Давыдова Юлия Евгеньевна. Театрализованная деятельность как средство формирования навыков этикетного поведения старших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство формирования навыков этикетного поведения старших дошкольников

Давыдова Юлия Евгеньевна, воспитатель ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП Детский сад» «Семицветик», Самарская область

Формирование навыков этикетного поведения является одним из приоритетных направлений в работе с дошкольниками, что подчеркивается во ФГОС ДО, а также во многих программах дошкольного образования.

Наиболее важен для воспитания навыков этикетного поведения старший дошкольный возраст, что продиктовано особенностями психического развития детей на данном этапе.

Формирование навыков этикетного поведения у дошкольников осуществляется в следующих направлениях: формирование культурно-гигиенических навыков, навыков столового, речевого и гостевого этикета.

 

Принято выделять три основные категории культурно-гигиенических навыков: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим людям); навыки элементарного самообслуживания.

Столовый этикет включает в себя умение детей пользоваться столовыми приборами; есть бесшумно; брать пищи понемногу и тщательно прожевывать ее; правильно сидеть, немного наклоняться над тарелкой, чтобы не испачкать костюм, не болтать ногами; при необходимости обращаться к взрослому, вполголоса.

Гостевой этикет предполагает навыки приема гостей и навыки поведения в гостях и включает умение встречать и провожать гостей; общаться с гостями.

Речевой этикет предполагает знание речевых этикетных стереотипов и этикетных ситуаций; умение использовать речевые этикетные стереотипы в соответствующих ситуациях.

Процесс формирования у детей навыков этикетного поведения должен быть интересным, доступным и увлекательным. На наш взгляд, в наибольшей степени этим требованиям отвечает театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. В театрализованной деятельности детям открываются возможности познавать окружающий мир через познание героев, их поведения и поступков. Однако театрализованная деятельность эффективна только при обеспечении следующих педагогических условий: воспитания у детей интереса к ней, создания соответствующей предметно-развивающей среды, вдумчивого отбора литературных произведений для инсценировки.

В практике своей работы с детьми старшей группы ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП Детский сад «Семицветик» я широко использую театрализованную деятельность. Мною была разработана и реализована программа по формированию навыков этикетного поведения старших дошкольников в театрализованной деятельности, основанная на произведениях соответствующих возрасту и интересам детей. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО, а также основной образовательной программе, реализуемой в ДОО.

Для успешной реализации программы в групповой комнате обеспечена соответствующая предметная среда: есть зона для театрализованных игр, которая оснащена разными видами театра (теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.). В этой зоне имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски, декорации и атрибуты.

При проведении театрализованной деятельности соблюдаются принципы наглядности, доступности, проблемности, развивающего и воспитательного характера игр.

В программу по формированию навыков этикетного поведения включили театрализованную деятельность по таким произведениям, как «Девочка чумазая» А. Барто, П. Барто; «Мойдодыр» К.И. Чуковского; сказка «Как надо вести себя за столом»; сказка Н. Литвиновой «Королевство столовых приборов»; «Будем знакомы» Г. Остера; «Вежливые слова» Э. Машковской; авторская сказка «День рождения белочки»; «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковского.

Я считаю, что огромную роль в формировании навыков этикетного поведения играет семья, ведь именно в семье ребенок получает первоначальные представления о том, как правильно вести себя в разных ситуациях. Я стремилюсь наладить связь с родителями детей старшей группы для более эффективного протекания процесса формирования навыков этикетного поведения, привлекаю их к реализации программы в следующих формах взаимодействия: совместное создание атрибутов и декораций для инсценировок, консультации, размещение и систематические обновление информации в уголке для родителей, на сайте детского сада, на страничке группы Вконтакте.

Педагогическое наблюдение за дошкольниками показывает, что после реализации программы дети стали чаще проявлять желание соблюдать правила этикетного поведения, знания правил этикета повысились, они научились оценивать свои и чужие поступки с точки зрения их соответствия нормам этикета.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что театрализованная деятельность выступает эффективным средством формирования навыков этикетного поведения. Однако важно обеспечить соответствующие педагогические условия.

Просмотров: 336
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е.. Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Павел Пискарев. Формирование навыков безопасного поведения на дороге
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Мокроусова Лидия Владимировна. Создание условии работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Микова Юлия Валерьевна. Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Страна Светофория».
  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Гульнара Серверовна Федянина. Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинарного поведения на дороге
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Крутова Мария Александровна. Конспект занятия в подготовительной группе по формированию навыков безопасного поведения на дороге. 'Любознательные Фиксики в гостях у ребят'
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Хакимьянова Валентина Леонидовна. Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
  • Студеникина Татьяна Олеговна. Педагогический проект: «Мойдодыр». Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
  • Важенина Наталья Николаевна. Формирование речевой культуры поведения старших дошкольников
  • Лебедева Наталья Павловна. Проект «Формирование речевых навыков через игровую деятельность»
  • Фирсова Светлана Викторовна. Навыки пожаробезопасного поведения дошкольников в период новогодних праздников. Тема «ВНИМАНИЕ, ЕЛКА»
  • Михалева Оксана Леонидовна. 3D-моделирование дорожных ситуаций для формирования безопасного поведения детей на улицах города
  • Индюкова Наталья Викторовна. Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».
  • Романова Татьяна Александровна. Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы
  • Яковлева С. А. Использование развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности как эффективное средство формирования навыков межличностного взаимодействия у старших дошкольников
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Бессонова Людмила Александровна, Архипова Жанна Николаевна, Зайцева Марина Александровна. Сказка как средство коррекционно-развивающей работы по формированию положительных моделей поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР.
  • Казинская Алия Шамильевна. «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь