Рычагова Елена Сергеевна. Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо») Взаимодействие участников образовательного процесса ДОО

  • Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников»

Закон «Об образовании Российской Федерации» и Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигают принципы и подходы к образовательной деятельности ДОО, определяют субъектов образовательного процесса, каковыми наряду с сотрудниками детского учреждения являются родители, законные представители, деятели культуры и сами дети. Семья становится партнером в диалоге с педагогом, выбирающим программу, модель ДОО, образовательную парадигму, намечающим индивидуальную траекторию развития собственного ребенка.

Скачать конспект

Процесс диалогического общения с семьей может способствовать индивидуализации образовательной деятельности, взаимному обогащению ее участников при условии, что стороны готовы к принятию и пониманию друг друга, к личностному содержательному взаимодействию.

Наш опыт экспериментальной работы с материалами Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника ( «ВеДеДо») позволяет перечислить условия, которые способствуют формированию детско-взрослых дружественных сообществ. Прежде всего, это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также создание условий для участия родителей в образовательной деятельности детей. Еще одним условием формирования детско-взрослых дружественных сообществ является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

Материалы Программы создают предпосылки к совместной деятельности педагогов и родителей с целью воспитания и образования детей дошкольного возраста. Это сотрудничество может происходить в форме простого взаимодействия, консультаций, мастер-классов, а также путем создания детско-взрослых дружественных сообществ, объединяющих педагогов дошкольной образовательной организации, детей, родителей, а также специалистов макросоциума: библиотекарей, художников, спортивных тренеров, педагогов театральных студий, хореографов, клубных работников и т. д. Создание таких сообществ должно начинаться с взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для этого сначала сами педагоги знакомятся с материалами «ВеДеДо», а затем постепенно привлекают к этому материалу родителей.

Опыт работы с материалами Программы показывает, что для наиболее эффективного их использования необходима как грамотная организация педагогического процесса внутри коллектива работников ДОО, так и вовлечение в совместную работу родителей. Таким образом, требуется осознанная командная работа всего педагогического коллектива и родителей.

При работе с УМК «ВеДеДо» рекомендуется следующее распределение обязанностей между членами педагогического коллектива.

Заведующий организует работу дошкольного учреждения по освоению содержания Программы педагогами, психологами, музыкальным руководителем, обеспечивает взаимодействие работников ДОО с родителями по реализации содержания Программы, контролирует эту работу и формирует у сотрудников ответственное отношение к ее выполнению. Взаимодействует с библиотечными сотрудниками, другими деятелями культуры.

Старший воспитатель (методист) знакомится с материалами выпусков; организует прослушивание песен; совместно с членами педагогического коллектива определяет этапы освоения содержания выпусков в детском саду и в семьях воспитанников; создает условия для обмена и распространения опыта воспитателей, работающих по Программе; организует и проводит с воспитателями и музыкальным руководителем работу по развитию их коммуникативной компетенции, помогает овладеть навыками конструктивного диалога с родителями и т. п.

Воспитатель — главное действующее лицо при работе с учебно-методическими комплектами. От его квалификации и культуры зависит как эффективность работы с детьми, так и успешность взаимодействия с родителями. Воспитатель организует условия для деятельности детей по освоению развивающего содержания Программы, знакомит дошкольников с песнями, обеспечивает обогащение предметно-пространственной, речевой среды, включается в самодеятельные спонтанные игры детей, общение, творческую продуктивную деятельность по их приглашению. Вовлекает в сотрудничество родителей воспитанников.

Музыкальный руководитель знакомит детей с песнями; побуждает их к исполнению отдельных песен в удобном для детского голоса диапазоне; проводит обсуждение, помогает воспитанникам понять содержание песен, почувствовать музыку, организует инсценирование или драматизацию песен, если это возможно и необходимо, включает в слушание некоторых песен игру на музыкальных инструментах.

Психолог является организатором и непосредственным участником всей работы по подготовке сотрудников детского сада и родителей к работе с Программой. Он изучает контингент родителей и их требования к ДОО; проводит разъяснительную работу с педагогическим коллективом и родителями о значении Программы для развития ребенка; осуществляет психологическую поддержку педагогов и родителей на всех этапах апробации и внедрения учебно-методических комплектов.

Для успешной работы необходимо создать атмосферу заинтересованности и взаимной поддержки. Методист знакомится с материалами Программы. Далее он приглашает членов педагогического коллектива ДОО на методический семинар, на котором определяет цели и задачи Программы, содержание УМК и методы их использования в ходе реализации ФГОС ДО. Все участники процесса знакомятся с песнями, методическими рекомендациями, предлагают свои варианты использования этих материалов в работе ДОО. На основе предложений и пожеланий членов педагогического коллектива составляется план освоения выпусков УМК в детском саду.

Для согласования усилий и предупреждения дублирования в плане отражается распределение материала между субъектами образовательной деятельности: какие УМК использует воспитатель, какие – музыкальный работник, какие самостоятельно используются взрослыми в работе с детьми в семье.

Привлечение родителей к освоению песен является основным условием успешности усвоения программы. При взаимодействии партнеры не только ближе знакомятся друг с другом, но и налаживают содержательное доверительное общение, обмениваются педагогическим опытом. Использование песен в условиях семьи обеспечивает более легкое освоение детьми режима и навыков самообслуживания, обогащает образовательную и досуговую деятельность без давления со стороны взрослых, а, следовательно, без ущерба здоровью малышей.

При налаживании сотрудничества с семьями педагогу предстоит знакомить родителей с выпусками «ВеДеДо»:

  • рассказывать о целях использования материалов, объяснять, как они помогают в деле воспитания и образования детей, как их можно использовать в семье;
  • организовывать совместное прослушивание детских песен;
  • объяснить родителям, что детей следует знакомить с песнями постепенно. На знакомство с первой песней выпусков желательно отвести не менее недели. Этот срок может быть сокращен или увеличен в зависимости от того, как быстро ребенок воспримет песню и начнет сопровождать стихи игровыми действиями;
  • необходимо регулярно узнавать у родителей, как идет освоение песен в домашних условиях, обсуждать с ними достигнутые результаты.

Приведенные рекомендации носят общий характер. Педагоги могут и должны проявить инициативу, наблюдательность, смело использовать опыт, которым располагает педагогический коллектив. Необходимо помнить о том, что использование УМК Программы должно способствовать созданию в детском и педагогическом коллективе атмосферы доброжелательности и сотрудничества.

Покажем, как может происходить взаимодействие субъектов образовательной деятельности на примере УМК «Времена года».

Пособие «Времена года» входит в Проект «Весёлый день дошкольника» как его органическая часть. Суть проекта – обеспечение всестороннего развития дошкольников через особую организацию культурно-образовательной предметно-развивающей среды и новые формы взаимодействия детей с взрослыми, сверстниками, современными информационно-коммуникативными средствами в условиях семьи и дошкольного учреждения.

Пособие «Времена года» адресовано, прежде всего, детям и воспитателям групп седьмого года жизни. Этот материал венчает знакомство с сезонными явлениями природы, происходившее на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. И в этой деятельности должно найти свое завершение знакомство с пособиями проекта «Весёлый День Дошкольника», в процессе которого дети приобрели опыт творческого освоения художественного, музыкального материала через игру, продуктивную деятельность, содержательное общение.

Художественный материал цикла «Времена года» предполагается освоить в форме музыкальных гостиных. Дети с воспитателем сами готовят их как собственную самодеятельность. Своими силами, для наслаждения, для удовольствия. Как спонтанную активность. Импровизацию. А если зрелище получается интересным, его можно повторить для гостей – родителей, детей более младших групп.

Предполагается, что будет организовано четыре музыкальных гостиных — «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». К ним дети готовятся длительное время. Заранее увеличивают до формата А4 картины – иллюстрации к песням цикла «Времена года». (Как дополнительный материал можно использовать Выпуск «Двенадцать месяцев» Парциальной программы «Весёлый день дошкольника».) Рассматривая их, вспоминают, что узнали о сезонах, о сезонных изменениях в природе. Такое обсуждение проходит неформально с отдельными детьми только по их желанию. Многократно звучат песни и фонограммы песен. Дети в неформальной обстановке знакомятся с произведениями Выпуска «Времена года», непроизвольно запоминают стихи. Откликаются на музыку всеми доступными средствами: музицируя на музыкальных инструментах, пританцовывая, наряжаясь и воображая себя сказочными персонажами, а также через изобразительное и словесное творчество.

Педагог обеспечивает доступность детям необходимых материалов, костюмов для образных игр и др. Обращается к ребятишкам, проявившим себя в танцах и музицировании, с просьбой приготовить танцевальный номер для музыкальной гостиной. Включает фонограмму песни, инструментовки. Обсуждает с ребенком, какие движения наиболее выразительны в этом номере. Какой наряд хотел бы ребенок смастерить для выступления. Когда таким образом освоен весь музыкальный материал, дети празднично наряжаются и отправляются на представление. Это представление они сами же и приготовили.

Особо подчеркнем, что вся образовательная работа по освоению художественного, музыкального материала проходит в индивидуальной форме, либо с небольшими подгруппами детей по их желанию и не имеет учебного характера. Стихи и мелодии запоминаются сами собой в результате многократного обращения к одним и тем же темам. При этом музыка звучит для всех детей, и каждый откликается на нее по-своему. Кто-то начинает играть на музыкальных инструментах, кто-то пританцовывает, напевает, кто-то наряжается и воображает себя Снежной королевой или Матушкой метелицей. Кто-то рисует. В этом и состоит цель: обеспечить радостное проживание детства в соприкосновении с высоким искусством, которое воздействует само по себе, без руководящих указаний взрослого. Дать возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, быть субъектом образовательного процесса.

Готовясь к гостиной, дети и взрослые (воспитатель, родители, музыкальный руководитель) заранее украшают место проведения досуга. Это может быть музыкальный зал, группа, красиво украшенный холл и т.п. Дети примеряют бальные платья, костюмы, обсуждают их символику (осенние, зимние цвета и др). Гостиная проходит как приятный досуг, во время которого дети свободно проявляют себя, отдыхают, наслаждаются искусством. Действие может не иметь театрального парадного вида. Это досуг для удовольствия, для себя.

Новые государственные документы обязывают родителей заниматься образовательной деятельностью своих детей, и песни цикла «Времена года» могут решить одну из проблем – в частности изучение времён года – с наименьшими физическими затратами. Кроме того, музыка может помочь при длительном путешествии ребёнка в автомобиле, поезде, а также на отдыхе.

Для разнообразия досуги можно проводить не только в музыкальном зале. Если у вас есть место в холле или небольшой уголок в группе или спальне, то и там в необычной обстановке можно просто посидеть и послушать музыку. А можно организовать грандиозное путешествие по всему детскому саду, например, «В поисках волшебного ключа» (в конце ключ открывает шкатулку с диском «Времена года»). Путешествуя по разным «станциям», дети встречают на них необычных героев (как правило, роли эти исполняют взрослые: родители и педагоги). На одной станции детей ждёт, ну, предположим, Снеговик, у которого морковка потерялась, и дети помогают её найти или сделать из пластилина. На другой станции мама-Зайчиха потеряла своих зайчат. И дети помогают их нарисовать (или вырезать из бумаги, вылепить и т.д.). На третьей станции Золушка никак не справится с уборкой и ей нужно помочь. На каждой станции дети получают подсказку, которая ведёт их дальше.

Если к досуговой деятельности воспитателя подключается музыкальный руководитель, то персонажи, встречающиеся ребятам на станциях, могут исполнять песни из диска «Времена года» или из других дисков программы «Весёлый день дошкольника».

Привлечение к работе гостиных родительского опыта обогатит не только педагогов, но и детей новым ценным материалом. Педагоги детского сада порой и не догадываются, как много знают и могут родители, какой у них богатый жизненный и педагогический опыт. Многие родители играют на различных музыкальных инструментах и неплохо поют. Совместная деятельность с педагогами ДОО сблизит и взрослых и детей, позволит объединить их одной информационно-музыкальной темой. Общие музыкальные переживания по поводу песен или подготовки к досугу пойдут на пользу и родительской, и педагогической общественности. А выиграют от этого, конечно же, дети. Участвуя наравне с взрослыми в определённом мероприятии, они испытывают чувства сопричастности к взрослой жизни.

Иногда дети не могут в этот день досуга или праздника посетить детский сад. Но взрослые могут организовать on-line трансляцию через Интернет. Дети и взрослые дома и в детском саду одновременно принимают участие в одном общем мероприятии.

При восприятии звукозаписи (например, «Наступление весны» Ф.Тютчев) можно предложить детям подыграть музыкальное вступление на колокольчиках или бубенчиках. Затем куплет тихо кто-то пусть постучит палочкой по деревянной коробочке и проведёт медленное «глиссандо» по металлофону. Предложите детям поимпровизировать шуршащими предметами. (Например, если порезать дно пластиковой бутылки на тонкие полоски и пошуршать двумя бутылками легонько друг о друга – то будет звук, напоминающий журчание ручейка, если нет времени на изготовление шуршалок, то подойдёт и газета.)

Под эту музыку дошкольники могут исполнить танцевальную импровизацию. Одни дети – ручейки, у них в руках бело-голубые ленты или султанчики. Другие – первые подснежники. «Ручейки» свободно под музыку двигаются вокруг «растущих» цветов и подпевают: «Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы! Она нас выслала вперёд!». «Подснежники» в это время потихоньку растут, раскрывают свои ручки-лепестки и качаются под музыку.

Воспитатель предлагает послушать стихи про весну.

Весенний дождь. Афанасий Фет:

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

В завершение дети слушают песню «Весенний дождь» на стихи А.Фета. Наслаждаются музыкой и покоем. Песню «Весенний дождь» можно включать во время дождя, обращая внимание детей на слова песни.

Подскажите родителям, что эту музыку можно использовать для создания романтического настроения в беседе с детьми или во время нежных «обнимашек». Музыку можно включать и в машине во время весеннего дождя.

Старший дошкольный возраст часто рассматривается как этап подготовки к школе. Родители ждут от детей, что они придут в школу, умея читать, писать, зная азы иностранного языка и т.п. Раньше времени нагружая детей школьной премудростью, мы рискуем вызвать у ребенка негативное отношение к учению. Дошкольник способен овладеть очень большим объемом знаний, умений, навыков тогда, когда он все это осваивает сам, не в форме урока, а непроизвольно в процессе игр и общения с близкими людьми. В процессе спонтанной творческой деятельности (пение, танец, рисование, конструирование и т.п.). В процессе радостного проживания своего детства как самоценного периода жизни.

Пособие «Времена года» призвано обеспечить детям радость приобщения к искусству, творчеству. Радость от общения с близкими взрослыми и сверстниками. Радость отдыха, наполненного приятными впечатлениями. Б.Ф. Ломов, видный отечественный психолог, особо подчеркивал, что человек имеет право на отдых. Безмерно нагружая детей обучающими мероприятиями, мы тем самым ущемляем это его право.

Хотя очевидно, что содержательный отдых вносит свой бесценный вклад и в социальное, и в познавательное, и в речевое, и в эстетическое, и в физическое, и в личностное развитие. И ребенок получает это развитие без напряжения, легко и беззаботно. Весело проживает Весёлый День Дошкольника ( «ВеДеДо»).

Литература

  1. Арушанова А.Г., Волосовец Т.В., Коренблит С.С., Ямбург Е.А. Теоретические и прикладные аспекты Парциальной программы «Весёлый день дошкольника» // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: Сб. науч. трудов по материалам V Международн. научно-практич. конф. г. Белгород, 30 ноября 2014 г. Часть VI. – Белгород, 2014. – С. 22 – 28.
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.
  4. Коренблит С.С. Весёлый день дошкольника ( «ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб. -метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т.В. Волосовец и Е.А. Ямбурга. – М.: Обруч 2015.
  5. Коренблит С.С. Экология русского языка. Синтез Слова и Музыки. Практико-ориентированная монография. Рукопись. В печати. 2015.
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1999.
  7. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993.
  8. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988.
  9. Петрушанская Р.И. Музыка и поэзия. — М.: Знание, 1984.

Сведения об авторах:

  • Арушанова Алла Генриховна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, г. Москва
  • Коренблит Станислав Соломонович – композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый день дошкольника», г. Москва
  • Кузнецова Галина Вячеславовна — старший научный сотрудник отдела дошкольного образования Федерального института развития образования, г. Москва
  • Рычагова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства «Московский педагогический государственный университет», г. Москва
Просмотров: 575
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рычагова Елена Сергеевна. Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Синтез искусств в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») и синкретизм деятельности дошкольника
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Учебно-методические комплекты нового поколения «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Загадка в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Сказка в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Рыжова Раиса Леонидовна. Конспект НОД в рамках недели педагогического мастерства для родителей и детей второй группы раннего возраста (2 — 3 года) «Путешествие с солнышком»
  • Коляда Анастасия Павловна. Антонио Вивальди цикл «Времена года». Рисуем музыку.
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Погосян Карине Юрьевна. Особенности организации педагогического процесса математического развития детей 4 года жизни в ДОУ
  • Курлапова Е.П.. Наглядный материал по ознакомлению детей с темой «Времена года».
  • Швидкая Оксана Ивановна. КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ — РАДОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ!»
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Дуклис Ирина Анатольевна. Дидактическое пособие «Времена года» для детей 2-5 лет
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Алексеева Тамара Владимировна. Сценарий музыкального развлечения на День защиты детей - «Да здравствуют дети на всей планете!» (старшая группа)
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь