Одинцова. Я. А. ГБДОУ детский сад №50 Василеостровского района Г. Санкт-Петербурга Воспитатель
Первостепенная задача воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС — воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Необходимость в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Что значит творческий потенциал? Это тяга к познанию; живой ум; умение постигать новое; уметь в обычных вещах и явлениях видеть нестандартное; воображение без границ; стремление делать открытия; уметь в жизни применять полученные знания;
интуиция и фантазия, которые порождают открытия и изобретения, а также что-то свежее и новое.
Однако, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в области психологии потенциальных возможностей и ресурсов человека, проблема развития творческого потенциала и его реализации в различных условиях требует дальнейшего изучения. Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом — это и означает развитие творческого потенциала.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. Театральное творчество — творчество коллективное, и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей.
Сказка – это универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.
Существует два вида художественных сказок — это народные и авторские. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами.
Авторские художественные сказки, более трепетны, образны, чем народные.
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звук и прочее) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.
Необходимость организовать свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий. Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.
Воспитатель должен ставить перед собой две задачи:
- понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему.
- помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.
Для этой цели в группе необходим уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок «Сказки моего детства».
В сказочном уголке создаём полумрак, с весёлыми разноцветными огоньками, раскрывается ширма, украшенная аппликацией, звучит тихая музыка. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, сюрприза, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания персонажей, которые сопровождают в путешествии детей, помогает осмыслить отношение к различным сторонам действительности.
Нужно предлагать детям творческие задания, развивающие мышление и воображение. В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». После знакомства со сказкой можно предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.
Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам.
Основными условиями в обучении творчеству являются:
- Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
- Создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его
творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях. В играх-драматизациях нужно использую сказки постепенно:
1 этап. Познакомить детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы,
рассматривание иллюстраций).
2 этап. Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
4 этап. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных.
В результате этого дети придумывают собственные истории, изображают любимые сказки.
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности рекомендуется понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр; — самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась)
- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость); — инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств)
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность)
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
В процессе организации и проведения педагогической работы следует уделить особое внимание развитию творческой активности детей. В существующих условиях детского сада, необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа, конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. Данную работу следует проводить в тесной взаимосвязи со всеми участниками педагогического процесса. Полученные данные в ходе констатирующего эксперимента говорят о возможности организации и проведения развивающей работы по данному направлению.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
Литература:
- Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель, 2009. -411с.
- Сорокина, А.О., Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
- Соловцова А. С., Шарикова Д. В., Бондаренко Е. Н. Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность // Молодой ученый. — 2016.
- Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста, Харьков: Фолио, 1997.
|