Ильиных Мария Юрьевна. Методическая разработка. Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.

Методическая разработка. Использование методов  проблемного обучения на занятиях с дошкольниками  по ознакомлению с окружающим миром.Ильиных Мария Юрьевна
воспитатель МАДОУ № 171" Центр развития - детский сад" г. Кемерово,Кемеровская Область

Одним из методов  познавательного развития  дошкольников, при ознакомлении с окружающим миром   является такой вид деятельности, как решение проблемных ситуаций.  Занятия с включением   решения проблемных ситуаций  становятся увлекательными, развивающими, помогают детям повысить свою самооценку. Данный вид деятельности  способствует развитию творческой личности, потому что ребёнок  пользуются наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний.  Я на протяжении длительного времени  использую в своей работе с детьми одним из элементов занятия  решение проблемных ситуаций
Для того чтобы ситуация была проблемной необходимо знать способы создания проблемных ситуаций. Их несколько.
Их цель:
1. Способствовать заострению  противоречий  в  сознании ребёнка
2. Помочь увидеть  несоответствие, включить всех детей в поисковую деятельность.
3.Сталкивать знания детей с научными фактами, усвоение новых знаний на основе уже известных.
Последовательность работы:
Предполагается  3 пути. Рассмотрим первый из них на проблеме: Есть ли вода в яблоке?
Первый путь.


1.    Выдвигается тема. Например: вода
2.    Детям сообщаются научные данные: откуда берётся, зачем нужна, где можем её встретить.
3.    Подведение детей к проблеме (где же вода в яблоке, если её не видно)
4.    Выслушивание всех предположений, возражений, (некоторые дети начинают утверждать воду в яблоке не видно, значит, её там нет) обязательно поощряем самостоятельность рассуждений.
5.    Проведение опыта,  (используя соковыжималку, наглядно показываем,  в яблоке есть сок)
6.    Подведение к решению проблемной ситуации. Используем только наводящие вопросы. Ни в коем случае не даём детям правильный ответ. Иначе проблемная ситуация потеряет свою значимость. Если дети не могут дать правильный ответ, проводим ещё одно занятие, проведя другой опыт.

Второй путь:
1.    Создание новой проблемной ситуации (сталкивание  раннее полученных знаний с новыми фактами)
2.    Включение новых тем связанных с данной проблемой.
3.    Научить сомневаться.  Самостоятельно видеть новые проблемы. Включение познавательно объекта в новую систему связей и отношения с другими объектами.
4.    Применение системы проблемных ситуаций, эмоциональный отклик, формирование познавательной активности.

Третий путь:
1.    Создание проблемной ситуации, (например: живая и неживая природа)
2.    Побуждение к сравнению, сопоставлению.
3.    Выяснение признаков (живого мира)
Высказывание детей  (живое движется) Дети самостоятельно делают вывод: движение-это признак живого.
4.    Выдвижение противоречий, сомнений. Что может двигаться, но не живое. (Камни, вода, огонь)
5.    Побуждение выдвигать гипотезы, делать выводы, предположения, приведение примеров, наводящие вопросы, не сообщая знания в готовом виде. Дать детям возможность  ошибаться искать самостоятельно правильный ответ.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать:
Правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, что именно следует выяснить для решения проблем, не сообщать ребёнку готовый ответ. Как ни хотелось бы этого сделать. Таким образом, воспитатель  должен достичь того, чтобы ребёнок:

- Действительно почувствовал определённую теоретическую или практическую трудность,

-  Уяснил. Что от него хочет воспитатель,
- Захотел решить эту проблему,
- Смог это сделать»
А теперь мне бы хотелось предложить перечень проблемных ситуаций, которые можно предложить детям:


.Какое животное  домовая мышь дикое или домашнее?
Ответ: Дикое. Приспособившееся жить рядом с человеком.
.Почему, когда сосна растёт одна она пушистая, кривая и раскидистая, а когда несколько сосен рядом они прямые тонкие и  очень высокие?
Ответ: Сосна светолюбивое дерево.  Одинокая сосна растет, как хочет. Ей хватает солнца. А когда много сосен рядом, они все торопятся к солнышку, нижним веткам его не хватает. Ветки опадают, ствол оголяется. Деревья вытягиваются в высоту.  (Можно использовать две картины: «Корабельная роща»  и «Рожь» И Шишкина)
.Сможет ли корова жить в лесу?  Если дикие животные живут в неволе.
Ответ: Нет. Потому что человек ухаживает за ней зимой. У неё тонкая шкура, нет природной маскировки. Её съедят хищники.

Почему детеныш тюленя рождается белого цвета?
Ответ: Детёныш тюленя рождается на льдине, так как его мама вынуждена добывать ему пищу. Он остаётся один. Белый цвет его маскирует и спасает от хищников.

Как найти дорогу домой из леса, если на пути встретить пенёк?
Ответ: Нужно посмотреть на годовые кольца. Каждый год нарастает новое. Там, где север, кольца узкие: дереву не хватало света и питания, там, где кольца шире, там юг.

На каком дереве дятел выдолбит дупло на молодом или старом?
Ответ: На старом. Потому, что дятел питается насекомыми под корой и дерево стареет и портится и из старого легче добыть насекомых и личинки.

Сможет ли берёза расти всю зиму в помещении, если за ней ухаживать, как за комнатными растениями?
Ответ: Нет. Потому. Что берёза сезонное дерево, а все сезонные деревья, не зависимо от ухода  сбрасывают листву.
Зачем кошке шершавый язык?
Ответ: Кошка очень чистоплотное животное. Она  пользуется своим шершавым языком, как наждачной бумагой, убирая из шерсти лишние волоски и грязь.
Уважаемые педагоги! Хотелось бы, чтобы мой опыт работы с использованием таких нетрадиционных методов проведения занятий помог и вам сделать работу с детьми яркой и интересной.

Просмотров: 547
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Новаш Ольга Алексеевна. Конспект НОД в форме логопедического квеста 'Найди ответ за 25 минут' для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи
  • Ларионова Ирина Александровна. Мастер - класс «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса»
  • Тарасова Екатерина Петровна. Картотека проблемных ситуаций по конструированию в старшей группе
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Баженова Татьяна Владимировна. Конспект познавательного занятия с использованием проблемной ситуации на тему: «В царстве лекарственных растений». (старший возраст)
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Тумашева Мария Петровна. Экономическая игра с решением проблемной ситуации.
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Ильиных Мария Юрьевна. Занятие в старшей группе по рисованию с использованием нетрадиционных методов рисования «Снегири на ветках»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Селькова Дарья Владимировна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Дикие животные».
  • Редактор. Как самостоятельно сделать букет из конфет
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бабашкина Мария Юрьевна. «Мнемотехника — один из эффективных методов речевого развития детей»
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во II младшей группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) Лексическая тема: Дикие животные : «На лесной тропинке»
  • Вокуева Галина Юрьевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мы дети планеты Земля»
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Нечухрина Ирина Сергеевна. «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игровой деятельности и проблемно-игровых ситуаций»
  • Лисанова Елена Викторовна. «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Жесткая, мягкая вода для комнатных растений»
  • Тушкова Ирина Владимировна. Сборник занятий по северу «Если ты полюбишь Север» старшая группа
  • Алла Кузнецова. КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ
  • Мельникова Ольга Николаевна. Видео занятие по познавательному развитию «Если ты один дома»
  • Кочурова Л. А., Яблокова И.Ю.. Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в технологии в старшей группе «Куда пропала вода?»
  • Бурко Елена Валентиновна. Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций по теме: «Играем безопасно!» для детей средней группы
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во II младшей группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) Лексическая тема: ОВОЩИ «Как мы ходили в огород»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь