Давыдова Юлия Евгеньевна, воспитатель ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП Детский сад» «Семицветик», Самарская область
Формирование навыков этикетного поведения является одним из приоритетных направлений в работе с дошкольниками, что подчеркивается во ФГОС ДО, а также во многих программах дошкольного образования.
Наиболее важен для воспитания навыков этикетного поведения старший дошкольный возраст, что продиктовано особенностями психического развития детей на данном этапе.
Формирование навыков этикетного поведения у дошкольников осуществляется в следующих направлениях: формирование культурно-гигиенических навыков, навыков столового, речевого и гостевого этикета.
Принято выделять три основные категории культурно-гигиенических навыков: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим людям); навыки элементарного самообслуживания.
Столовый этикет включает в себя умение детей пользоваться столовыми приборами; есть бесшумно; брать пищи понемногу и тщательно прожевывать ее; правильно сидеть, немного наклоняться над тарелкой, чтобы не испачкать костюм, не болтать ногами; при необходимости обращаться к взрослому, вполголоса.
Гостевой этикет предполагает навыки приема гостей и навыки поведения в гостях и включает умение встречать и провожать гостей; общаться с гостями.
Речевой этикет предполагает знание речевых этикетных стереотипов и этикетных ситуаций; умение использовать речевые этикетные стереотипы в соответствующих ситуациях.
Процесс формирования у детей навыков этикетного поведения должен быть интересным, доступным и увлекательным. На наш взгляд, в наибольшей степени этим требованиям отвечает театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. В театрализованной деятельности детям открываются возможности познавать окружающий мир через познание героев, их поведения и поступков. Однако театрализованная деятельность эффективна только при обеспечении следующих педагогических условий: воспитания у детей интереса к ней, создания соответствующей предметно-развивающей среды, вдумчивого отбора литературных произведений для инсценировки.
В практике своей работы с детьми старшей группы ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП Детский сад «Семицветик» я широко использую театрализованную деятельность. Мною была разработана и реализована программа по формированию навыков этикетного поведения старших дошкольников в театрализованной деятельности, основанная на произведениях соответствующих возрасту и интересам детей. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО, а также основной образовательной программе, реализуемой в ДОО.
Для успешной реализации программы в групповой комнате обеспечена соответствующая предметная среда: есть зона для театрализованных игр, которая оснащена разными видами театра (теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.). В этой зоне имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски, декорации и атрибуты.
При проведении театрализованной деятельности соблюдаются принципы наглядности, доступности, проблемности, развивающего и воспитательного характера игр.
В программу по формированию навыков этикетного поведения включили театрализованную деятельность по таким произведениям, как «Девочка чумазая» А. Барто, П. Барто; «Мойдодыр» К.И. Чуковского; сказка «Как надо вести себя за столом»; сказка Н. Литвиновой «Королевство столовых приборов»; «Будем знакомы» Г. Остера; «Вежливые слова» Э. Машковской; авторская сказка «День рождения белочки»; «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковского.
Я считаю, что огромную роль в формировании навыков этикетного поведения играет семья, ведь именно в семье ребенок получает первоначальные представления о том, как правильно вести себя в разных ситуациях. Я стремилюсь наладить связь с родителями детей старшей группы для более эффективного протекания процесса формирования навыков этикетного поведения, привлекаю их к реализации программы в следующих формах взаимодействия: совместное создание атрибутов и декораций для инсценировок, консультации, размещение и систематические обновление информации в уголке для родителей, на сайте детского сада, на страничке группы Вконтакте.
Педагогическое наблюдение за дошкольниками показывает, что после реализации программы дети стали чаще проявлять желание соблюдать правила этикетного поведения, знания правил этикета повысились, они научились оценивать свои и чужие поступки с точки зрения их соответствия нормам этикета.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что театрализованная деятельность выступает эффективным средством формирования навыков этикетного поведения. Однако важно обеспечить соответствующие педагогические условия.
|