Григорьева Наталья Сергеевна. Педагогическая статья 'Знакомство детей со сказкой и воспитание сказкой'

Педагогическая статья Знакомство детей со сказкой и воспитание сказкойПедагогическая статья "Знакомство детей со сказкой и воспитание сказкой"

Всем известно, что уже в раннем возрасте ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие сказки, живет вместе с героями книг, сочувствует им одним, и по-детски осуждает других. Под влиянием книг, разнообразных художественно- дидактических пособий, и групповых занятий со взрослым возникает детская художественно-речевая деятельность.

К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного внимательного слушания литературных произведений, умения мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, к персонажам сказок.

«Сказочное» творчество базируется на игре, максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности заложить более глубокие основы литературного воспитания, создаст фундамент для дальнейшего его развития.

Знакомство со сказкой начинается с выразительного ее чтения взрослым.

Характер и содержание последующей работы обуславливается самим литературным произведением, возрастом, уровнем развития и активности детей. Педагог избирает какой-то один метод или сочетает разные методы в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

Рассмотрим основные методы работы:

1. Целенаправленное наблюдение.

 

а) Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описание героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.

б) Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

в) Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление карнавальных масок, костюмов (костюмы Гнома, Бабы Яги, Водяного, Привидения не очень сложны. А уж «волшебные атрибуты»: связка ключей, метла, колдовская книга – вообще изготовить легко). После рисования, лепки, изготовления костюмов можно провести обсуждение иллюстраций и поделок.

г) Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т.д.) и характера действия.

2. Сравнение.

а) Игра в сравнения ( «Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого точнее, у кого – самое неожиданное и в то же время точное?»).

б) Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.

в) Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта.

Можно предложить детям сравнить сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?

3. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей.

а) Узнавание автора по стилю. Например, характерная особенность сказок

О.Пройслера – юмор, лукавый, добродушный и вместе с тем, если можно сказать, «реалистический». Дети смогут определить его авторство после прочтения педагогом нескольким юмористических отрывков.

б) Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное.

в) Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.

г) Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок,

прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.

4. Эксперимент с художественным образом.

а) Рассказывание от имени одного из героев произведения. Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношение с другими персонажами книги.

б) Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.

в) Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, «вживание в образ».

5. Оценка и суждение.

а) Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя и убедить слушателей.

б) Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора – принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.

в) Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном ( «О каких события идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?»).

г) Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Задача беседы — развить художественное ассоциации ( «На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного, и в чем их сходство?»).

д) Беседа о жанре «Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие сказки, посвященные нашей современности, ты знаешь? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?».

е) Беседы об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских сказочниках (К. Паустовский, А.Платонов, В. Бианки, И.Токмакова, Р. Погодин, Э. Успенский) и зарубежных (Х. К. Андерсен, А.Линдгрен, О. Пройслер, Д. Родари, Т. Янссон и др.). Рассказ о зарубежном сказочнике хорошо предварить рассказом о его стране. Полезно отметить черты творчества, рожденные народной сказкой и вместе с тем элементы новаторства.

ж) Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод ( «Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной книжке – в любом случае развивается литературно-ассоциативное мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству получен-

ных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в книге конкретный эпизод.

Для ребенка, не умеющего читать, книга без взрослого посредника не

существует.

Для того чтобы реализовать воспитательные возможности сказки, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью ребенка, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать сказки как искусство слова.

Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, диалогами, ритмической напевностью языка развивает образность мышления, выразительность языка.

Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Сказка дает ребенку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма. Детей захватывает напряженность сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьба добра и зла, которая, приобретая разные формы, проходит через сказку. Ребенок радуется благополучному концу, победе справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, трудолюбие.

Слушая сказку, ребенок должен не только усвоить ее содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые переданы в произведении. Благодаря сказке, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к окружающему миру.

Сказка является источником и побудителем чувств, переживаний — нравственных, интеллектуальных, эстетических.

Сказка глубоко захватывает чувство, волю, воображение ребенка, дети мысленно участвуют в каждом этапе борьбы со злом, искренне переживают незаслуженную обиду, отстаивают справедливость. Эта внутренняя активность ребенка дает возможность ему интуитивно познать то, что пока недоступно его разуму.

Немаловажное значение имеют образцы поведения, представленные в сказках. Для ребенка очень важна оценка взрослыми поступков, действий его сверстников, его самого, сказочных персонажей. Слушая сказку, ребенок обязательно хочет выяснить, кто хороший, а кто плохой. Под влиянием той оценки, которую дает взрослый, у детей формируются моральные качества. Дошкольники уже осознают, понимают и ориентируются в переживаниях, у них начинает складываться личностная самооценка.

Чувства, возникающие у ребенка, по отношению к другим людям, легко переносятся им на героев сказок. Ребенок может вновь и вновь слушать одну и ту же сказку, но чувства, вызываемые ею, от этого не ослабевают, а становятся сильнее.

Наиболее яркое чувство детей при слушании сказок – это сочувствие всем, кто попал в беду. Особое сочувствие вызывают положительные герои. Любая короткая бесхитростная сказка может быть первым уроком в становлении личности, первым примером формулы, согласно которой доброта – хорошо, а зло и коварство – плохо.

Таким образом, воспитание сказкой приводит к большим изменениям в нравственно-эстетической и эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни.

Просмотров: 864
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Литературная викторина «В мире сказок». Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка».
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление по мотивам сказок А. С. Пушкина «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Галина Куликова. Конспект НОД по речевому развитию для детей второй младшей группы 'Сказка за сказкой'
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Малинина Татьяна Александровна. Проект 'СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ'
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Божок Галина Валентиновна. Сказка «Домик на дереве» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»)
  • Асташина Ирина Владимировна. Сказка на новый лад «Пузырь соломинка и лапоть» по мотивам русской народной сказки
  • Швецова Алиса Дмитриевна. Пьеса–сказка «Хвостатая история» по мотивам русской народной сказки «Хвосты».
  • Чернова Наталья Петровна. Презентация 'Методы работы со сказкой'
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Абрамова Наталья Сергеевна. Интегрированное занятие для детей старшей группы (5 – 6 лет) «Знакомство с нанайской сказкой «Айога»
  • Овсяницкая Светлана Сергеевна Захарова Елена Владимировна. Опыт работы по формированию представлений о нравственных качествах посредством народной сказки (вторая младшая группа).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь