, куски марли, емкость с водой, чашки, терка, ложка столовая, ложки и стаканчики одноразовые, сахар, крахмал, соль, мука, крупа манка. Клубни картофеля, различные продукты питания, вода, емкости для опыта йод, пипетки.
Ход занятия
1 часть занятия: организационная.
Воспитатель показывает коробку, внутри которой лежит клубень картофеля.
Я пришла к вам не с пустыми руками, как вы думаете, что у меня в этой коробке лежит? Хотите узнать? Коробочку можно открыть только тогда, когда вы разгадаете мою загадку:
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Показать клубень картофеля, спрятанный в коробке, — подтвердить отгадку)
Воспитатель: — Сегодня мы как всегда не просто дети, а настоящие ученые исследователи.
- Скажите, кто такие ученые? Чем они занимаются? (ответы детей)
- Правильно, ученые занимаются наукой. Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Сначала ученые задают вопросы, а потом сами пытаются на них ответить. Полученные результаты своих исследований учение обязательно фиксируют в специальных журналах.
- Поскольку, вы сегодня тоже будете учеными, то вам тоже предстоит поставить проблемный вопрос, найти на него ответ, проведя опыты, зафиксировать результаты своих опытов и конечно, сделать выводы.
- Ребята, а где ученые проводят свои эксперименты, исследования? (ответы детей)
- Вот и мы с вами сейчас отправляемся в нашу мини — лабораторию.
Воспитатель:
Вопросы детям:
- Что такое лаборатория?
- Что в ней происходит?
- Какие правила техники безопасности нужно соблюдать в лаборатории?
А сейчас я вам предлагаю превратиться в юных лаборантов (дети надевают форму и бейджики со своими именами).
2 часть занятия практическая
Опыт № 1 «Практическая работа»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть 5 веществ белого цвета: сахар, соль, муку, манку, крахмал. (Задание: — определить названия веществ по внешнему виду;
- уточнить сходство и различие веществ). Если не смогут назвать последнее вещество, его называет воспитатель.
- Ребята, у вас на столах тарелочки с неизвестным веществом. Это и есть объект нашего исследования.
- Потрогайте это вещество.
- Что ощущаете? (поскрипывает на пальцах)
- Давайте опишем это вещество. Какое оно? (порошок белого цвета)
- А теперь я предлагаю вам проверить еще одно свойство этого вещества – растворимость в воде.
- Как можно это проверить? (добавить в воду и размешать)
- Добавьте в стакан с водой ложку этого вещества и размешайте.
- Какой вывод можно сделать? (это вещество в холодной воде не растворяется)
- Итак, давайте обобщим свойства, которыми обладает объект нашего исследования. (порошок белого цвета, не растворяется в воде, поскрипывает при сжатии)
- Сегодня на занятии, в ходе проведенных экспериментов мы с вами должны будем ответить на следующие вопросы:
- Где прячется крахмал?
- Как обнаружить крахмал?
- Если в конце занятия мы сможем ответить на эти вопросы, то наше занятие прошло успешно.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Мы не будем торопиться»
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
Вопросы к детям:
-Ребята, а как вы думаете из чего получают крахмал?
(Выслушать предположение детей и, если никто не даст правильного ответа, объяснить, что его получают из картофеля.)
Опыт № 2 «Крахмал из картофеля»
Воспитатель: Хотите, я вам расскажу, как можно получить крахмал?
Какой предмет кухонной утвари нужно использовать, чтобы измельчить картофель? (Мясорубку, терку, кухонный комбайн, нож.)
Показать детям терку, рассказать о техники безопасности при работе с ней.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня выполним эту работу. (Натереть 1 — 2 картофелины, рассмотреть полученную массу.) Во что превратился клубень? (В кашицу.)
Воспитатель: Рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал.
(Выслушать предложение детей, если никто не отвечает, то рассказать о процессе получения крахмала: натертый картофель положить в марлю и промыть в воде).
Воспитатель: Вы хотите поучаствовать? Что мы сейчас будем делать?
(Получать крахмал, промывая картофельную массу в воде).
Каждый ребенок промывает картофельную массу в марлевом мешочке.
Воспитатель: «Обнаружили крахмал?» (сквозь мутную воду дети его могут не увидеть). Давайте посмотрим на дно тарелки, здесь можно увидеть осадок – это и есть крахмал.
Воспитатель: Как вы получили крахмал? (Ответы детей.) Что доказали?
(Доказали, что он есть в картофеле.)
Опыт №3 «Как обнаружить крахмал»
- Осталось выяснить — где прячется крахмал – «невидимка».
- А зачем людям крахмал? Где его используют? (ответы детей)
- Правильно крахмал используют для приготовления киселя, при выпечке тортов, как компонент лекарственных средств – его добавляют в таблетки. А еще при помощи крахмала можно накрахмалить рубашки и юбки.
- Ребята, а как думаете, вы употребляете крахмал в пищу? (ответы детей)
- Конечно, ложками мы крахмал не едим. Но оказывается, что крахмал – это невидимое вещество, которое содержится в большинстве продуктов, которые мы с вами употребляем в пищу. Но просто так увидеть крахмал в продуктах мы не можем.
- Итак, начинаем. Чтобы обнаружить, где содержится крахмал, нам понадобится «волшебная» жидкость – обычная настойка йода из домашней аптечки.
- Давайте сначала выясним, какого цвета йод.
- Капните йод при помощи пипетки на ватный диск на тарелочке.
- Что увидели? Какого цвета йод? (коричневого)
- А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если капелька йода встретится с крахмалом.
- Для этого проведем следующий опыт. — Возьмем 2 стакана с чистой водой. В первый стакан добавлять ничего не будем. Во второй стакан добавим 1 ложку крахмала. — А теперь добавим несколько капель йода в каждый из стаканов.
- Что наблюдаете? (ответы детей)
(В стаканах №1 раствор пожелтел. В стакане №2, где был раствор с крахмалом, йод изменил цвет на фиолетовый)
- Итак, какой вывод можно сделать? (если крахмала нет, то йод сохраняет свой цвет, а если есть крахмал, то йод меняет цвет на фиолетовый)
- То есть присутствие крахмала во всех продуктах можно проверить одной каплей йода.
- Ребята, теперь вы можете ответить на второй вопрос нашего занятия?
- Так как же обнаружить крахмал? (при помощи йода)
Капаем йод на срез продукта:
- Картофель + йод
- Яблоко + йод
- Томатная паста + йод
- Корочка хлеба + йод
- Сок+йод (Дети тестируют продукты питания)
-Что произошло? (Ответы детей)
Результат: Если после нанесения йода на продукт, он окрасился в синий или черный цвет — значит в нём высокое содержание крахмала, а если продукт не поменял цвет, значит, в нем нет крахмала.
- Вот мы нашли ответ и на второй вопрос, как обнаружить крахмал!
(Дети зарисовывают в тетрадях опыт)
3 часть занятия рефлексия
- Расскажите о каком веществе мы сегодня говорили?
- Где прячется крахмал?
- С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал?
- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, сегодня вы
были настоящими учеными.
|