Матвеева Анна Александровна, старший воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №86 г.Томска
Процесс модернизации дошкольного образования заключается не столько в разработке новых образовательных технологий, сколько в ценностно-смысловой «перестройке» образовательных и профессиональных установок педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Профессионализм сегодня неразрывно связан с понятием «профессиональная компетентность». Стержневой основой профессиональной педагогической компетентности является коммуникативная компетентность.
С опорой на анализ научно-информационных источников конкретизируем понятие «коммуникативная компетентность» как мотивированная способность к конструктивному решению коммуникативных задач, ориентированных на развитие субъектов образовательной деятельности.
В основе организации психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности педагогов нашего дошкольного учреждения лежит «Технология рефлексивного знания»: формирование условий и создание ситуаций, когда предметное теоретическое знание находит адекватную опору в конкретном опыте педагогов в ситуациях их профессионального и личного коммуникативного взаимодействия.
В качестве конкретного опыта рассматривается: восприятие текстов, видео ролики, личный и профессиональный опыт педагогов, моделирование ситуаций по жесткому или гипотетическому сценарию. Рефлексивное обсуждение различий в интерпретациях текстов, анализ видеосюжетов и оценка ситуаций выводит на понимание образовательных дефицитов и оформление образовательных запросов. Сконструированное знание или новый навык определяют затем содержание пробных действий, и если обогащение личного и профессионального опыта происходит, то делается вывод об успешности реализации технологии рефлексивного знания.
В соответствии со схемой рефлексивного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности педагогов: «конкретный опыт – рефлексивное обсуждение – обучение – пробное действие – конкретный опыт» — на коммуникативных тренингах, проводимых психологами, педагоги задают вопросы, касающиеся проблем коммуникативного взаимодействия из их личного педагогического опыта. Затем проходит анализ и рефлексивное обсуждение проблемы, педагог получает необходимое знание (новый навык) и переносит его на пробную педагогическую ситуацию. Получив позитивный опыт решения проблемы, он вводит рефлексивную технологию в свой педагогический опыт.
Групповой режим экспертизы коммуникативного взаимодействия предполагает совместный анализ, активное обсуждение и рефлексию определённой коммуникативной ситуации (видео просмотр организации непосредственной образовательной деятельности, видео просмотр родительских встреч и др.). После просмотра и анализа видео материалов, на основе рефлексии полученного знания, педагог переводит его в деятельностный план и, после обогащения личного опыта, использует знание дальше — в своей педагогический практике.
Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности осуществляется в логике системо — деятельностного подхода, когда формы взаимодействия непосредственно реализуются и корректируются в ситуациях образовательной практики, а педагоги выступают не только в качестве участников эксперимента, но и активными исследователями.
После проведения анализа внутренних и внешних условий развития коммуникативной компетентности педагогов (актуальный уровень развития и зона ближайшего развития) применяется метод ситуативно-ролевого моделирования. Например, одной из форм конструктивного коммуникативного педагогического взаимодействия стало проведение педагогического совета по теме «Общение в семье» в формате устного журнала с привлечением родителей дошкольников.
Результатом коллективного обсуждения на семинаре стала совместная разработка содержания и определение организационных форм включённости в групповое коммуникативное взаимодействие педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения:
- подготовка видео буклетов по теме «Папина профессия», помощь педагога в представлении готового продукта
- подбор видео роликов для иллюстрации разных стилей общения родителя с ребёнком, их плюсы и минусы, предварительный совместный просмотр и отбор
- подбор высказываний известных философов и педагогов о семейном общении для размещения на дереве мудрых мыслей, оформление дерева мудрых мыслей.
Деятельностный компонент модели развития коммуникативной компетентности задавал определённые требования к отбору содержания форм совместной деятельности:
- диалогизация взаимодействия
- развивающая ориентированность
- продуктивность и творчество.
Все эти критерии учитывались педагогами в процессе предметно-обусловленного взаимодействия с родителями воспитанников во время подготовки к педагогическому совету. Это явилось характерным проявлением продуктивного творческого уровня коммуникативной компетентности педагогов: самостоятельная продуктивная деятельность, стремление к взаимопониманию, решение коммуникативных задач, партнёрство и ответственность за совместно созданный продукт.
Проведение рефлексивных семинаров предполагает стимулирование не только коммуникативной, но и познавательной активности и самостоятельности педагогов. Это модель создания ситуаций, когда педагогам приходится конструировать знание в процессе решения определённой коммуникативной проблемы. Знание становится личностно значимым и приобретает статус «рефлексивного знания».
Интерактивные технологии ведения рефлексивных семинаров создают комфортные условия взаимодействия: «вперёд и вместе», «через живое общение», «через работу в группах, где каждый – субъект познания нового». На основе моделирования жизненных и профессиональных ситуаций коммуникативного взаимодействия, с использованием ролевых игр, педагоги, не получая знания в готовом виде, конструируют их самостоятельно или в группе.
Ситуационно-ролевое моделирование определяет применение таких форм профессионального взаимодействия как — ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки.
Ситуации-иллюстрации эффективно используются в ходе знакомства с теоретическим материалом с целью пояснения отдельных его положений. При этом в качестве иллюстрации используются как модели культурной практики, так и модели личных педагогических ситуаций.
Применение ситуации-оценки позволяет педагогам активно проявлять своё отношение к рассматриваемой ситуации и способу её решения. Ведущий озвучивает характеристики какой-либо проблемной коммуникативной ситуации и предлагаемый способ её решения. Педагогам необходимо оценить данное решение, попытаться найти допущенные ошибки, объяснить их сущность, обосновав при этом выводы.
Использование ситуации-упражнения предполагает, что ведущий ограничивается изложением сути коммуникативной ситуации (например, конфликтной) и предлагает педагогам проанализировать эту ситуацию, попытаться на основе ее анализа выработать соответствующее решение.
Таким образом, практика развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения показывает, что достижение позитивной динамики возможно лишь с ориентацией на использование технологии рефлексивного знания и создание ситуаций рефлексивных обсуждений средств и результатов коммуникативной деятельности.
Литература:
- Антипина, Л. Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса / Л. Б. Антипина // Методист. – 2010. — № 2. – С.39-44.
- Гейхман, Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала / Л. К. Гейхман // Профессиональное образование. – 2006. — №3. – С. 28-29.
- Олешков, М. Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования // Мир образования – образование в мире. – 2008. — №1. – С. 182-194.
- Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов / Т. Сваталова // Дошкольное воспитание. – 2011. — №1. – С.95-96.
- Фадеева, Е. И. Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс эффективности их деятельности / Е. И. Фадеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. — №10.
|