Бабашкина Мария Юрьевна. «Мнемотехника — один из эффективных методов речевого развития детей»

«Мнемотехника — один из эффективных методов речевого развития детей»

Подготовила: Бабашкина Мария Юрьевна, воспитатель МБОУ «Поросинская СОШ» Томского района (дошкольные группы) Поросино-2018

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

 

Скачать конспект

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.

Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Что такое мнемотехника? – это составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем, рисунков.

Мнемотехника – это технология развития памяти.

Например: Мнемотаблица к русской сказке «Репка».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Например: Посмотрите на картинку в этом упражнении, здесь изображены разные предметы и силуэты. По этим картинкам можно составить интересные скороговорки.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа
  • последовательность рассказа

- лексико-грамматическую наполняемость

Как применяется на занятиях и разной образовательной деятельности мнемотехника в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.

Самый простой вид мнемотехники это картинка.

Например, на шкафчике ребенка изображёно солнышко, над умывальником его полотенце висит под изображением солнышко и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи те, которые находятся под определённой картинкой.

Мнемоквадрат — это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки: это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Вся работа строится, как мы уже говорили, от простого к сложному. Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Хочу подробнее остановиться, как я использую метод мнемотехники в разучивании стихотворений. Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запоминать стихи. У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек я использую мнемотаблицы, ориентированные на наглядно — образное мышление детей дошкольного возраста, так как в мнемотехнике схематически можно изобразить всё то, что считаешь нужным для запоминания стихотворения.

Для заучивания стихотворения с использованием мнемотехники необходимо использовать пошаговые действия:

  • 1 этап: Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  • 2 этап: Осуществление перекодирования информации, то есть преобразование из символов в образы.
  • 3 этап: Пересказ или чтение стихотворения с опорой на символы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Как работает метод:

  1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть.
  2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа.
  3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), ребёнок придумывает ассоциативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).
  4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы.
  5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Таким образом, с помощью метода мнемотехники в работе с детьми можно достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Использую для:

  • обогащения словарного запаса.
  • при обучении составлению рассказов.
  • при пересказах художественной литературы.
  • при отгадывании и загадывании загадок.
  • при заучивании стихов.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Данную методику по разучиванию стихотворений, пересказах художественной литературы (сказок, рассказов) можно рекомендовать для родителей, это поможет им в будущем при подготовке домашних заданий со своими детьми. Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе так, как речь, память, мышление являются важным показателем умственных способностей ребенка и готовности к школьному обучению.

В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств.

Мнемотехника как средство кодирования и сохранения необходимой информации позволяют легко и надолго запомнить обобщённый вывод, при необходимости развернуть общее до частного, самостоятельно декодировать закодированное.

Список использованной литературы

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980.
  2. Блонский П.П. Память и мышление. Спб.: Питер, 2001.
  3. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. — Л. 1985.
  4. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. Издательство: Школа рационального чтения. 2001 г.
  5. Козаренко А.В. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. Москва, 2007
  6. Розанов С.И. "Память в психологии" из "Большой Российской Энциклопедии" 2001
  7. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию. Связной речи у детей (5- 7 лет). 2007г Издательство?
  8. Детство-Пресс, Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов (дошкольное воспитание). 1990г
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21

4.

5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников (дошкольная педагогика). 2006г

Надо выходные данные

Приложение

Четыре картинки на одном квадрате обозначающие последовательность действий, по которой детки собираются на улицу.

Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Мнемоквадрат.

Мнемодорожка.

Мнемосхема.

«Мой мишка» (отрывок)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить (З. Александрова)

Примером разучивание стихотворения может служить мнемотаблица (стихотворение А. Барто) «Наша Таня громко плачет».

Стихотворение:

Мнемотаблица по составлению рассказа по времени года.

Просмотров: 684
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Крючкова Елена Юрьевна. Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
  • Тарасова Ирина Александровна. «Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Добродомова Лилия Анатольевна. Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы»
  • Кирута Ирина Робертовна. Семинар – практикум для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
  • Наталия Владимировна Стивкина. Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Чепикова Виктория Николаевна. Конспект открытого занятия по развитию речи использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Кириченко Ирина. Мнемотехника, как средство развития речи у дошкольников
  • Харитонова Юлия Сергеевна. Опыт работы по формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогический опыт «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Ситникова Т. Н.. Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Гущина Юлия Викторовна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ. «Мы спешим к друзьям на помощь»
  • Екатерина Тарасова. Презентация 'Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)'
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Шатова Марина. МНЕМОТЕХНИКА...или схемы - алгоритмы
  • Иванюхина Раиса Павловна. «Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы»
  • Игнатьева Анна Валерьевна. Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Агапова Юлия Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь