Старший воспитатель МКДОУ «Рябинка» Ситникова Т.Н.
Цель: научить педагогов пользоваться мнемотаблицами, мнемосхемами (создавать и читать их).
Оборудование: цветные карандаши, листы белой бумаги, мнемотаблицы.
Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Цветик — семицветик» (На лепестках цветка зашифрованы пословицы их необходимо расшифровать)
- Семь раз отмерь, один раз отрежь
- Под лежачий камень вода не бежит
- Любишь кататься люби и саночки возить
- Яблоко от яблони не далеко падает
- Кто не работает тот не есть
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
А теперь наоборот попробуем
Скачать конспект
Зашифровать пословицы
Семеро одного не ждут
Готовь сани летом, а телегу зимой
Глаза боятся, руки делают
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
1 задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:
1
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.
2.
В огороде много гряд.
Тут и репа и салат
Тут и свёкла и горох
а картофель разве плох?
Наш зеленый огород
нас покормит круглый год
3.
Мы купили кошке,
К празднику – сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.
Ира просит: «Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
- Ниток нет, одни иголки!
На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко – жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке.
Пирог
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
2. Командам с помощью жеребьевки достаётся определенная лексическая тема (зима, весна). Вся команда изображает стихотворения с помощью мнемотаблицы. Затем результаты демонстрируются.
Весна – красна
Ты, весна, весна — красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
Дед Мороз
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
нарисовать мнемокарточки к игре (для всех)
Составить стихотворение по мнемотаблице
«Подбери слово»
- есть слово простое, короткое – … (лист)
- есть слово обозначающее много — … (листья)
- есть слово маленькое, ласковое — … (листочек)
- есть слово красивое, слово-признак — (лиственный)
- есть слово длинное, состоящее из 2-х — … (листопад)
- есть слово – название дерева — … (лиственница)
Каждой команде вручается лист бумаги, сложенный гармошкой и каждую строчку стихотворения по очереди каждый член команды изображает, не смотря и не читая, что делал предыдущий участник. После проделанной работы результат демонстрируется.
5. «Чтение мнемотаблицы». На мультимидийный экран выводится мнемосхема, каждая команда совещается, читает мнемосхему со своей точки зрения и записывает полученный вариант изложения. После этого полученный результат озвучивается.
6. Сочинить стихотворение по мнемотаблице.
Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком — вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.
Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Вывод:
Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
|