Сказка – жанр произведений фольклора и литературы, выраженных в прозаической либо стихотворной форме, содержание которых основывается на вымысле. «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
(А. С. Пушкин). Служит часто подсознательной передаче молодому поколению народной мудрости, философии жизни, ценностей культуры. Воспитывает уважение к предкам, любовь к Родине, готовность ее защищать. Многообразны жанры сказки: это и сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, волшебные сказки, кумулятивные и докучные сказки, небылицы и др. [Пропп 1969; 1984]. Сказка развивает смекалку, чувство юмора, тешит и развлекает, обогащает внутренний мир и язык ребенка, богата меткими образами, тонкими наблюдениями.
Прошлые поколения дошкольников так любили сказки, что психологи называли этот возраст возрастом сказок [Бюлер 1924; 1930]. Современный ребенок погружен в мир «клиповой» культуры, компьютерных игр, видео. Теряются традиции домашнего чтения. С многими сказками дети знакомятся через мультфильмы. Засилье китча формирует сниженный вкус, отсутствие чувства прекрасного. Чтобы не утратить своего воспитательного значения, сказка нуждается в поддержке, сознательном культивировании.
В Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо») сказка представлена в ряде учебно-методических комплектов. Прежде всего, это «Фейные сказки» К.Д. Бальмонта. Сказочные приемы присутствуют в шуточных песнях «С горы» и «Игра» Д. Хармса, построенных по законам кумулятивной сказки. Дети знакомятся со сказкой как жанром в пособии «Букет цветов». Небывальщина занимает почетное место в УМК «Забавные истории» (стихи М.Слуцкого). Образы сказки в колыбельных песнях «Спи, царевна» (М. Цветаева), «Долины сна» (К. Бальмонт), «Ночные часы» (А. Блок) и др. Сказочные персонажи живут также в пособиях «Поем и играем в кукольном театре» (стихи В.Берестова) и «Игры со звучащим словом» (стихи М.Слуцкого).
Сказка является сквозным сюжетом всей Парциальной программы «ВеДеДо». Это вымышленная страна Ведедония, в которой живут двенадцать героев — основных жителей страны — семья ВеДеДо. Это сказочные персонажи, похожие очень на людей. Но это своя чудесная страна (как, например, страна Незнайки или Изумрудный город). В ней живут: бабушка, дедушка, мама, папа, мальчик 10 лет, девочка 8 лет, сестра 6 лет, мальчик 4 лет, малыш — мальчик полутора лет, спаниель, кошка и канарейка. И в каждом УМК у них своя история взаимодействия. Это серия занимательных приключений сказочных персонажей, изучающих тематику конкретного выпуска.
Сердцем Парциальной программы «ВеДеДо» являются песни, написанные композитором С.Коренблитом. И все УМК музыкальные. Особенностью песенного творчества С.Коренблита является гармоничное сочетание разных жанров популярной и авторской музыки, неповторимый авторский почерк в звучании голосов (мужского, женского, детских), музыкальных инструментов (гитара, банджо, флейта, труба, скрипка и др.). Музыка создает настроение, воздействует на чувства и образные представления, поддерживает и усиливает воздействие поэтического слова на душу ребенка. Помогает лучше понять и запомнить содержание стихотворения. Негромко звучащие инструментовки знакомых песен во время досуга активизируют ассоциативные, образные, эмоциональные связи, стимулируют неосознаваемую активность психики по переработке материала, вызывают желание включиться в разнообразные виды творческой спонтанной деятельности: чтение стихов, музицирование, образные игры с переодеванием, режиссерские игры, театр кукол на столе, рисование, конструирование, макетирование и др. Песня оказывает как непосредственное (в момент звучания), так и отсроченное воздействие, становится потребностью, любимым видом искусства.
Песня создает речевую среду, дает образцы интонационно и лексически богатой грамотной речи. Пропевание отдельных музыкальных фраз развивает дикцию, правильное звукопроизношение. Дети запоминают образные слова и выражения, у них развивается поэтический слух – понимание средств образной выразительности речи. Словарь обогащается эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами. Дети получают представления о многозначности слов. В многообразных языковых играх, «хохотальных путаницах» закрепляются реалистические представления о связях в окружающем мире, осваиваются способы словообразования, формируется речевая креативность (словотворчество, игры со словами, звуками, смыслами, рифмами). В высказываниях по поводу песен, в комментариях на происходящее, рассказах из личного опыта дети строят тексты – монологи, развивается текстовая деятельность.
Все песни снабжены художественными иллюстрациями (художники: Г.В. Александрова, М.А. Иванова, Е.А. Румянцева, Н.М. Юзефович). Восприятие иллюстраций, разговоры о нарисованном усиливают и уточняют образные представления детей, дают образцы для собственного изобразительного творчества (рисование, лепка, аппликация, макетирование, художественный труд), вызывают желание нарядиться, передать образ в образной игре, пластическом этюде.
Существующие комплексные Примерные образовательные программы предлагают разные и не совпадающие списки рекомендованной для чтения литературы. Несмотря на разницу содержаний и жанров, все программы детского чтения знакомят со сказкой, решают задачи развития поэтического слуха, понимания средств образной выразительности речи. Парциальная программа «ВеДеДо» может сочетаться как дополнительная с любой примерной комплексной программой. Она универсальна. Представленные в УМК «ВеДеДо» литературные жанры обогащают коммуникативно-деятельностный опыт детей, уточняют и дополняют получаемые из других источников содержания.
«Фейные сказки» К.Бальмонта написаны поэтом для своей четырехлетней дочурки Ниники (Нины). В.Я. Брюсов отмечал возвышенно-чистый слог и песенный характер «Фейных сказок». Сказки и имеют подзаголовок «Детские песенки». Проникновенное прочтение лирического цикла «Фейные сказки» дал в рецензии А. Блок, сравнив «Фейные сказки» — с душистым букетиком тончайших цветов. «Сам себя перебивая в песнях, сам, точно изумляясь богатству своих стихов, своих рифм и впечатлений, Бальмонт переходит от нежных фей к лесным и полевым тварям; он совсем переселяется в детскую душу и уже сам … боится обойти хоть одну тварь, забыть хоть одну былинку. Эта непременная память обо всех чиста и трогательна, как молитва Франциска Ассизского. Истинно, «камни оживают» под легкие звуки таких стихов. Это прозрачный мир, где все сказочно – радостно и мудро детской радостью и мудростью» (Слово. 1906. 27 февраля) [Куприяновский, Молчанова 2014: 149]. По мнению К.Д. Вишневского, строфы стихов К.Бальмонта тяготеют к вокальным жанрам» [Шебловинская 2008].
«Фейные сказки», имея тесные связи с мифологией и фольклором разных народов, мировым художественным наследием, вводят дошкольника в сказочный мир, который одновременно и интернационален и национален. Это поэтический цикл, целостное содержание которого воссоздает художественную модель мира, выражает определенную эстетическую концепцию действительности. В стихотворениях присутствуют мотивы, традиционные для волшебной сказки: упоминание о свадьбе, появление дарителя, помощника, судьи, использование волшебного средства, выполняющего функцию оберега, присутствие магии. Отдельные стихотворения тяготеют к восхвалению, восходящему к античным хвалебным песням и гимнам, колыбельным песням. Фейную страну населяют фантастические персонажи, растения и животные; эти образы получают яркие, оригинальные характеристики, складывающиеся под влиянием лучших образцов фольклора. «Фейные сказки» изысканны без вычурности, вызывают ощущение внутренней радости, нежности, камерности; они наполнены тонким, деликатным светом [Шебловинская 2008].
Приведем выдержку из дневника наблюдений. Дети слушают звукозапись песни «Ветерок Феи».
Педагог: — Ветерок нежный, ласковый, теплый. Нашептал мне пенье строк, бросил в пенье мне цветок.
Соня М. (4; 10): — Я буду Феей цветов.
Педагог: — Фея, какие ваши любимые цветы?
Соня М.: — Розы, тюльпаны, маргаритки.
Кристина К. (5; 1): — Давай, ей построим замок и украсим цветами. (Девочки делают замок.)
Педагог кладет на крыше замка цветок: — У Феи даже на крыше растут цветы.
Соня М.: — У меня везде цветы. У меня даже один стул весь из цветов.
Педагог: — Это ветерок принес тебе столько цветов, столько роз. Все усыпал гроздьями роз. Кто у нас будет ветерком? (Достает синий платок.)
Света П. (5; 4): — Я. Я королева.
Педагог накидывает Свете П. платок. – Королева или ветерок?
Света П.: — Ветерок – рыцарь. Буду всем цветы дарить. (Плавно передвигается по группе с букетом роз. Перед каждой девочкой встает на колено и преподносит цветок.)
Маша Д. приносит тарелочку, в которой лежат клубника и лук: — А это салат для Феи.
Педагог: — Маша, из чего салат? Он какой-то необычный.
Маша Д.: — Из земляники и лука. Я такой дома пробовала. (Делает смешную гримасу.) Ой!
Наташа Н. (4; 2): – Я буду Фея. (Надевает платье.) Буду пыльцу собирать. (Уходит в другой конец группы, выполняет условные действия.)
Саша Ш. (4; 2), Кристина К. и Соня М. идут к столу.
Педагог: — Феи, вы далеко отправились?
Девочки (хором): — Цветы рисовать.
Педагог подсаживаются к девочкам, во время звучания инструментовки читает стихотворение сказку К.Бальмонта «Ветерок Феи» и показывает иллюстрацию.
Соня М. показывает на ветерок: — Вот, вот он.
Педагог: — Ветерок принес гроздья роз.
Саша Ш.: — А у меня уже есть (показывает на картинку).
Педагог: — У твоей Феи розы на шляпке и платье.
Кристина К.: — А я буду цветик – семицветик рисовать. Он может выполнять разные желания. Оторвешь листочек и скажешь: лети. И сразу ваши хорошие желания исполнятся. Его можно подарить и маме на 8 Марта, и бабушке, и сестренке и братику.
Соня М.: — Цветик – семицветик помог вазу склеить.
Кристина К.: — И мальчику ногу вылечить. Девочка оторвала розовый лепесток – и мальчик стал бегать. И девочка даже не могла его догнать.
Около стола появляется Наташа Н.: — А я пыльцу набрала с колокольчиков (угощает педагога и сидящих за столом девочек).
Педагог: — Спасибо. Какая ароматная, нежная пыльца.
Наташа Н.: — А я буду еще с ландышей.
Соня М.: — Вот и хорошо, а я буду мед из нее делать. И т.д.
Из записи видно, какое многообразное влияние оказывает музыкальная сказка на спонтанную творческую деятельность, вызывая желание принимать на себя роль, вживаться в образ, импровизировать, рисовать, строить, общаться. Вспоминаются знакомые детям сказки, в общении возникает обсуждение нравственных коллизий. Сказка любима, естественным образом вплетается в жизнедеятельность ребятишек.
По законам кумулятивной сказки построены шуточные песни «С горы» и «Игра» Д.Хармса.
Песня «С горы». Мчатся под гору салазочки с Володей. Налетают на охотника, летят Володя и охотник. Налетают на собачку. Летят вместе втроем. И т.д., пока не налетят на медведя. Мелодия песни полетная, веселая. Куплеты следуют друг за другом, все удлиняясь по мере накопления (кумуляции) количества персонажей, сидящих на салазочках. Финал – медведь прижал, больно, Володя больше не катается с горы. Огорчительно очень.
Песня-шутка «Игра» рисует сюжет незатейливой образной игры мальчиков, превратившихся в самолет с автомобилем и почтовый пароход. Мальчишки стремительно двигаются по дороге, и так же стремительно летит мелодия песни. Бег сопровождается звукоподражаниями, как это всегда и бывает в играх малышей. ( «Прыгали, скакали и кричали: Жу-жу-жу. Только пятками сверкали: Ду-ду-ду. Только шапками кидали и кричали: Га-ра-рар».)
Песня состоит из ряда эпизодов: бег по дороге мальчиков Петьки, Васьки, Мишки; встреча с коровой ("Берегитесь!" — крикнул Мишка. "Сторонитесь!" — крикнул Васька. "Разойдитесь!" — крикнул Петька — и корова отошла); отдых на скамейке ("Я приехал!" — крикнул Петька. "Стал на якорь!" — крикнул Васька. "Сел на землю!" — крикнул Мишка, — и уселись отдохнуть.); и снова в путь ("Кроем дальше!" — крикнул Петька. "Поплывем!" — ответил Васька. "Полетим!" — воскликнул Мишка, — и поехали опять.) В каждом эпизоде точная лексика рисует картинку происходящего. Чтобы почувствовать прелесть этих образных зарисовок, дети должны иметь возможность многократно послушать песню. Вслушаться в красоту стиха и мелодии. Восприятие песни будет удачно поддержано рассматриванием картинки иллюстрации.
Песни – шутки Д.Хармса во всем поддерживают традиции народной сказки – забавы, небылицы, развивая чувство юмора, языковые игры, создавая позитивный оптимистический строй эмоциональной сферы дошкольника.
В пособии «Букет цветов» дети знакомятся со сказкой как с жанром, учатся сочинять свои истории.
Вот как может проходить общение с детьми в связи с песней «Черемуха душистая» (стихи С. Есенина).
Песня о черемухе – словесный пейзаж – живописует картину: золотистая черемуха на берегу серебряного ручья. Ручей поет песенки своей подруге. Мелодия широкая и прозрачная, инструментовки – создают иллюзию воздушной прелести белоснежной красавицы и журчащего ручейка.
Педагог включает фонограмму песни, приглашая детей к общению. С заинтересовавшимися ребятишками сравнивают поэтический и прозаический тексты (описание и сказку).
Черемуха и ручей
Черемуха душистая расцвела на берегу ручья. Ее белоснежные кисточки сияют серебром, переливаются жемчугом под капельками росы. А рядом серебристый ручей залюбовался красавицей. Вкрадчиво поет ей песенки о том, как она прекрасна.
На берегу ручья
Дети пускали кораблики в весенний ручеек. Один кораблик плыл быстрее всех и скрылся из виду. Дети этого не заметили. Увидел кораблик майский жук: — Прокати! – Садись. Увидел кораблик лягушонок: — Прокати! – Садись. И так весело было жуку и лягушонку быстро плыть. И вдруг – просто чудо: снегопад среди весны! О нет! Это черемуха, что росла на берегу ручья, обронила свой цвет.
Сравнивая поэтический и прозаические тексты, дети учатся вычленять, анализировать языковые средства и приемы, характерные для стихотворения, рассказа, сказки. Под впечатлением от прочитанного сочиняют свои тексты. Взрослый их записывает. Оказывает необходимую помощь, подсказывая нужное слово, выражая одобрение. Дети рассматривают картинку. Рисуют свои иллюстрации для журнала детского творчества.
Записывая детские сочинения, педагог несколько подправляет тексты с согласия детей. Важна не точность фиксации (как в констатирующем эксперименте), а радость сотворчества. Вместе мы все можем. Вместе у нас все получится. В сочинении могут принимать участие одновременно несколько детей. Получается коллективный автор.
В пособии «Игры со звучащим словом» представлены сказочные персонажи и сюжетные ходы в песнях «Золушка и Соловушка», «Ежи за лужайкой», «Встреча с белочкой», «Однажды в роще», «Лесная история» на стихи поэта Михаила Слуцкого. Каждая миниатюра задает тему для связного текста через стихотворение и иллюстрацию к песне. Внутри текста выдержан принцип сгущения: сконцентрированы слова, в которых представлен тот или иной звук для развития фонематического восприятия и правильного звукопроизношения. Предусматриваются задания – игры со звуками, словами, рифмами, смыслами. Таким образом, оказывается охвачен весь спектр задач образовательной области «Речевое развитие» Примерной общеобразовательной программы ДОУ.
Пособие имеет возрастную привязку. С ним нужно начинать работать в средней группе. Если этого не было сделано, соответственно материал будет осваиваться на более старшей ступени. Песни как произведения искусства будут приятны независимо от узко дидактических задач и доставят радость и в 4, и в 5, и в 6 лет. Для того чтобы дети имели возможность творчески освоить содержание, необходимо, чтобы всегда были в наличии материалы для самостоятельной деятельности.
Сценарии общения предусматривают широкую палитру творческих заданий и игр детей в связи с песней. Это спонтанная самодеятельная игра, самостоятельное музицирование, конструирование, изобразительная деятельность и др. Самостоятельно выбирая вид деятельности, ребенок становится подлинным субъектом образовательного процесса, реализует свое право на индивидуальность.
Прелестная история на балу: Золушка утомилась, танцуя, вышла в сад и встретила соловья. Как прекрасен певец! И как скромен его наряд. Миниатюра посвящена звуку [ш], и этот звук шуршит во всех переливах мелодии и текста. Дети слышат его. Произносят, подпевая припев. Своеобразная игра звуками развивает фонематический слух, артикуляционный аппарат. При неоднократном прослушивании песни запоминается сюжет. Это способствует развитию связной речи (песня вместо скучного пересказа). Одновременно запоминаются выразительные средства речи (эпитеты, многозначные слова), и это ведет к развитию поэтического слуха. Грамматические конструкции в тексте многообразны и прихотливы. Они также осваиваются играючи.
Воспитатель вносит в группу бальные платья, накидки и другие элементы костюмов. Собирает детей в уголке отдыха около себя и приглашает послушать песню. При повторном восприятии дети подпевают припев.
Дети свободно общаются, комментируют песню. Интересуются костюмами. Педагог предлагает несколько вопросов для обсуждения.
- Вы заметили, как роскошно одеяние Золушки? На что в ее наряде вы обратили внимание?
- Шумный бал шуршал шелками. Заметили, какой звук шуршал?
- А наряд соловушки неярок. И все-таки его Золушка называет Волшебником. Почему?
Далее детям предоставляется возможность нарядиться на бал, потанцевать и повеселиться.
Дети рассматривают картинку. Переговариваются. Взрослый комментирует.
Золушка приехала на бал нарядная. (У нее роскошное шелковое бальное платье. На груди брошь.) Золушка вышла в сад прогуляться. Услышала божественное пение. Кто он – искусный певец? Ах, это соловушка. Сидит в кусте шиповника. Такой неяркий и такой волшебник!
Песня о Золушке и Соловушке может стать украшением досуга, посвященного встрече со сказкой. Она приятна в свободное от дел время просто как отдых, покой, релаксация.
Музыкальная миниатюра, посвященная ежикам, — вся пронизана игрой со звуками, словами, рифмами, смыслами. Это и обыгрывание многозначных слов колючий и иголка, и словотворчество: ежочек, ежочка, и игра рифмами (ежочка, дочка), и многократное обыгрывание звука [ж].
Сюжет вращается вокруг дождя, луж, сырости, но мелодия звучит энергично и жизнеутверждающе, оптимистично и позитивно. Эта песня способна захватить внимание детей с первой встречи.
Воспитатель на глазах у детей раскрывает зонтик, шуршит искусственным дождиком. Приглашает детей спрятаться от дождя под зонтом. Включает фонограмму инструментовки. Предлагает послушать песню о колючем дождике и колючем ежике. По желанию ребятишки подпевают припев, пританцовывают.
Воспитатель приглашает детей к общению.
- Кто вам понравился в этой песне? Как их называют в стихотворении?
- Какие колючие слова встретились в песне?
- Какой шипящий звук часто появляется в словах стихотворения?
Далее педагог предлагает детям вместе спеть песню. «Я начинаю, а вы – продолжаете». Включает негромко фонограмму песни. Вместе поют.
Демонстрируется картинка иллюстрация. Педагог комментирует ее.
Идет колючий дождик. На лесную лужайку вывел свою семью колючий ежик. Ежиха увидела в луже свое отражение и залюбовалась: такая колючая красавица. Ежонок нашел колючий кустик ежевики. Кустик колется, да больно вкусная на нем ягодка. А ежик нацепил на свои колючие иголки яблочко. «Подарю любимой». Колючему ежику очень нравится его колючая семейка. И колючий дождик тоже.
Дети спокойно переговариваются. Выражают свое отношение к происходящему.
Воспитатель создает предметно-игровую ситуацию: ставит дерево, устраивает гнездо ежика, сажает в него ежиху с ежатами. Выставляет другие игрушки – обитателей леса. Дети имеют возможность затеять игры по своему усмотрению.
Воспитатель раскладывает на столе лист ватманской бумаги и все необходимое для создания коллажа «Колючий дождик и колючий ежик». Начинает действовать на глазах у детей. Желающие присоединяются к педагогу. Остальные могут заниматься своими делами по выбору. Многократно звучит песня и инструментовка к ней.
Приведем пример сказочного сюжета из пособия «Забавные истории» для детей 5 – 7 лет. Песня «Приснится же такое…» (стихи М.Слуцкого).
Как только заботливо зонтик раскроет Волшебник и сказочник Оле Лукойе, Хорошие дети глаза закрывают, И, словно из сказки, к ним сны прилетают…
Стал мальчик Саша засыпать Под этим добрым взглядом, И пёсик Рекс, закрыв глаза, Посапывает рядом.
Друзья вдруг видят дивный сон, Он сразу так приятен, Но только почему-то он Немножко непонятен:
По джунглям ходит слон с зонтом, В панаме разноцветной И звонко всем поёт о том, Какой он незаметный.
Коза с заряженным ружьём Преследует лисицу. Волк затаился под кустом – Он зайчика боится…
А заяц занят целый день: Среди сосновых шишек Высиживает он в гнезде Своих зайчат-детишек.
Блестит на солнце чешуя, И на воздушном змее Летит зубастая змея – Она летать умеет.
Приснится же ведь, приснится же ведь, Приснится же ведь такое! Спасибо тебе, спасибо тебе, Заботливый Оле Лукойе!
Дидактический материал на дифференцировку согласных С и З включен в веселую небылицу, написанную в лучших традициях детского фольклора. Дети радуются, воспринимая веселые перевертыши, хохотальные путаницы, и незаметно включаются в процесс решения проблемных речевых задач на дифференцировку согласных, близких в артикуляционном и акустическом отношении. Игры со звуками, рифмами, смыслами рождаются как непроизвольная ориентировочно-исследовательская деятельность, спонтанная активность в сфере языка и речи.
Сказка оказывается тем космосом, в котором состоится всестороннее личностное, языковое, речевое развитие ребенка. Становление творческой спонтанной языковой личности, обладающей своим уникальным внутренним миром, индивидуальностью, эмоциональностью. Личностью самостоятельной и компетентной. А жизнь ежедневно протекает как веселый день дошкольника.
Литература
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. – М.: Новая Москва, 1924.
- Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка / Под ред. Л.С. Выготского. – М.: Работник просвещения, 1930.
- Куприяновский П., Молчанова Н. Бальмонт. – М.: Молодая гвардия, 2014.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. — 2-е изд. — М.: Наука, 1969.
- Пропп В.Я. Русская сказка. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
- Шебловинская А.Н. «Фейные сказки» К.Д. Бальмонта в контексте творчества писателя (Особенности поэтики) // 2008. cheloveknauka. com/feynye-skazki-k-d-balmonta-v-kontekste-tvorchestva-pisatelya. 2008
Сведения об авторах:
- Арушанова Алла Генриховна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, г. Москва
- Коренблит Станислав Соломонович – композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый день дошкольника», г. Москва
- Рычагова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца Центра общего образования Государственного бюджетного научного учреждения «Московский институт развития образования», г. Москва
|