Слайд 1. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
- Бедность речи;
- Недостаточный словарный запас;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
- Бедность речи;
- Недостаточный словарный запас;
- Употребление нелитературных слов и выражений;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
Слайд 2: Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, часто используют приём мнемотехники.
Скачать презенатцию
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс
запоминания информации.
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Для запоминания падежей русского языка -Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 3: С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки..
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Слайд 4: Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы;
- запоминание (соединение двух образов);
- запоминание последовательности;
- закрепление в памяти.
Слайд 5. Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Слайд 6:Мнемоквадрат — одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Слайд 7 Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 — 4 предложения
Слайд 8:Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Слайд 9:Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Слайд 10.: Воробьева В.К. сенсорно-графическая схема,
Слайд 11: Глухов В. П. – блок-квадрат,
Слайд 12: Ткаченко Т. А. – предметно-схематическая модель,
Слайд 13, 14: Ефименкова Л. Н – схема составления рассказа.
Слайд 15: Большева Т. В. – коллаж
Где можно использовать мнемотехнику?
Слайд 16: Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
- Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
- Заучивания стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов
- При отгадывании и загадывании загадок;
Слайд 17: Алгоритм одевания.
Слайд 18, 19: Заучивание стихотворений
- Сначала выразительно читаем стихотворение.
-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Слайд 20: Задание: сделать мнемотаблицу к стихотворению. А сейчас уважаемые воспитатели я предлагаю вам составить мнемотаблицу. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.
Слайд 21: Чистоговорки
Слайд22: Задание:
Слайд23: я вам расскажу про последовательность работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу:
- чтение сказки (литературного произведения);
- знакомство детей с мнемотаблицей;
- пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью педагога, затем самостоятельно.
Слайд 24, 25, 26, 27 — Угадай сказку
Слайд 28. Задание «Составь мнемотаблицу к сказке»
Слайд29: Составление описательного рассказа
Слайд30: отгадывание загадок
Слайд 31, 32, 33, 34, 35,
Слайд 36 задание «Составь мнемотаблицу к загадке»
Слайд 37. Правила работы:
- Начинать с простого. Сначала познакомить с единичными изображениями, а потом постепенно добавлять сложность. Чтобы у ребёнка была уверенность в своих силах.
- Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны.
- Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей дошкольного возраста это сложно. Если информации очень много – ребёнок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
- В день предлагать для работы дошкольникам не более 2 таблиц.
- Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо – голубое, снег – белый и т.п. Когда ребёнок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
- Следует менять тему занятий, чтобы у детей не пропал интерес. На одном занятие выучили стихотворение, на другом сказку, на третьем – познакомились с дикими животными.
- Помнить, что память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Слайд 38 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Слайд39: рефлексия
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан — необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить».
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
|