Кряжева Людмила Николаевна. «Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования»

«Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования»«Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования»

Автор:

  • Кряжева Людмила Николаевна. Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 5 «Алёнушка» города Вологды

С введением ФГОС в настоящее время особо актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».

 

Скачать: «Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования» (полный конспект)

Одним из направлений в художественной деятельности, где происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является творческое музицирование. Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной художественной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого, ребёнка и коллектива.

Сегодня над этой проблемой углублённо работает Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, кандидат искусствоведения преподаватель музыки УВК № 1679 г. Москвы. Ею разработана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками», где автором представлен систематизированный музыкальный материал (русский народный, детский, календарный, песенно – танцевальный фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, отдельные детские песенки).

В условиях нашего детского сада данная программа используется в качестве дополнительной, парциальной к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (раздел музыкальное воспитание). Разработано перспективное планирование, подобран дидактический материал, различные пособия, атрибуты, музыкальные и шумовые инстременты.

Цель в работе с дошкольниками – создание условий для творческого самовыражения детей, активизация творческого начала каждого ребенка.

Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности:

В разделе «Слушание музыки» восприятие музыки мы соединяем с движением: тактированием, метрированием, моделированием в движении, свободное движение в пространстве в поиске образа. А также используем музыкальные инструменты, предметы (платочки, ленточки, шарики, цветы...).

Дети с удовольствием выполняют творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем».

В разделе «Пение» стараемся больше петь без музыкального сопровождения (фортепиано), возможно использование детских музыкальных инструментов. Поем песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте). Озвучиванием голосом «Звуки весны», «Звуки зимы» … Большое значение имеют упражнения на формирование навыков пения: речевое (подражание голосам животных, птиц) и пространственное моделирование (пение по руке). «Музыкальные узоры», пение по картинке. ( «Сорока – сорока», «Радуга – дуга», «Петушок» …) Творческие задания: «Паучок спускается по паутинке», «Обмен приветствиями», «Спой своё имя», «Звуковое зеркало», ответь на вопрос «Где ты?»«Я здесь».

В разделе «Музыкально – ритмические движения» используются задания на внимание: разные виды движений под игру на детских музыкальных инструментах с замиранием на паузу. А также, игра – приветствие, танец – команда, танец – импровизация. Импровизация проводится под знакомую и незнакомую музыку. С младшей группы используем в спонтанных плясках атрибуты: платочки, ленточки, шляпы, стаканчики, ритмические палочки, бабочки из фантиков, пуговицы и игрушки (куклы, мягкие игрушки), погремушки.

В разделе «Инструментальное музицирование» большое внимание уделяем исследованию способов игры на разнообразных инструментах, предметах. (Игра звуками). Учитывая особенности детей, широко использую на занятиях музыкальные инструменты, различные атрибуты, шумовые самодельные инструменты.

Поэтому дети с удовольствием и интересом играют на расчёске, звенят ключами, стучат орешками, встряхивают шелуху семечек, скорлупу фисташек, играют на самоделках. Предлагаются творческие задания: импровизированные диалоги двух инструментов «Разговор» (двух барабанов, двух колокольчиков), импровизация на инструменте «Сыграй свою музыку», игра «Шумовой оркестр», «Посудный оркестр», «Играем с оркестром» (под фонограмму). Возможно исполнение в движении.

В игре – драматизации, которая основывается на творчестве детей, предусматривается самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей. Озвучиваем стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на тон блоке, рассказывая, как стучит дятел; трещат трещоткой как сорока.

В детском саду созданы условия для работы с детьми. Имеется музыкальный зал, приобретены разнообразные музыкальные инструменты. Изготовлены и подобраны атрибуты для творческих игр — ленточки, платочки, веревочки, пуговицы, султанчики; дидактические и развивающие игры, рисунки к песням, фонотека песен, шумов, музыкальных сказок.

Во всех группах детского сада оборудованы музыкальные центры в соответствии с ФГОС и возрастом детей.

Работа в данном направлении ведётся и с родителями. Проведено анкетирование по теме: «Мой ребенок и музыка», консультации, беседы.

Большой интерес у родителей вызвал семинар – практикум «Создание игрового музыкального пространства в детском саду» (Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала). В ходе данного мероприятия родители совместно с детьми сделали своими руками музыкальные инструменты: маракасы, барабанчики, бубны, кастаньеты, погремушки. Красочные, яркие шумовые и ударные инструменты (коробочки, мешочки, ключики, баночки) пополнили музыкальные центры на группах и дали возможность детям музицировать в свободное от занятий время и пополнили знания родителей.

Таким образом, в результате системной работы дети не стесняются солировать – импровизировать, хорошо запоминают тексты песен, решаются задачи речевого развития детей. С большим удовольствием ребята музицируют на шумовых и музыкальных инструментах, проявляют интерес в сочинении, обыгрывании сказок и их озвучивании; без труда передают ритмический рисунок; согласовывают движения с музыкой — проявляется индивидуальность, смелость, способствующих самовыражению личности.

Просмотров: 717
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Герасимова Марина Ивановна. Бизиборд «Музыкальные инструменты» дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Баранова Наталия Александровна. Музыкальное занятие в средней группе ДОУ с использованием шумовых инструментов «Три кота и шумовые инструменты»
  • Пачина Алёна Михайловна. Конспект открытого занятия по краеведению «Коми музыкальные инструменты»
  • Павлова Елена Николаевна. Доминантное музыкальное занятие по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах (подготовительная группа)
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Иваницкая Олеся Владимировна. Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала — сотворчество детей, родителей и педагогов
  • Полкунова Вера Михайловна. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы
  • Сингосина Ирина Владиславна. Оркестр-игра «Лотерея музыкальных инструментов»
  • Манетчикова Людмила Александровна. Музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В мире музыкальных инструментов»
  • Загудаева Ольга Владимировна. Атрибуты для музыкальных игр, танцев, изготовленные своими руками
  • Лукашенко Ольга Александровна. КОНСПЕКТ НОД «Музыкальные конфеты для Бабушек и Мам» для детей старшей группы компенсирующей направленности
  • Куква Татьяна Николаевна. «Использование самодельных музыкальных инструментов для озвучивания сказок и стихов»
  • Редактор. Детские игры: Рукавичка, Моя мелодия, Музыкальные моменты, Волнистый червячок
  • Губайдулина Н.Г.. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности
  • Басова Ольга Александровна. Сборник видео-пособий по слушанию музыки для музыкальных руководителей детского сада
  • Карпович Елена Павловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Музыкальные превращения»
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Шмелева Людмила Викторовна. Конспект доминантного занятия по восприятию музыки с детьми подготовительной группы «В мире музыки»
  • Понамарчук Олеся Фаритовна. Сценарий развлечения для детей подготовительных логопедических групп «Мир музыкальных инструментов»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Перницкая Валентина Геннадьевна. Игры и забавы для детей двух лет в детском саду в адаптационный период
  • Руденко Ирина Юрьевна. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Балмуш Олеся Олеговна. Статья «Использование интерактивных методов на музыкальных занятиях в детском саду»
  • Фертова Маргарита Герройдовна. Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
  • Пшеничникова Екатерина Львовна. Методическое пособие «Элементарные музыкальные понятия в стихах»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь