I. Паспорт проекта
При разработке проекта «Доброе слово» по нравственному воспитанию, опиралась на цели нравственного воспитания, сформулированные Амонашвили Ш.А. «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…»
Цель проекта: создание условий для приобщения воспитанников к — нравственным ценностям.
Скачать конспект
Задачи проекта
- Формировать первоначальные представления о -нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей;
- Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества);
- Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам;
II. Предпосылки достижения цели
Работа осуществляется на основе проекта со всеми детьми группы. И одновременно проводится дифференцированная, индивидуальная работа с условно выделенными по уровню нравственной воспитанности подгруппами. Так, например, воспитатели планируют по отношению к детям углубить умение преодолевать трудности, развивать способность активно воздействовать на товарищей, совершенствующих дурные поступки. Но некоторым детям этой, же подгруппы недостает знаний о правильных поступках, и это обедняет общение их со сверстниками и взрослыми, поэтому с ними проводятся индивидуальные беседы.
У отдельных детей может, наблюдается «нравственный формализм», когда они прекрасно рассуждают на нравственные темы, а ведут себя эгоистично. Таких детей важно систематически упражнять в добрых поступках, включать в деятельность, имеющую значение для других людей.
В группе обычно бывают дети спокойные и возбудимые; просто эмоциональные и легкоранимые. Все это учитывается, решая задачи нравственного воспитания.
Данный проект предполагает обращение к литературным произведениям и многократным упражнениям в положительных поступках – это группа методов обеспечивающих создание у детей практического опыта общественного поведения. Которые применяются педагогом в любом виде деятельности: в труде, игре, быту. Во всех случаях выделяется цель, которая может быть достигнута детьми. Методы, используемые воспитателем, могут быть не только прямые, но и косвенные, когда его руководящее воздействие опосредовано, а иногда и скрыто от детей.
Группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение иллюстраций. Эти методы применяются в совместной деятельности с детьми в форме бесед, викторин, развлечений, досугов и т.д. Каждая такая форма организации воспитанников состоит из нескольких этапов.
Используя детскую книгу, воспитатель без назидания и морализирования – может помочь ему научиться делать добро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся оценивать свои поступки, усваивают оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, помнят о нем и стремятся быть лучше.
«…Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…» В.А. Сухомлинский
I. Рабочий план реализации проекта
В четвертом квартале воспитатель использует те произведения, которые вызывали у детей трудности в течение года. Кроме того, в каждом квартале проводится 2-3 этические беседы обобщенного характера на определенную тему, которая раскрывалась частично в тех или иных художественных произведениях. В этих беседах важно обращать внимание на главного героя, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали и на других действующих лиц.
III. Механизм оценки и ожидаемые результаты
В конце года педагог старшей возрастной группы подводит итоги работы с детьми духовно-нравственного воспитания. С этой целью анализирует отношение ребенка к взрослым, отношения со сверстниками, а также с детьми младшего возраста, отношение ребенка к деятельности, а также к личным и общественным вещам, наличие знаний и представлений о моральных качествах людей, о явлениях общественной жизни, отношение ребенка к этим явлениям. Для анализа педагоги используют критерии Н.В. Корепановой, И.А. Липчанской.
|