Конспект открытого занятия по краеведению «Коми музыкальные инструменты»
Цель: продолжение формирования представлений у детей о коми народных музыкальных инструментах.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с коми музыкальными инструментами, с историей создания.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Способствовать развитию мелкой моторики при работе с берестой.
- Формировать желание и интерес к игре на коми народных инструментах.
- Воспитывать интерес к музыке коми.
- Обогащать словарный запас дошкольников: (рубель — сера палич, колотушка – тотшкэдчан, ручеек –зиль-зёль, погремушка –шур-шар, трещётка – сярган).
Оборудование: сундук, музыкальные инструменты (сера палич, тотшкэдчан, шур-шар, зиль-зёль, сярган), аудиозаписи «Журчание ручья», песня «Паськыд гажа улича»
Предварительная работа:
- Рассказы о музыкальных инструментах
- Просмотр видео выступления артистов «Асъя Кыа»
- Д/игры «Назови музыкальный инструмент», «Угадай по звуку»
- Слушание коми народной музыки
ХОД:
- Ребята, посмотрите, какой необычный сундучок я вам принесла. Как вы думаете, что там? (ответы детей)
- Узнаете, если отгадаете загадку (включаю аудиозапись со звуком игры на рубеле)
- Что за звук вы услышали?
- А как правильно этот инструмент называется на коми языке? (сера палич)
- У этого инструмента своя история. Это сейчас он музыкальный инструмент, а раньше этот инструмент применялся в хозяйстве и быту.
- И где он применялся? (им раньше стирали и гладили)
- Кто покажет, как играют на этом инструменте?
- Слушайте следующую загадку:
Ночью в колотушку сторож стучит,
Стук колотушки людям говорит:
«Я вас охраняю, спите до утра,
А солнышко проснется и всем вставать пора!»
- Как называется на коми языке этот инструмент?
- Кто попробует быть сторожем? (дать ребёнку поиграть)
Включаю аудиозапись шум ручья.
- Догадались, какой инструмент может изобразить журчание ручья.
- Правильно, ручеёк, а по коми – зиль-зёль. Послушайте, как он звучит.
- Кто хочет поиграть на этом инструменте? (дать ребёнку поиграть)
- Этим инструментом забавляли маленьких детей. Кто знает, как называется этот инструмент? (погремушка, а на коми языке шур-шар)
- Ребята, слушайте последнюю мою загадку:
Это что за разговор?
То ли ссора, то ли спор.
Как сороки, затрещали,
Инструмент такой узнали?
Тараторит, будто тетка,
Называется… (трещотка)
- А на коми языке? (сярган)
- И где же это сярган раньше применялся? (для отпугивания лошадей)
- Как думаете, почему дали такое название этому инструменту? (звук сильный, трескучий)
- Кто хочет поиграть на этом инструменте? (дать ребёнку поиграть)
- Ребята, а из каких материалов они сделаны? (из дерева и бересты)
- Ребята, а кто занимается изготовлением этих инструментов? (ответы детей)
- А сейчас, хочу посмотреть, а можете ли вы угадать эти инструменты, если я вам завяжу глаза и надену вам на руки теплые варежки.
Проводится игра «Угадай невидя»
- Молодцы, все инструменты отгадали.
- А давайте мы сейчас поиграем на инструментах!
Дети играют на музыкальных инструментах под музыку «Паськыд гажа улича»
- А сегодня мы с вами сделаем музыкальный инструмент шур-шар. (показываю детям упрощенный вариант изготовления шур-шар)
- Из какого материала он сделан? (из бересты)
- А что там внутри шаркает? (сухие горошинки)
- Вы хотите научиться делать такой музыкальный инструмент?
- Давайте мы с вами отправимся в нашу мастерскую.
Дети берут подносы с заготовками, садятся за столы, я показываю изготовление шур-шар.
|