Паспорт педагогического проекта «Уроки доброты»
1.
|
Наименование проекта
|
«Уроки доброты»
|
2
|
Основные разработчики педагогического проекта
|
Педагог- Горовенко Анжелика Германовна
|
3
|
Основная цель
|
Духовно-нравственное воспитании детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.
|
4
|
Основные задачи
|
1.Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо».
2.Развивать и обогащать словарь детей.
3. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним.
4.Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
|
5
|
Срок реализации
|
Проект рассчитан на учебный год.( август 2014- май 2015 уч.год)
|
6
|
Структура педагогического проекта
|
U паспорт;
U аннотация педагогического проекта;
U пояснительная записка;
U цель, задачи;
U содержание проекта;
U актуальность темы;
U гипотеза;
U тип проекта;
U методы
U участники проекта
U перспективный план;
U работа с родителями;
U литература.
|
7.
|
Ожидаемые результаты Программы
|
Применение педагогического проекта в практической деятельности позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, формировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
|
Аннотация педагогического проекта:
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К.Д. Ушинский определял как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим «собой»
«Когда педагог, любящий своё дело и любящий детей, смотрит на них, общается с ними, таинственно соприкасается душой с их сердцами, он действительно многое угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует…
Реализация педагогического проекта «Уроки доброты» поможет обогатить сознание ребёнка духовными смыслами, показать ему пример любви, истинно христианского отношения к другим людям и к себе.
Дошкольный младший возраст рассматривается как период закладывания основ личности ребенка, элементов социального опыта, умений и навыков взаимодействия с окружающим миром.
В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Педагогический проект «Уроки доброты» предназначен для воспитателей детских садов.
Пояснительная записка.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств - одна из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Педагогический проект составлен для детей 2 младшей группы, подчинен достижению основной цели - духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, отвечающая потребностям развития целостной личности ребёнка.
Педагогический проект «Уроки доброты» строится на принципах:
- принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании).
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 15 минут. Количество занятий в год – 10.
Проект составлен с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
u изодеятельность;
u художественная литература;
u ручной труд
Цель:
духовно-нравственное воспитании детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.
Задачи:
- 1.Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо». Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
- 2.Развивать и обогащать словарь детей.
- 3.Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- 4.Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
- 5.Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- 6.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- 7.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Содержание педагогического проекта.
Содержание проекта включает два раздела:
разделы
|
задачи
|
Изобразительное искусство
|
1. Ввести детей в мир высоких духовно-нравственных образов.
2. Помочь детям почувствовать и понять образы героев.
3. Содействовать развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции.
|
Художественная литература
|
1. Развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения.
2. Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости
|
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Долгосрочный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
Дети младшего возраста группы, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
В результате проектной деятельности будет подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
оформление книжек – малышек родителями;
изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный- август 2014 год
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной- сентябрь 2014 года- май 2015 год
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый- конец мая 2015 года
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Перспективный план
Тематический годовой план занятий
Младшая группа
|
Тема занятия
|
Содержание работы с детьми
|
Работа с родителями
|
Сентябрь
|
«Милости просим, гости дорогие»
|
«Добрые слова»
|
Беседа « Использование художественной литературы в семье. Книга в семье».
|
«Ходит сон близ окон»
|
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.
|
|
«Во саду ли, в огороде»
|
Знакомство с овощами. Продуктивная деятельность – аппликация «Овощи»
|
|
«Репка»
|
Знакомство со сказкой «Репка» продуктивная деятельность . аппликация «Репка»
|
|
Октябрь
|
«Чудесный сундучок»
|
Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.
|
Консультация «Посеешь привычку – пожнёшь характер».
|
«Как у нашего кота»
|
Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота», продуктивная деятельность рисование песочком «Кот»
|
|
«Котик, котик, поиграй»
|
Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика»
|
|
«Девочка и лиса »
|
Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)
|
|
Ноябрь
|
«Водичка, водичка умой мое личико»
|
Знакомство детей с умывальником . Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»
|
Народный календарь (Приметы, загадки, совместно продуктивная работа с родителями).
|
«С гуся вода, а с Ванечки худоба»
|
Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных.
|
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой»
|
«Идет коза рогатая»
|
Разучивание потешки «Идет коза рогатая».
|
|
«Волк и семеро козлят»
|
Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят», продуктивная деятельность- раскрашивание раскраски
|
|
Декабрь
|
«Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча»
|
Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
Продуктивная деятельность рисование печки
|
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
|
«Колобок»
|
Знакомство со сказкой «Колобок». Продуктивная деятельность .аппликация «Колобок»
|
|
«Уж ты, зимушка - зима»
|
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
|
|
«Сундучок Деда Мороза»
|
Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде, продуктивная деятельность –рисование «Снежинки»
|
|
Январь
|
«Пришла коляда – отворяй ворота»
|
Знакомство детей с Рождеством. Продуктивная деятельность- раскрашивание рождественских раскрасок
|
Консультация для родителей: «Народная сказка в системе нравственного воспитания»
|
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
|
Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» продуктивная деятельность- рисование. Раскрашивание «Самовар»
|
|
«Гость на гость – хозяйке радость»
|
Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.
|
|
«Три медведя»
|
Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»
|
|
|
Тема занятия
|
Содержание
|
|
Февраль
|
«Маша и медведь»
|
Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Раскрашивание раскраски
|
Консультация для родителей «Приемы обучения детей рассказыванию»
|
Хозяйкины помощники.
|
Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Продуктивная деятельность «Ведро»
|
|
«Половичку курочка веничком метет»
|
Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»
|
|
«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»
|
Знакомство детей с масленицей.
|
|
Март
|
«Нет милее дружка, чем родимая матушка»
|
Этическая беседа «Моя любимая мама»
|
Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»
|
«Приди, весна, с радостью»
|
Разучивание заклички «Весна, весна красная!» раскрашивание «Весна»
|
|
«Петушок- золотой гребешок»
|
Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.
|
|
«Заюшкина избушка»
|
Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
|
|
Апрель
|
«Трень-брень, гусельки»
|
Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.
|
Конкурс « Пасхальное яичко».
|
«Светлое Христово воскресенье»
|
Знакомство с праздником «Светлое Христово воскресенье
|
Папка-передвижка «Светлое Христово воскресенье»
|
«Петушок золотой гребешок»
|
Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»
|
Народный календарь «История праздника Пасхи».
|
«Курочка ряба»
|
Знакомство со сказкой «Курочка ряба» продуктивная деятельность «Яичко»
|
|
Май
|
«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»
|
Разучивание потешки про солнышко.
|
Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»
|
«Сорока – белобока кашу варила»
|
Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком
|
Консультация для родителей «Знакомство со сказкой «
|
«Кто в тереме живет?»
|
Знакомство со сказкой «Теремок»
Продуктивная деятельность по сказке «Теремок»
|
Сочинение сказок родителями
|
Прощание с «избой»
|
Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.
|
Презентация проекта «Уроки доброты»
|
Литература:
1. Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
2. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
3. Шорыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.
4. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера» 1998 г.
6. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г
|