- Чернякова Надежда Владимировна воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Березка» города Армянска Республики Крым
Аннотация
В статье освещаются вопросы использования интерактивных методов обучения на занятиях в детском саду. Интерактивное обучение рассматривается как информационный обмен между участниками образовательного процесса. Автор доказывает, что интерактивное обучение – это один из методов развития познавательного интереса дошкольников, выделяет несколько способов интерактивного обучения, а также отмечает, что правильная организация учебного способствует созданию условий для самореализации и развития обучающихся.
Ключевые слова: интеракция, интерактивные методы обучения, интерактивное обучение, интерактивные технологии обучения.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций
Жизнь воспитателя – это постоянный поиск. Время не стоит на месте, а значит и жизнь идет вперед, внося свои коррективы. Ученые делают открытия, создаются новые виды растений и животных, воспитателя внедряют в практику инновационные технологии, конечно, не забывая о том, что использовали когда-то. Ведь опираясь на опыт наших учителей, мы имеем возможность сделать свои открытия в воспитании своих детей.
Реформировани еобразования сопровождается введением новых специальных форм организации познавательной деятельности, которые создают такие условия обучения, при которых бы каждый ребенок успешно учился, воспитывался и развивал свой интеллект и был готовым к творческой самореализации.
Сегодня самой серьезной проблемой обучения и воспитания становится оптимизация учебного процесса. Именно детский сад является той базой, на которую опирается дальнейшее обучение и воспитание ребенка. Поэтому дети дошкольного возраста должны уметь запоминать материал не механически, а с пониманием смысла, уметь аргументировать свой ответ, логически рассуждать. Всему этому можно научить, используя в работе интерактивные методы обучения.
В таком обучении ребенка поддерживают, дают советы, консультируют, корректируют, помогают в поиске путей оптимальной организации личностной деятельности учения, предлагают на выбор направление обучения, объем, уровень сложности личностно-значимого образовательного содержания и формы и методы его усвоения, учат выполнять различные функции, важные в плане социализации личности.
Следовательно, учебный процесс в контексте диалога – это активное взаимодействие и общение его участников, то есть интеракция (от английского – “интер”- взаимный, “акт”- действие).
Следовательно из этого, интерактивные методы – это такие методы обучения, которые позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т.е. включают в процесс обучения «целостного» человека.
Интерактивные методы обучения – это методы обучения, которые предполагают совместное обучение, т.е. обучение в сотрудничестве: и учащиеся, и воспитатели являются субъектами обучения [3, c. 170].
Цель статьи: определить основные направления влияния интерактивных методов обучения, а также изучить интерактивные методы обучения используемых в образовательном процессе дошкольного обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся на занятиях.
Воспитатель и воспитанник в интерактивном обучении являются равноправными субъектами обучения. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Понятно, что структура интерактивного занятия будет отличаться от структуры обычного занятия, это также требует профессионализма и опыта воспитателя.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором ребенку невозможно не принимать участие в коллективном, взаимнодополняющем, процессе познания [3, c. 170].
При коллективном способе обучения достигается совместная деятельность ради достижения общих целей. У детей появляется уверенность в себе, они гордятся учебными успехами друг друга.
Интерактивные методы обучения скомпоновали ряд интересных, ранее чужих дошкольникам правил. Например, каждая мысль важна; не бойся высказаться; все мы — партнеры; обсуждаем сказанное, а не человека; обдумал, сформулировал, выразил; говори четко, ясно, красиво; наводи только обоснованные доказательства; умей согласиться и не согласиться; важна каждая роль.
В работе должны быть задействованы в той или иной мере все дети. Действительно, сильные воспитанники, а также личности с высоким уровнем контактности будут проявлять более высокую активность, чем замкнутые и слабые. Однако следует постоянно поощрять их к работе, создавать ситуации успеха. Надо постоянно контролировать процесс, достижение поставленных целей, в случае неудачи пересматривать стратегию и тактику работы, искать и исправлять недостатки. К средствам, которые обладают высоким развивающим потенциалом, можно отнести проблемные ситуации, задачи с жизненно-практическим материалом, эксперименты, дидактические (ролевые игры), активные и интерактивные технологии.
Интерактивные методы включают большое количество новейших идей в проведении занятий. Эти занятия могут включать в себя несколько личностно ориентированных подходов для фронтального и группового воплощения.
Интерактивные занятия отличаются тем, что при их проведении сочетаются два типа: обобщение и систематизация. Сочетание таких двух типов занятий усиливает их учебную функцию, способствует освоению детьми всех уровней познания (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), развития культуры речи, инициативы и уверенности детей в себе и в своих знаниях.
Проведение таких занятий— это средство для создания той атмосферы в группе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию и доброжелательности, позволяет действительно реализовать личностно ориентированное обучение [6, c. 401].
Опыт показывает, что использование интерактивных технологий обучения предоставляет возможности для поиска новых форм и методов работы, для изменения себя, для обучения вместе с детьми.
Интерактивные методы обучения можно разделить на несколько групп: групповое обучение, фронтальное, обучение в игре [8, c. 144].
Интерактивные методы групповой учебной деятельности – это формы организации обучения в малых группах. Обучение в таких группах открывает возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность окунуться в мир полного общения, раскрыть себя и свои возможности и таланты. К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, аквариум.
К фронтальным интерактивным методам обучения относятся формы, которые предусматривают одновременную совместную работу всей группы. К таким формам можно отнести: «Микрофон», незаконченные предложения, «Мозговой штурм», «Обучая – учусь», «Дерево решений», «Интервью», «Пресс», «Выбери позицию», «Да, нет».
К интерактивным методам обучения в игре относятся ролевые игры, дидактические игры и драматизация.
Для эффективного использования интерактивных методов обучения на занятиях в детском саду, воспитатель должен тщательно планировать свою работу по применению того или иного интерактивного метода.
А именно: использовать методы, которые соответствуют психолога — педагогическому возрасту детей, их опыту работы с интерактивными методиками; подбирать для воспитанников такие интерактивные упражнения, которые давали бы им «ключ» к усвоению темы; учитывать темп работы каждого и его способности; на одном занятии использовать один-два (максимум) интерактивных методов;
К использованию интерактивных методов на занятиях в детском саду выдвигаются определенные требования.
Структура занятия должна включать в себя следующие этапы:
1. Мотивация.
Цель этого этапа – обратить внимание детей на проблему и ее постановку, нахождению путей её решению, вызвать интерес к обсуждаемой теме. Для этого можно использовать такие приемы, как вопросы, короткие истории, небольшие задания, разминки, проблемные вопросы.
2. Объявление темы занятия.
Цель этапа – обеспечить понимание детьми содержание их деятельности, того, чего они должны достичь в ходе занятия и что от них ожидает воспитатель. Для этого можно использовать такие приемы, как ребус, загадка, шифрование задания.
3. Сообщение необходимой информации.
Цель этапа – дать детям достаточно информации для того, чтобы на ее основе можно было выполнять практические задания. Это может быть рассказ, просмотр фильма, мультфильма, презентация.
4. Интерактивное упражнение – центральная часть занятия.
Цель занятия – практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия. Проводится этот элемент в такой последовательности:
Инструктирование – на данном этапе, воспитатель должен рассказать про цели используемого упражнения, про правила проведения данной формы, последовательность действий и количество времени на выполнение заданий.
Объединение в группы или распределение ролей – то есть, у каждого участника учебного процесса должна быть своя роль, за которую он будет отвечать по истечению проведения упражнения.
Выполнение задания, при котором воспитатель выступает как организатор, помощник.
Презентация результатов, проекта выполнения упражнения.
Подведение итогов, оценивание результатов занятия.
Чтобы занятие в детском саду с применением интерактивных методов обучения было успешным и давал положительные результаты, интерактивные методы и работа воспитателя и группы детей должны быть в системе, то есть из занятия в занятие нужно учить детей делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.
Интерактивность в обучении легко объяснить такой словесной конструкцией, выведенной опытом педагогов и психологов еще в античные времена:
То, что я слышу, я забываю; То, что я вижу и слышу, — я немного помню; То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать; Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю — я приобретаю навыки; Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером
|