Использование развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности как эффективное средство формирования навыков межличностного взаимодействия у старших дошкольников
Яковлева Светлана Анатольевна, воспитатель высшей категории, МБДОУ «Детский сад №6», г. Кашира Московская область
В последнее время коллектив нашего детского сада с тревогой отмечает, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Наличие такого факта пугает, потому что умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми — это залог успешного психического здоровья человека.
Действительно, анализируя свой опыт работы в детском саду, я всё чаще сталкиваюсь с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Считаю, причина – в чрезмерной “интеллектуализации” воспитания, “технологизации” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер.
Отсутствие положительного опыта общения приводит к возникновению у дошкольников негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, разговаривая, соблюдать этикет, слушать партнера. Не умеют, потому что их не научили в свое время родители.
И мы, педагоги, призваны решить данную проблему, организуя коммуникативную деятельность с детьми, которая обогащает и преобразует их коммуникативные потребности.
Данный факт находит свое отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.
- Закон РФ «Об образовании»,
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (Стратегия 2020),
- «Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе»,
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
- статьи 12 и 13 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации.
Все это актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных умений дошкольников.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности.
Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.
Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Знание возрастных форм общения полезно для анализа индивидуальной коммуникативной деятельности и для организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии социального поведения.
В условиях дошкольного учреждения ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет целая группа сверстников. На каждом этапе дошкольного возраста влияние на межличностные отношения детей проявляется по-разному.
Так, межличностные отношения и общение детей старших дошкольников имеют свои специфические особенности: у детей возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками, поэтому общение со взрослыми носит второстепенное значение и уходит на второй план; в общении друг с другом дети весьма быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются предпочитаемые и отвергаемые воспитанники.
Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.
В своей работе с детьми я использую всё разнообразие средств по формированию социально-нравственного поведения (сюжетно-ролевые, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; провожу с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы и т.д. – все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач).
Изучая вопрос формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста я предположила, что целенаправленная и систематическая работа с дошкольниками по использованию возможностей развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности позволит изменить качественные характеристики показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия, улучшится психологический климат в детском коллективе и произойдут существенные положительные изменения коэффициента сплоченности детского сообщества.
В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни.
Как ранее отмечалось, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают умения эффективного межличностного взаимодействия с окружающими людьми, укрепляют человечески важные качества своей личности. Считаю, именно игры коммуникативной направленности в полной мере способны решить задачи социально-нравственного воспитания детей наиболее эффективно.
Их образовательно-развивающая направленность, характер психологических особенностей детей, непринужденность и атмосфера свободного и радостного общения всех участников игры в процессе этих игр, всё это привлекло мое внимание к этой разновидности методов развивающего обучения коммуникативной направленности.
Мною разработана:
- система работы по использованию игр и игровых упражнений коммуникативной направленности для развития дружеских взаимоотношений, навыков сотрудничества, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью детей младшего и среднего дошкольного возраста;
- цикл консультаций для родителей по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми.
При разработке системы работы по использованию игр и игровых упражнений коммуникативной направленности для формирования навыков межличностного взаимодействия детей использовались материалы следующих авторов:
- Воронова ВЯ Творческие игры старших дошкольников, М., 1997
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой., М., 1990
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998
и др.
Результат всей проведенной работы будет выражаться в наличии у детей навыков и умений конструктивного общения: навык построения эффективного общения и взаимодействия друг с другом в процессе разнообразной деятельности (умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, проявление чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), согласованность своих желаний с мнением других участников взаимодействия, аргументированность при отстаивании своей точки зрения, справедливость и адекватность при самооценке и оценке других партнеров по деятельности, регулировании своего поведения в соответствии с нормами морали).
Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сочувствию, к сопереживанию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому нужно воспитывать не только коммуникативные навыки или представления о должном поведении, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие радости и трудности, как свои.
Проблема воспитания доброжелательных, гуманных отношений между детьми стояла перед педагогами всегда, но решалась она по-разному.
В большинстве программ дошкольного воспитания главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале рассказов, сказок или драматизацией дети учатся оценивать качества персонажей, поступки героев, начинают понимать, “что такое хорошо, а что такое плохо”. Большинство детей уже в 3-4 года умеют правильно оценивать плохие и хорошие поступки других персонажей, но в реальной жизни, как правило, их поступки далеки от осознаваемых правил поведения. Кроме того, отзывчивость и доброжелательность вовсе не сводятся к выполнению определенных правил поведения.
Содержание развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности таково, что позволяет использовать их как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Считаю, что нужно шире использовать педагогические возможности развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности как эффективное средство формирования навыков межличностного взаимодействия
Список литературы:
- Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерациии.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии // — М., 1980
- Новиков А.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. — М.: Смысл, 2010. – 34 с.
- Павленко Т. Почему они конфликтуют? / Т. Павленко, А. Рузская. Возрастные особенности развития коммуникативных действий. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. — 2011. — №1. — С. 72-77.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада// Под ред. Т.А. Репиной, — М, 1998
- Салиева А.Ж., Пономарева Ю.С. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в процессе игровой деятельности в ДО // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов- АА.: 2011. – 89 с.
- Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998
Приложение 1
Игры для формирования у детей нравственных представлений и понятий.
«Собери свой цветок»
Дети составляют цветок из лепестков разного цвета. Количество лепестков зависит от количества качеств, которые, по мнению ребенка, необходимы для жизни (милосердие, щедрость, смелость, послушание и т.д.) Затем дети рассказывают, из каких качеств получился цветок. Таким же образом составляется изображение «Сокровища сердца».
«Острова»
Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими все на своем пути. Но на любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури. Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева – прощение, от невзгод – терпение и трудолюбие и т.д. Пока звучит музыка, вы «плаваете» в житейском море. Как только она прекращается, вы должны найти островок (из бумаги), занять его и придумать ему название. А названием острова будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.
«Дорожки»
Предлагаю пройти по дорожке, ведущей к какой-либо цели. На дорожке выложены разноцветные изображения следов детских ножек. Пройти по ней можно, только наступив на каждый следочек и назвав нравственное качество, которое необходимо человеку в жизни и которое делает душу человека чистой.
Дети называют знакомые им качества: терпение, щедрость, доброта, любовь, трудолюбие, послушание, милосердие и т.д. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети или взрослый.
«Светофор»
Воспитатель приводит примеры жизненных ситуаций. Каждый пример заканчивается положительным или негативным поступком героя. Без предварительного коллективного обсуждения дети с помощью «светофора» показывают свое отношение к тем или иным действиям. Светофором в группе называют сигнальные карточки, имеющие с двух сторон цветные окошечки: красного и зеленого цвета. Красный цвет означает несогласие ребенка с предлагаемым в описываемой ситуации способом решения нравственной проблемы и показывает запрет на такие действия. Зеленый цвет демонстрирует согласие ребенка и открывает дорогу в жизнь подобным поступкам.
«Волшебные конфеты»
Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее. Дети должны определить на слух что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы сможем пожелать всем людям, которые живут на Земле. Примеры высказываний детей: пусть они избавятся от болезней, никогда не умирают, пусть все долго живут, пусть у всех будет дом, обед, пусть все хорошо живут, все дружно живут, пусть все будут счастливы.
Приложение 2
Коммуникативные игры и упражнения для детей 5-7 лет
Клеевой ручеёк
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само — и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Содержание. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
- Подняться и сойти со стула.
- Проползти под столом.
- Обогнуть “широкое озеро”.
- Пробраться через “дремучий лес”.
- Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
Слепой и поводырь
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Дети разбиваются на пары: “слепой” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Волшебный букет цветов
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Разговор через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Звери на болоте
Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.
Педагог делит детей на пары, в каждой из которых один участник получает три листочка, а другой один.
Педагог говорит:
- Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью листочков. Тот, у кого листочков больше, помогает товарищу выбраться из болота.
По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Педагог оценивает взаимопомощь и взаимовыручку во время прохождения «болота».
Плохое настроение.
Цель: учит детей находить адекватные методы взаимодействия для избежания конфликтов, выражать эмоции приемлемыми методами.
Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.
Затем педагог говорит:
- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть».
Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду, что тебе хочется недолго побыть одному?»
У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.
После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов: «Ты имеешь в виду, что …»
Игра «Поварята»
Цель: Формировать чувство сплочённости, умение чувствовать других, сопереживать.
Для организации игры нужна длинная верёвка или обруч.
Воспитатель обращается к детям: Ребята, мы сейчас с вами будем варить компот! (на полу выложен из верёвки круг) Вот это наша большая кастрюля. Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает, чем он будет (слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д.). А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг! Играем! (игра продолжается пока все компоненты не окажутся в «кастрюле») Вот какой получился компот!
Аналогично можно играть «Сварим вкусный суп»
Упражнение «Салют».
Цель: снятие эмоционального напряжения, расслабление мышечного тонуса, саморегуляция.
Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько листов цветной бумаги, затем в течение 5 минут, дети мелко нарезают ее. Подготовив таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребёнок подбрасывает вверх свои кусочки – изображая салют, а другие ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался самым красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение передать эмоциональное состояние.
Этюд «Капризуля».
Дети имитируют капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, рот полуоткрыт, уголки губ опущены, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется лёгким движением обоими плечами поочерёдно вперёд и назад.
Этюд «Солнышко».
Этюд имитирует хорошее настроение. Воспитатель предлагает детям порадоваться ясному солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, приветствуют солнышко. Воспитатель сопровождает действия детей словами: «Мы рады тебе, солнышко, мы рады тебе, ясный день!»
Этюд «Гроза».
Этюд имитирует чувство страха. Голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы огораживают от лица страшное зрелище. Воспитатель говорит: «За окном гроза, хлещет дождь, сверкает молния, грозно гремит гром. Ребёнок один дома и ему очень страшно».
игра «Рвакля»
Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.
|