Толмашова Наталья Александровна. Мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ в системе образования общего назначения

Мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ в системе образования общего назначения

Толмашова Наталья Александровна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Абакана

Мониторинг – это процесс непрерывного контроля, отслеживания тенденций в изменении основных параметров деятельности дошкольного учреждения.

Это процесс неизбежно ведет к необходимости переосмысления понятийного аппарата, разработке разнообразных процедур и механизмов оценки качества образования таких как, диагностика, анализ, контроль.

 

Одним из методов оценки качества можно считать «мониторинг как процедуру сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития»

Необходимо отметить, что мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения как условие обеспечения качества дошкольного образования понимается как система действий, направленная на использование результатов мониторинга для повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения качественного развития ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте. Таким образом, целью мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения является обеспечение адекватного информативного отражения состояния качества образования в дошкольном образовательном учреждении, позволяющее осуществить аналитическое обобщение и использовать полученные результаты.

Исходя из этого, в мониторинге должны быть определены четыре основных параметра, характеризующих:

  1. соответствие деятельности дошкольного образовательного учреждения требованиям действующих нормативно-правовых документов (образовательные и адаптированные программы)
  2. соответствие условий обеспечения воспитательно-образовательного процесса требованиям действующих нормативных правовых документов (в т.ч. аттестация педагогов)
  3. степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения (анкетирование родителей)
  4. соответствие результатов развития воспитанников требованиям действующих нормативно-правовых документов (педагогическая диагностика)

Рассматривая непосредственно мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ, следует заметить, что адаптированные программы, разработанные для детей с ОВЗ, подлежат более качественному контролю.

В дошкольном образовании существует принцип постоянного улучшения деятельности во всех направлениях — управлении, кадровом, учебно-методическом, материально-техническом обеспечении, создании благоприятного микроклимата, толерантности, желании работников в повышении своей квалификации, способствующие повышению качества образования с детьми с ОВЗ. Мониторинг обеспечивает должный уровень качества создаваемых для детей с ОВЗ образовательных программ и образовательной деятельности, в процессе которой эти программы реализуются. Помимо адаптированных и образовательных программ в дошкольном учреждении проводится вне образовательная деятельность, которая может оказывать большое влияние на процесс социального развития детей, развития их индивидуальных способностей и интересов, развития коммуникативных возможностей и опыта разнообразной деятельности (исследовательской, проектной, игровой, физкультурно-спортивной, экскурсионной, театральной), способствующей психическому и личностному развитию воспитанников. Помимо этого в рамках вне образовательной деятельности по желанию родителей детей с ОВЗ в дошкольной организации могут быть реализованы дополнительные образовательные программы, связанные с разными направлениями воспитания и социализации личности воспитанников с ОВЗ, например, разные аспекты духовно-нравственного, эстетического, физического либо других направлений личностного развития. Специальная поддержка освоения детьми с ОВЗ адаптированной образовательной программы предполагает включение в Программу и процесс ее реализации системы психолого-педагогических и медицинских средств с учетом особенностей развития и специфики образовательных потребностей разных групп детей с ОВЗ.

Также, одним из критериев мониторинга образовательного процесса является проведение мероприятий по повышению компетентности работников дошкольных организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей с ОВЗ. Такими мероприятиями могут быть разные формы повышения квалификации работников образования по вопросам качества образования и его оценки, где раскрываются вопросы:

  1. нормативно-правового регулирования
  2. содержания и организации
  3. создания адаптированной образовательной программы
  4. создания рабочих учебных программ
  5. подготовки и использования современного инструментария оценки индивидуальных достижений и прогресса обучающихся
  6. прогнозирования достижений учащихся с ОВЗ в рамках изучения конкретных образовательных областей и разработка критериев их оценки
  7. проектирования собственной педагогической деятельности с перспективой формирования социальной компетентности у обучающихся

На основании третьего критерия мониторинга — степени удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения, проводится анкетирование родителей детей с ОВЗ. Анкетирование помогает выяснить, что родители хотели бы получить от образовательной или адаптированной программы. Из этого следует сделать вывод о том, что необходимо включить или уделить большее внимание тому или иному критерию в образовательной или адаптированной программе для детей с ОВЗ. Основные ожидания родителей детей с ОВЗ весьма разнообразны в плане итоговых достижений воспитанников, содержания образования и условий его организации, которые обусловлены их разными образовательными потребностями и возможностями.

Рассматривая последний критерий мониторинга — соответствие результатов развития воспитанников требованиям действующих нормативно-правовых документов, проводится педагогическая диагностика для детей с ОВЗ. На основании этой диагностики для воспитанника с ОВЗ составляется индивидуальный маршрут развития, основанный непосредственно на потребностях и возможностях данного воспитанника. Цель индивидуального маршрута развития для ребенка с ОВЗ – это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально-личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Принципы индивидуального маршрута развития для ребенка с ОВЗ:

  1. Принцип опоры на обучаемость ребенка;
  2. Принцип соблюдения интересов ребенка ( «на стороне ребенка»);
  3. Принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании);
  4. Принцип тесного взаимодействия и согласованности специалистов в процессе реализации индивидуального маршрута развития;
  5. Принцип непрерывности

Таким образом, мониторинг по своим критериям регулирует процесс работы с детьми с ОВЗ, способствует постоянному росту и качеству образования в системе общего назначения.

Просмотров: 557
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Гойдина Светлана Николаевна. «Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
  • Плашкина О.О., Тихоненко И. В.. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
  • Борисова Юлия Юрьевна. Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО
  • Сагайдак Екатерина Александровна. Анализ эффективности образовательной программы для детей с ОВЗ
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Ильина Оксана Васильевна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Подарки волшебницы – зимы»
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Тарасевич Нина Николаевна. «Оптимизация образовательной деятельности посредством электронных образовательных ресурсов при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Папикян Наталья Юрьевна. «Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Быкова Светлана Валерьевна, Петушкевич Евгения Геннадьевна. «Использование игры как метода развития детей с ОВЗ»
  • Холенкова Светлана Николаевна. Мультипликация как средство развития связной речи детей с ОВЗ
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
  • Шамова Александра. Создание условий в группе для повышения качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во II младшей группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) Лексическая тема: ОВОЩИ «Как мы ходили в огород»
  • Степанова Оксана Владимировна. Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство
  • Бочарова Марина Николаевна. МАСТЕР — КЛАСС по созданию пособия «ЛЭПБУК «Речевичок», как средство развития речи детей с ОВЗ»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Абрамовских Елена Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме «КВН» для детей подготовительных групп с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Сценарий спортивного развлечения с участием родителей для среднего возраста с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Сумина Валентина Михайловна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ОВЗ «Путешествие на Остров Чудес».
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Агаркова Наталья Александровна. Как научить детей любить книжки? Из опыта работы с детьми с ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь