Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников»
На страницах журнала авторы знакомили педагогов и родителей с инновационной технологией «Веселый день дошкольника ( «ВеДеДо»). Уже 8 лет идет ее широкая апробация и экспериментальная проверка.
Цель эксперимента – поиск инновационных форм организации образовательной работы с детьми на принципах проекта ВеДеДо. Подтверждение его эффективности. Напомним принципиальные положения.
Скачать полный конспект
Суть проекта – обеспечение всестороннего развития дошкольников через особую организацию предметно-развивающей среды и новые формы взаимодействия детей с взрослыми, сверстниками, современными информационно-коммуникативными средствами в условиях семьи и дошкольного учреждения. Сердцевину проекта составляют песни о разных сторонах жизни дошкольника (игры, режим дня, театр, сказка, явления природы и общественной жизни и др.), в процессе восприятия которых дети осваивают содержание образовательной программы вне прямого обучения, как эмоционально насыщенную радостную спонтанную деятельность: игру, художественное творчество, личностное общение, театр, просто отдых, досуг.
Принципы проекта ВеДеДо.
Обеспечение для детей дошкольного возраста баланса:
- познавательного и эмоционального компонента образования
- исполнительских и творческих форм деятельности
- вербальных и образных форм подачи содержания
- информационной и художественно-эстетической составляющих
обеспечение:
- вариативности организационных форм образования
(индивидуальных, в подгруппах и коллективных);
- индивидуализации образования
- позиции ребенка как субъекта образовательной деятельности
- целостности педагогического процесса и внутреннего мира ребенка
(через синтетические формы организации образовательного процесса).
Технология проведения наблюдений.
Педагог в процессе непосредственно образовательной деятельности, во время, отведенное для самодеятельных игр и самостоятельной деятельности детей, в режимные моменты обращает внимание на появление у детей того или иного вида игр, личностные проявления, особенности общения. Он делает соответствующую отметку в протоколе наблюдений около фамилии ребенка, за которым велось наблюдение (например, ставит крестик). Такие отметки можно делать в день наблюдений по памяти. Поначалу педагог отмечает ярко бросающиеся проявления наиболее активных детей. Затем переходит к более целенаправленным наблюдениям за менее заметными детьми.
Оговоримся: воспитатель не обязан вести протокол наблюдений в предлагаемой нами форме, вообще как-то письменно фиксировать их результаты.
Предлагаемая технология носит поисковый характер, мы будем ее отрабатывать в ходе эксперимента в базовых детских садах. Приглашаем Вас принять участие в апробации проекта. Будем благодарны, если пришлете свои вопросы, комментарии, рассуждения, советы по уточнению показателей и совершенствованию формы протокола наблюдений.
Показатели развития языковой личности дошкольника.
Коммуникация. Языковая личность – это человек в речевом общении (коммуникации), включающем порождение высказывания – текста и обмен высказываниями – диалог. Отсюда показатели коммуникации:
- Инициативно общается со взрослым. Есть дети, которые активно включают взрослого в свою деятельность, общение. Как бы руководят взрослым, и тот становится источником развития. Соответственно этот момент важен для характеристики личности ребенка. И есть те, кто старается не попадаться на глаза. Оказываются вне прямого влияния взрослого. От этого может страдать развитие – и умственное, и речевое, и социальное. Поэтому в протоколе наблюдений надо отмечать случаи, когда ребенок подходит к воспитателю с вопросами, просьбами, делится впечатлениями, рассказывает что-то о себе, своей семье. Если получится, заведите дневничок наблюдений и делайте своеобразные зарисовки: кто из детей поделился с Вами своими секретами, тревогами, интересными случаями из жизни. Быть может, тематика общения будет связана с впечатлениями от песен, инструментовок, картинок. Это особенно важно. Обязательно укажите число, когда состоялся разговор, фамилию и имя ребенка, чтобы по дате рождения можно было определить его возраст.
- Взаимодействует со сверстниками (практическое). В дошкольном возрасте дети часто понимают друг друга без слов, не ведут разговоров. Играют не вместе, а рядом. Но общение уже есть. Ребенку не безразлично – один он или со сверстником. Дети поглядывают друг на друга, улыбаются, подбегают, передают друг другу игрушки. Радуются друг другу. Это первые шаги в становлении речевого диалога. Их важно отметить, чтобы обнаружить детей с проблемами в коммуникации (нежелание и неумение общаться, отрицательные формы общения и др.) Было бы очень интересно подметить, влияет ли как-то песня на характер взаимодействия детей. Мы замечали, что в играх детей появляются музыкальные инструменты, дети начинают пританцовывать и даже образовывать танцевальные пары, как в танго. Их привлекают игрушки, которые были на занятии с использованием песен. Под влиянием песен-загадок появляется сюжет загадывания и отгадывания загадок. Сделайте, пожалуйста, свои словесные зарисовки по этому вопросу.
- Диалог со сверстниками (речевой). Умение вступать в речевое общение, диалог со сверстником – важная предпосылка успешности ребенка в совместных играх, его эмоционального благополучия, психологической готовности к школе. Дети общаются, прежде всего, в совместных играх: о чем-то договариваются, комментируют свои действия, вступают в ролевой диалог. В более старшем возрасте появляются разговоры, не связанные с игрой: дети делятся друг с другом впечатлениями от происходящего, книг, мультфильмов, событиях личного опыта. Эти случаи надо отмечать. Они могут быть связаны с положительным влиянием на настроение детей песенного творчества, которое Вы вносите в их жизнь. Быть может, в разговоры детей проникнет тематика песен. Быть может, появятся образные игры, стремление нарядиться, принять на себя роль того или иного персонажа песни, сценария занятия. По возможности отметьте это в своих словесных зарисовках в дневнике.
- Текстовая активность в общении и игре. В повседневном общении мы, как правило, ограничиваемся короткими репликами. Понимаем друг друга с полуслова. Но бывают моменты, когда высказывание становится развернутым. Имеет форму текста — ряда взаимосвязанных предложений. Способность к построению связного текста в диалоге, в словесном творчестве – показатель высокого уровня развития ребенка. Постарайтесь заметить, связаны ли рассказы детей с тем музыкальным, песенным, поэтическим, наглядным материалом, который Вы давали детям в ходе образовательного процесса.
- Самодеятельные игры в читающего человека. Эти игры появляются у детей старшего дошкольного возраста как проявление интереса к чтению. Мы рекомендуем на занятиях и в повседневной жизни использовать игры с карточками, на которых напечатаны слова. Дети их как будто читают. Под влиянием организованных взрослым игр появляются игры с карточками собственного сочинения. Особенно под влиянием пособия «Необыкновенное путешествие по азбуке». Спонтанные игры в читающего человека свидетельствуют о высоком уровне речевого, умственного, личностного развития дошкольника. Важно проследить связь этих игр с Вашей педагогической деятельностью, с использованием пособий проекта ВеДеДо.
- Языковая компетенция по возрасту. Речевое общение (коммуникация) – это общение при помощи знаков языка. Предполагает владение звуковым составом, словарным запасом, грамматическим строем родного языка. Существуют разные диагностические методики, выявляющие уровень речевого развития. Если Ваши дети находятся под наблюдением логопеда, эту работу выполнит специалист. Если это в Вашей компетенции, сделайте, пожалуйста, короткую заметку: есть ли у ребенка недостатки звукопроизношения и как часто встречаются в речи заметные на слух грамматические ошибки. Мы полагаем, что включение в жизнь детей песенного творчества, подпевания могут положительно повлиять на темп и ритмическую организацию речи, интонационную выразительность, четкость дикции и артикуляции звуков. Если Вы замечаете такую связь, поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями.
Игра. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. В ее недрах совершается зарождение и развитие психологических новообразований возраста – воображения, символической функции мышления, произвольности, эмоциональности и креативности как базисных характеристик языковой личности. Развитие творчества в игре – вот тот показатель, который засвидетельствует влияние пособий ВеДеДо на развитие языковой личности дошкольника.
- Образные игры с переодеванием. Это тот вид спонтанной игры дошкольника, в котором формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Ребенок, наряжаясь, воображает себя тем или иным персонажем, вживается в образ, принимает на себя роль, хотя еще не обозначает ее словом и не ведет ролевой диалог. Образные игры с переодеванием помогают выразить свое отношение к песне, глубже пережить ее. Продолжить жизнь песни в своем игровом творчестве. Это момент развития внутреннего плана психики ребенка.
- Режиссерские игры. Режиссерская игра может осуществляться в двух планах. 1 — как игра по мотивам какого-то литературного произведения (типа инсценировки для себя), когда ребенок сам организует предметно-игровую ситуацию, сам действует и озвучивает игрушки (как режиссер и как актер). 2 – как игра, сюжет которой ребенок сочиняет сам. Это, как правило, игры с мелкими игрушками. Но бывают режиссерские игры на бумаге, когда ребенок сочиняет сценарий, сюжет, по ходу рисования. И тогда черточки на листе могут изображать движение предметов, природные явления, эмоциональные реакции персонажей и многое другое. Может режиссерская игра развертываться с использованием пуговиц, элементов мозаики, кубиков, деталей конструктора, других мелких предметов. В режиссерских играх может почти не быть представлена речь. Игра происходит полностью во внутреннем плане, сопровождается перемещениями предметов, звукоподражаниями. Такую форму она часто имеет у младших дошкольников. Но и старшие дети склонны к такого рода играм во внутреннем плане. Наличие режиссерской игры и свидетельствует о развитии внутреннего плана личности, воображения, творчества. Когда в режиссерской игре участвуют одновременно несколько детей, — между ними возникает взаимодействие, коммуникация. Желательно понаблюдать, оказывает ли песня и связанная с ней работа какое-либо влияние на режиссерскую игру.
- Сюжетно-ролевая игра. Видный отечественный психолог С.Л. Новоселова неоднократно подчеркивала, что не всякая сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника. В детских садах бытуют многочисленные выученные игры, репродуктивная, воспроизводящая деятельность, которая почти ничего не дает развитию ребенка. Подлинная сюжетно-ролевая игра – творческая игра по инициативе ребенка. Это его размышление над происходящим, его личный взгляд на мир, проявление его свободы. Мы приглашаем вас обратить внимание именно на эти творческие самодеятельные, по инициативе детей игры. Быть может, они не так поражают воображение богатством речи и игровых действий (выученных от взрослого). Но их ценность для личностного развития невозможно переоценить. Понаблюдайте, какие персонажи, сюжеты, наглядные образы, ассоциации возникают в свободной спонтанной игре детей под впечатлением от песен и совместной с взрослым деятельности по освоению нового содержания.
- Театрализованная игра. В дошкольном учреждении обычно имеются разнообразные игрушки, костюмы, оборудование для театра. Нас интересуют те театрализованные игры (театр би-ба-бо, театр кукол, игра-драматизация), которые дети затевают по своей инициативе. Главный признак такой игры, в отличие, скажем, от режиссерской игры по мотивам литературного произведения или от образной игры – то, что это зрелище для зрителей. Зрителями могут быть игрушки, сверстники, взрослый, если его пригласили. Постарайтесь проследить взаимосвязь непосредственно образовательной деятельности с использование пособий «ВеДеДо» и этой самодеятельной детской активности.
- Игра-фантазирование. При нормальном развитии игровой деятельности к концу старшего дошкольного возраста внешние действия в игре практически сворачиваются. Дети не играют, а договариваются, как они будут играть. Игра разворачивается в вербальном плане как речь – фантазия. На содержание таких игр большое влияние оказывает волшебная сказка. Образы Золушки, царевны, короля, принца, феи – обычное явление в игре – фантазии. В пособиях ВеДеДо большой сказочный материал. Попробуйте проследить, в каких формах и когда зарождаются игры – фантазирование у Ваших детей, есть ли влияние песен?
- Игра с правилами. Логика развития игры такова: от игр с прямо выраженным сюжетом и скрытыми правилами ребенок переходит к играм с правилами при скрытом сюжете. Умение подчиниться правилу – особенность, которая формируется к старшему дошкольному возрасту, свидетельствует о возникновении произвольности, является предпосылкой готовности к школьному обучению. Это важный показатель развития личности ребенка. По нашим наблюдениям, спокойная музыка, которая приглушенно звучит в группе, создавая приятную эмоциональную атмосферу, способствует тому, что между детьми возникает меньше конфликтов по поводу соблюдения правил. Проследите, пожалуйста, так ли это.
Личность. Целью проекта «ВеДеДо» является всестороннее психическое и личностное развитие ребенка через инновационные образовательные технологии. Мы отслеживаем развитие языковой личности дошкольника в недрах программы «ВеДеДо». Мы рассмотрели, как отслеживать общение и игру. На основе этих данных будут делаться заключения о развитии личности дошкольника, базисных характеристик личности (приведены ниже). Ребенок проявляет себя не только в общении и игре. Имеются быт, элементарный труд, продуктивные деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, макетирование), экспериментирование, физическая активность, музыкальное творчество (пение, танец, игра на музыкальных инструментах), праздники и развлечения, досуги, театр и др. Спонтанные проявления ребенка в быту и разнообразных видах деятельности многое расскажут о его личностном росте.
- Активность. Эта характеристика связана с темпераментом дошкольника. Ее невозможно точно замерить. Тем не менее, воспитатель всегда замечает активных детей, на которых он опирается. Либо тех гиперактивных, которые неудобны, могут быть нарушителями спокойствия. Как влияет музыкальная составляющая образовательного процесса на активность детей? Стимулирует, успокаивает, гармонизирует? Об этом расскажет первый показатель.
- Инициативность. Об инициативности в общении мы уже сказали. То же самое относится к проявлениям ребенка в других видах деятельности.
- Самостоятельность. Первые три базисные характеристики личности взаимосвязаны, проявляются, как правило, слитно. Тем не менее, самостоятельность может проявляться без инициативности, активность – без самостоятельности. И т.д. Понаблюдайте, насколько самостоятельны дети в выборе средств освоения художественного материала «ВеДеДо».
- Эмоциональность. Эмоциональная сфера является ведущей в дошкольном возрасте. Эмоциональный комфорт – основное условие личностного благополучия ребенка. Песни проекта ВеДеДр оказывают мощное воздействие на эмоции. Это важно зафиксировать.
- Креативность (в изобразительной и речевой деятельности). Слово креативность обозначает способность к проявлению творчества. Это тот основной показатель, на развитие которого нацелен проект ВеДеДо. Оказать воздействие на эмоциональную сферу и побудить, подвигнуть к творческому осмыслению, переработке данных восприятия и разнообразных видов деятельности. Творчество детей проявляется в играх – этому посвящены данные параметра «Игра». Здесь же отслеживается творчество в самостоятельной изобразительной деятельности и словесном творчестве – сочинении загадок, рифмовок, историй. Есть ли связь творчества детей и их художественно-творческой деятельности с использованием пособий Проекта?
- Свобода речевого поведения. Свобода неотделима от ответственности. Умение быть внутренне свободным и при этом не мешать свободе партнеров по общению, игре, совместной деятельности – важное качество, которое должно сформироваться к старшему дошкольному возрасту. Эта характеристика тесно связана с показателями инициативности и самостоятельности. Уметь реализовывать свои замыслы, достигать своих целей, не быть просто послушным исполнителем поручений и указаний взрослого. Способствовала ли формированию такой способности ребенка творческая деятельность по освоению содержания программы ВеДеДо?
Приводим форму протокола наблюдений.
Авторы проекта
- Арушанова Алла Генриховна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, г. Москва
- Коренблит Станислав Соломонович – композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый день дошкольника», г. Москва
- Рычагова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства «Московский педагогический государственный университет», г. Москва
|