Нестандартный стандарт дошкольного образования: Учебно-методические комплекты нового поколения «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является определенным вызовом теории и практике воспитания дошкольника, выдвигая новые для системы принципы. Один из них — создание условий развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, на основе создания развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Культурно-образовательная, социальная (Л. С. Выготский) среда охватывает широкий круг феноменов, важную часть ее составляет речевая среда. Речь окружающих взрослых является источником, из которого дошкольник черпает языковые формы, лексику, грамматические конструкции, нормы звукопроизношения, структуры связного повествования, описания, рассуждения. Свободное речевое общение с взрослыми и сверстниками, совместная деятельность создают условия для саморазвития языковой личности, «самонаучения» языку (Н. И. Жинкин).
Многие тысячелетия язык транслировался из поколения в поколение вне институтов общественного образования. В этнопедагогике выработаны многочисленные формы речевого воспитания: песенки, потешки, сказки, загадки, традиционные игры с диалогами и хороводами, игры-забавы, небывальщина, шутки — перевертыши и др. Эти формы активно используются педагогами профессионалами и детскими писателями. В культуре накоплены многообразные приемы обращения с младенцами, с детьми раннего и дошкольного возраста, в которых реализуется дидактический аспект общения. Взрослый обращается к ребенку с вопросами не потому, что не знает ответа, а потому что побуждает ребенка к поиску, к речевой активности. Дает поручения, чтобы обогатить опыт малыша, научить обращению с предметами, игрушками, материалами, а также со словами [Брунер 1984; Исенина 1983; Казаковская 2006; Цейтлин 2001].
Приемы народной педагогики хранятся в семьях, имеют национальную специфику. В России к детям относились испокон веку с любовью, заботливо. Есть популяции, где применяются жесткие методы воспитания. Например, будущего ниндзя приучают группироваться и не бояться ударов уже с младенческого возраста: раскачивают люльку с ребенком так, чтобы она ударялась о стену, вызывая встряску. Плачущего ребенка не успокаивают, предоставляя своей судьбе. Особенности семейного воспитания и национальной культуры формируют определенный менталитет, национальный характер.
За полтора века существования детских садов наработана педагогическая культура, характерная именно для нашей страны. Ее характеризует ряд установок: лидирующая позиция взрослого; достаточно жесткая модель организации обучения, установка на обогащение совместной с взрослым деятельности детей. А также фронтальные формы организации образовательного процесса, учебное занятие как преобладающую форму формирования знаний, умений, навыков. Эта система имеет сильные стороны, и многие воспитатели старшего поколения оказались не готовы к новым веяниям. Не смогли принять душой концептуальную основу ФГОС ДО. Вместе с тем, наблюдается и противоположная тенденция: отказаться от всего старого, от обучения, от фронтальных занятий, от формирования знаний, умений, навыков, от организующей роли взрослого, все пустить на самотек под флагами саморазвития.
Внимательное прочтение ФГОС ДО показывает, что в образовательном процессе ДОО должны иметь место вариативные формы организации. С одной стороны, это формы, реализующие содержание конкретных образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), имеющих свое специфическое содержание. И, с другой стороны, проходные механизмы (формы) развития ребенка: различные виды деятельности — общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Стандартом выдвигаются также взаимосвязанные задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; владение речью как средством общения и культуры; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
При решении этих задач подчеркивается существенное значение возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свободы самовыражения детей. Защиты детей от всех форм физического и психического насилия. Обеспечение эмоционального комфорта. Построения вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка (Л. С. Выготский), через многообразную деятельность, поддержку спонтанной игры, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Соответственно в модели образовательного процесса в ДОО выделяются два блока: блок непосредственно образовательной деятельности под руководством взрослого и блок самодеятельной детской активности, игр и занятий по инициативе, по выбору детей. Предоставление в распоряжение детей игрушек и пособий, использовавшихся на организованном (не учебном) занятии, обогащение этого ассортимента новыми материалами, обеспечивают условия для применения в жизни тех знаний, умений, навыков, которые дети приобрели под руководством взрослого.
Уникальным средством обогащения, косвенного влияния взрослого на самодеятельные игры и занятия детей являются учебно-методические комплекты нового поколения Парциальной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»). (Подробная характеристика программы в предыдущих публикациях.) Основу комплекта составляют песни С.Коренблита на слова поэтов классиков — К.Бальмонта, И.Бунина, И.Бродского, А.Блока, П.Соловьевой, М.Цветаевой и других и детских поэтов — В.Берестова, М.Грозовского, Н.Ивановой, М.Слуцкого. Песни снабжены иллюстрациями художников: Г.В. Александровой, М.А. Ивановой, Е.А. Румянцевой, Н.М. Юзефович. Осуществляется синтез искусств, обогащающий внутренний мир ребенка многообразием впечатлений и настроений. Песня вносит в жизнь детей поэтическое слово, поддержанное привлекательной мелодией, голосами исполнителей (мужской, женский, детские), звучанием инструментов, создает эмоциональный и образный контекст деятельности. Видеоряд дополняет восприятие песни наглядными представлениями.
Ряд УМК «ВеДеДо» имеют широкий развивающий эффект. В них решаются задачи обогащения знаний детей об окружающем (природе) и связанного с ним словаря, развития поэтического слуха (понимания образных выразительных средств речи), активизации текстовой деятельности, налаживания диалогического общения со сверстниками и взрослым в играх и различных видах деятельности (рисование, лепка, макетирование, экспериментирование, конструирование, художественный труд). Это УМК «Двенадцать месяцев», «Загадки о зверях», «Загадки о птицах», «Загадки о насекомых», «Игры».
УМК «Поём и играем в кукольном театре», «Фейные сказки», «Шуточные песни», «Времена года», «Колыбельные», «Хороводные» предназначены для досуговой деятельности. Они дарят детям радость приобщения к высокому поэтическому искусству, вводят ребенка в мир художественной литературы, музыки, танца. Развивают чувство прекрасного, чувство юмора, поэтический слух. Обеспечивают эмоциональное и психологическое здоровье через позитивные эмоции в связи с восприятием песен и спонтанной творческой активностью.
В Парциальную программу входят также учебно-методические комплекты более узкой направленности, знакомящие детей с цифрами, цветом, структурами и жанрами связного текста, звуковыми языковыми играми, обеспечивающие двигательную активность. Это пособия «Цифры», «Разноцветные песни», «Букет цветов», «Игры со звучащим словом», «Забавные истории», «Зарядка с детьми 5-7 лет в детском саду и дома».
Программа задает широкий спектр вариативных форм организации образовательного процесса: относительно традиционные групповые занятия в игровой форме; театрализованные представления, игры-драматизации; дружеские (светские) беседы. Многообразные виды практической деятельности – рисование, лепка, конструирование, макетирование, художественный труд. Музыкальная деятельность (танец, игра на музыкальных инструментах, пение). Самые разнообразные игры: образные игры с переодеванием, режиссерские, сюжетно-дидактические, речевые дидактические. Правила поведения предполагают добровольность участия детей, свободу в выборе деятельности и партнеров по общению, в использовании материалов, игрушек, предметов, пособий и др.
Момент проявления инициативы принципиально важен. Именно в этой деятельности наиболее полно проявляется позиция ребенка как субъекта образовательного процесса. Дети сами выбирают вид деятельности, материалы, партнеров по общению. Самостоятельно выстраивают свои отношения с окружающими. И вместе с тем, они не оставлены на произвол судьбы. Находятся под впечатлением от интересной деятельности, которой только что занимались под руководством взрослого. Продолжает звучать музыка, которая поддерживает возникшее ассоциативное образное поле, эмоциональный настрой. Предоставляя в распоряжение детей дополнительные игрушки, предметы, материалы, иллюстрации и т.п., взрослый становится желанным партнером по рассматриванию и опробованию их в деятельности. Дети самостоятельны, но они не одни. Взрослый в их распоряжении не просто как равноправный партнер, но как ведомый. Не он организует, а его приглашают, наделяют ролью, вовлекают в общение. Опыт общения с прекрасным, который дети получают под влиянием песен ВеДеДо, продолжает оказывать свое влияние и тогда, когда музыка уже не звучит, отсрочено. В тематике игр, разговоров, музицировании.
Приведем пример вариативных форм организации образовательного процесса в УМК «ВеДеДо». Песня «Голубь» из пособия «Загадки о птицах».
Завсегдатай детской площадки, бесстрашно разгуливающий перед сидящими на скамейке – голубь – хорошо знаком уже малышам. Понаблюдайте вместе за этой птицей, покормите вкусными крошками. Сколько удовольствия! Как красивы и подвижны эти городские жители. Какая разная окраска: и белые, и сизокрылые, и коричневые, и черные, и пестрые. Воркуют. Если позвать: гули-гули – обязательно прибегут. Вдруг дадут чего-то вкусненького?
Впечатления от увиденного ребенок обязательно захочет отразить в играх. Подхватите его инициативу: помогите нарядиться. Поманите: гули-гули-гули. Дайте послушать фонограмму инструментовки песни. Запись голубиного воркования. Это создаст поэтическое настроение.
Поиграем. Гуленьки вкусные крошки клюют. Воркуют: гру-гру-гру. Перышки чистят. Вокруг себя вертятся, прихорашиваются. Играют. (Выразительные движения.) Увидел голубей щенок (игрушка). Смотрит, удивляется. Хвостом виляет. И вдруг как залаял: гав-гав-гав. Голуби испугались и улетели.
А старшему дошкольнику можно загадать музыкальную загадку. Обсудите, как ребенок догадался, что песня о голубе. Почему так звучит ее название: голубь? (Птица названа по цвету оперенья.) Почему его называют почтальоном? Рассмотрите на планшете в Интернете фотографии голубей. Какой он – голубь сизокрылый. А какой – белоснежный. Что значит слово сизокрылый (крылья сизого – серо-голубого цвета), белоснежный (как снег белый)? Прочитайте стихотворение «Голубь», объясните, почему голубь назван мирным. Послушайте песню-загадку еще раз. Послушайте голубиное воркование. Расслабьтесь, отдохните под приятную мелодию, удобно устроившись в кресле или на диване. Можно даже прилечь. А можно и насладиться песней, напевая понравившиеся музыкальные фразы.
Фонограмма песни и инструментовки могут навеять настроение отразить впечатления и представления о голубе в рисунке, аппликации, лепке. Надо обеспечить ребенка соответствующими материалами для самостоятельной изобразительной деятельности. Хорошо предварительно рассмотреть картинку иллюстрацию к песне.
Детям очень понравится, если у них на глазах смастерите бумажного голубка. Можно устроить соревнование: чей голубок поднимется выше, улетит дальше. Такое соревнование можно устроить на прогулке. Песню — загадку записать на мобильный телефон и наслаждаться ею на свежем воздухе. А в помещении можно соорудить голубятню из деталей конструктора Лего, разместить там голубиную стайку. Поиграть в голубиную почту. Под фонограмму инструментовки песни – легкой, полетной – появляется такое же легкое, радостное настроение. Хорошо!
Отсроченное прослушивание песни вызывает у детей неосознанное стремление подпевать, пританцовывать, читать стихи, двигаться под музыку, рисовать птиц, делиться впечатлениями из личного опыта. Песня создает речевую среду, обогащая поэтические впечатления ребенка, давая образцы чистой интонационно богатой речи. Таким образом УМК обеспечивают эффект саморазвития языковой личности дошкольника и одновременного положительного влияния взрослого на этот процесс. В этом уникальность и незаменимость проекта «ВеДеДо» — он делает косвенно управляемым спонтанный процесс детского самостоятельного творчества, обогащая и вдохновляя ребенка, даря ему радость и интересный досуг.
Литература:
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. – М., 1984. – С. 21 – 50.
- Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982.
- Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. – Иваново, 1983.
- Казаковская В.В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый – ребенок». – СПб.: Наука, 2006.
- Цейтлин С.Н. Некоторые особенности диалога «взрослый – ребенок»: функции реплик-повторов // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Выпуск второй. – СПб, 2001. – С. 9 – 24.
Авторы
- Арушанова Алла Генриховна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, г. Москва
- Коренблит Станислав Соломонович – композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый день дошкольника», г. Москва
- Рычагова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца Центра общего образования Государственного бюджетного научного учреждения «Московский институт развития образования», г. Москва
|