ЦЕЛЬ. Совершенствовать умение слышать речевые и неречевые звуки. Активизировать деятельность при анализе слога и слова, при анализе слова из слогов и букв. Развивать фонематический слух. Закрепить понятие звонкий – глухой согласный. Совершенствовать умение образовывать существительные, обозначающие профессии. Обогащать словарь. Закреплять умение работать над деформированной фразой, составлять предложения с заданным словом. Обобщить знания детей о временах года. Совершенствовать умение пересказывать текст. Прививать вкус к русскому слову (златоуст, Русь, лад),к биографии слова, к пониманию слова «изнутри». Привлекать внимание к семантике в словотворчестве: Буквоед, Златоустия, Волшебник Лад.. Развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление. Совершенствовать умение произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться. Осуществлять психотерапевтическую направленность в словосочетаниях, обращенных к детям – «золотые головы», «умелые пальчики». Воспитывать в детях дружеские чувства и взаимовыручку. ОБОРУДОВАНИЕ. Демонстрационный материал для проведения обучающих моментов занятия , таблицы «Из Слогандии в Словандию», медальки на ниточках «Спасатель планеты Златоустия» , план путешествия (из частей целое), подборка фонограмм для проведения отдельных видов занятия (релаксация, звук ракеты). ХОД ЗАНЯТИЯ Логопед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о планете Златоустия, на которую часто летаем в гости к нашим друзьям – буквам. Что вы знаете об этой планете? Давайте расскажем о ней. (рассказ детей о планете Златоустия по цепочке) Ребята, посмотрите, какое-то письмо пришло в наш детский сад. Обратный адрес – планета Златоустия. (чтения письма от Волшебника Лада )
- А еще, ребята, волшебник Лад прислал нам план, по которому на планете Златоустия мы сможем найти те царства – государства, в которых побывал Буквоед. Но посмотрите, что это? План разрезал Буквоед специально, чтобы мы не смогли добраться до нужных царств – государств. (собирание Плана из частей) Логопед. Ну что ж, нам нужно торопиться. Теперь мы сможем найти дорогу в те царства-государства планеты Златоустия, в которых случилась беда. Там поселился злой и страшный Буквоед, ест он буквы на обед, а иногда он съедает слог или целое слово. В общем вносит в страну Понимандию полный разлад и непонимание. Ведь люди только тогда понимают друг друга, когда могут правильно и четко говорить и верно излагать свои мысли. Скоро мы отправимся в путь на ракете. Скажите, в какое время года мы оставляем Землю? - А какие еще времена года вы знаете? - Назовите весенние месяцы. (летние, осенние, зимние) - А в какой день недели мы оставляем землю? - Какой был вчера, будет завтра? - Какой день недели между, после, перед? - Какая сейчас часть суток? - Какие еще части суток вы знаете? Теперь мы заправим баки горючим и отправимся на планету Златоустия. (работа над диафрагмальным дыханием, полет) Логопед: Мимо ракеты проносятся метеориты, появляются звезды и другие планеты. Ну вот мы и на планете Златоустия. Волшебник Лад встречает нас и шлет нам приветствие: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! (прочти по 1-м буквам). Посмотрите, куда мы отправляемся сначала: Сначала нужно помочь стране Барабандия, где живет звук … Логопед. - Ребята, а какой друг есть у звука [Б]? (звук [П], звонкий-глухой) Буквоед съел в этих словах буквы и получился полный разлад: . УСЫ, . АУК, ЛАМ . А, . УТЫЛКА (далее идет составление схемы слова БУТЫЛКА с проговариванием). А теперь нужно отправиться в Чучандию и Щекотандию, там Буквоед съел целые слова и вам нужно их назвать, чтобы они снова появились: Работает на экскаваторе – ЭКСКАВАТОРЩИК Работает на подъемном кране – КРАНОВЩИК Ухаживает за птицей - ПТИЧНИК Играет на скрипке – СКРИПАЧ Чинит часы – ЧАСОВЩИК Стеклит окна – СТЕКОЛЬЩИК Кладет камень – КАМЕНЩИК
Делает кровлю – КРОВЕЛЬЩИК
Учит детей в школе – УЧИТЕЛЬ
Ухаживает за птицей – ПТИЧНИК
Ткет ткань – ТКАЧИХА
Чистит трубы – ТРУБОЧИСТ
А теперь нам нужно помочь Домострою.
Логопед. – Ребята, а какой друг есть у звука [Д]? (звук [Т]).
Значит мы поможем сразу двум этим царствам – государствам и наши умные головы нам в этом помогут. Нужно составить предложение из слов:
САМОЛЕТ НАД ЛЕТЕТЬ ЛЕС
САМОЛЕТ МОДЕЛЬ ПОД ЛЕТЕТЬ МОСТ
КОШКА ВЫГЛЯДЫВАТЬ ДИВАН ИЗ-ПОД
ЗАКАТИТЬСЯ МЯЧ ДИВАН ПОД
Теперь нам нужно торопиться в Гогостандию, где живет звук [Г].
Логопед. А вы знаете какой у него друг? (звук [К]) Правильно, он живет в Курляндии. Здесь Буквоед перепутал слоги в словах:
ША - ГРИ РУШ – ИГ – КИ СЕЛЬ – РУ - КА
Молодцы, ребята! Ваши золотые головы и умелые пальчики спасают нас от беды.
Теперь мы отправляемся в страну Вопеж, где живет звук [В]. А какой у этого звука друг? (звук [Ф]) Сейчас мы поможем и этим царствам-государствам. Здесь Буквоед запутал все буквы в словах и получились изографы.
(разгадывание изографов)
Теперь мы в Цепляндии, где живет звук … [Ц].
(чтение слов с буквой Ц индивидуально,
составление предложения с этим словом, подсчет слов)
Логопед. – Ребята, а чтобы попасть в другую страну - мы должны перестроиться.
(игра «Встань там, где я скажу»)
Логопед. – Переходим в страну Жужжандию. Там живет звук [Ж], а у него есть друг [Ш]. Здесь в словах остались только гласные звуки, а согласные Буквоед посадил на парусники и отправил в море. Давайте поможем буквам вернуться.
(слова ШУБА, ЖАКЕТ)
Логопед. – А в Свистляндии, где живет звук … ([C]) и в Звонаде, где живет звук … [З] , нужно подобрать слова-родственники к словам:
ЗАЯЦ – зайчонок, зайчата, заячий, зайчиха, зайчишка
ЛЕС – лесной, лесник, лесовик, перелесок, лесничий
Логопед. – А в Лапландии и Рычандии слова никак не могут перейти из Слогандии в Словандию. Поможем им, ребята?
(работа по таблицам)
Логопед. Посмотрите, ребята, а вот и Буквоед. Мы его догнали.
Буквоед. – А вы кто такие? Зачем сюда пришли?
- Мы пришли, чтобы найти тебя и не разрешить тебе больше вносить беспорядок в
царства-государства. Все что ты натворил, мы уже исправили и больше не позволим тебе
вести себя также.
Буквоед. - Подумаешь какие грозные. Ну и ладно, ну и уйду, подумаешь…
- Ну что же, волшебник Лад, нам пора возвращаться.
Лад. – Спасибо вам, ребята, что выручили нас. У вас в самом деле золотые головы и умелые
пальчики. Вся наша планета благодарит вас, и я вручаю вам награду.
(вручение медалей)
Логопед. А теперь, ребята, закрывайте глаза и Волшебник Лад быстро перенесет нас в
детский сад.
Ну вот мы и в детском саду. Сегодня мы совершили большое и доброе дело. Я поздравляю вас с этим.
НАШ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ ЗАВЕРШЕН УДАЧНО!
ВСЕ РЕБЯТА ХОРОШО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАЧЕЙ!
|