Виноградова Елена Константиновна. Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников

Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников

Виноградова Е.К. МБДОУ ДС №425 г. Челябинск

Аннотация. В статье показана значимость формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников. Рассмотрено понятие коммуникативной компетентности, ее компоненты. Определены механизмы формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетентность, компетенции, педагогическая коммуникация.

Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования определяет системно-деятельностный и компетентностный подходы как приоритетные. В рамках данного подхода определяются результаты образования.

 

Для компетентностного подхода основная значимость приобретает способность человека к использованию имеющихся знаний. Данная способность приобретается посредством получения опыта самостоятельного решения задач и проблем. Именно это является смыслом образовательной деятельности. Компетентность человека проявляется в анализе результатов деятельности, способности делать выводы, то есть, овладении рефлексивной деятельностью [1].

Понятие коммуникативной компетенции несколько различается у разных авторов. Примем в качестве основного определения следующее: коммуникативная компетентность это умение устанавливать и поддерживать эффективные контакты с разными людьми.

Н.Н. Лобанова отмечает, что под коммуникативной компетентности педагога следует понимать способность педагога к разнообразным формам общения и взаимодействия, как система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешного общения в определенном круге ситуаций личностной коммуникации [5].

Существует достаточно широкий спектр компетенций, которые необходимы профессионалу в современных условиях. При этом, коммуникативная компетенция относится в ключевым.

Для человека с высоким уровнем развития коммуникативной компетентности характерно развитие всех ее компонентов, хорошее владение техниками коммуникации.

Понятие коммуникативной компетенции непосредственно связано со всеми видами педагогической коммуникации. Феномен педагогической коммуникации является многоаспектным и включает в себя такие стороны как:

  • технология взаимодействия педагога с воспитанниками;
  • понятие коммуникации как дидактической единицы в учебном процессе;
  • коммуникативная компетентность педагога;
  • показатели психологического комфорта образовательной среды и др.

Как показывают исследования (В. А. Кан-Калик, Я.Л. Коломенский, Н.В. Кузьмина, А.Н. Маркова), эффективность педагогической деятельности воспитателя ДОУ, тесно связаны со взаимодействием с родителями. Общение с родителями воспитанников, которые имеют различный возрастной и образовательный статус, является составляющей частью коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования

Профессиональное общение воспитателя направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателями эмоциональной или познавательной информацией, знаниями, опытом, умениями и навыками, на установление сотрудничества, взаимодействия и партнерских отношений с родителями воспитанников. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образования в сфере взаимодействия и общения с родителями воспитанников характеризует его способность успешно строить процесс общения с родителями, учитывая их актуальные образовательные потребности и интересы, применяя современные формы и методы организации общения.

Согласно представлениям Т.В. Кротовой, взаимодействие педагога с родителями – это профессиональное общение педагога, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателями эмоциональной или познавательной информацией, знаниями, опытом, умениями и навыками [6]. Оно нацелено на установление сотрудничества, взаимодействия и партнерских отношений с родителями воспитанников. Данный факт указывает на профессиональную ответственность воспитателя и повышение требований к уровню его коммуникативных знаний и умений, владению приемами и способами эффективного общения с родителями воспитанников.

В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к формированию коммуникативной компетентности можно выделить:

  • высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;
  • адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде;
  • способность выйти на надситуативный уровень в решении педагогических ситуаций;
  • способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;
  • рефлексивные умения по анализу профессионально-педагогической деятельности;
  • умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации [4].

Цели деятельности по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ:

  1. Обновление содержания эффективных методов воспитания и обучения.
  2. Воспитание педагога с новым мышлением, способного внедрять инновационные процессы в практику воспитания, достигать новых образовательных результатов, обладающим компетентностным подходом к формированию личности дошкольника [4].

Ведущим средством формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями воспитанников является методическая работа.

К преимуществам методической работы следует отнести способность формировать у педагога новые знания и умения, возможность изучения инноваций в педагогической деятельности, систематическим и целенаправленным характером работы с педагогами.

В процессе методической работы педагог взаимодействует с коллегами в квалифицированной среде, может в короткие сроки перенести вновь полученные знания и умения в педагогическую практику, получить поддержку своих опытных коллег, наставников. У руководителя методической работы, в свою очередь, имеется возможность реализовывать дифференцированный подход, проводить индивидуальную работу с педагогами, наблюдать педагогический процесс и преодолевать имеющиеся у конкретного педагога трудности, проводит коррекцию процесса формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями.

В работах Е.П. Арнаутовой [1] и В.М. Ивановой имеются конкретные рекомендации по организации методической работы с педагогами. В настоящее время считается, что в организации методической работы с педагогами должны использоваться как традиционные, так и современные формы методической работы. К традиционным формам методической работы, которые остаются достаточно эффективными следует отнести семинары-практикумы, открытые просмотры, консультации и др. В качестве современных форм необходимо выделить активные методы обучения педагогов.

В ходе применения активных методов учебная деятельность носит преимущественно творческий характер, у обучаемых формируются как специальные знания и умения, так и познавательный интерес и мотивация к обучению. Применение активных методов связно с применением диалога, в ходе которого, в группе возможен свободный обмен мнениями о возможностях решения конкретной проблемы. Велика роль самостоятельной деятельности участников при овладении требуемыми компетенциями.

К активным методам реализации методической работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ можно отнести

  • коллективные деловые игры;
  • творческие и проблемные группы;
  • мастер- классы;
  • педагогические тренинги [3].

В качестве предполагаемого результата проведения методической работы выделим:

  • изменение позиции педагога;
  • повышение квалификации педагога в области взаимодействия с родителями воспитанников;
  • повышение качества организации воспитательного процесса: форм, методов, подходов в работе педагога с детьми.

Руководителям ДОУ следует учитывать, что любые нововведения могут быть связаны с сопротивлением со стороны сотрудников. Это объясняется действием как психологических, так и социальных причин. Поэтому проблема формирования отношения субъектов инновационной деятельности к ней относится к важнейшим факторам реализации инновационного процесса. Для успешного внедрения инноваций необходим правильный подход к педагогам со стороны администрации. Следует максимально избегать давления на педагогических работников. В плане работы с педагогами учитываются индивидуальные педагогические запросы и предпочтения, оценивается уровень готовности к инновационной деятельности.

Таким образом, в процессе профессиональной деятельности педагога формирование коммуникативной компетентности относится к наиболее важным задачам, так как педагогическое общение включается во все виды деятельности педагога. В тех случаях, когда педагог целенаправленно организует общение с воспитанниками и их семьями, коммуникативные компетенции педагога приобретают особую ценность.

Для формирования коммуникативной компетентности педагогов используются разнообразные формы работы. Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.

Следует отметить, что нельзя ограничиваться традиционными методами работы с педагогами. Одним из наиболее эффективных средств работы с педагогами по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников можно считать применение активных методов обучения. Они предполагают диалогическое общение обучающих и обучаемых, способствуют повышению познавательной активности педагогов, а также быстрому формированию необходимых знаний и умений.

Список литературы

  1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
  2. Бессолицына, Р.В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы [Текст]/ Р.В. Бессолицына // Методист. – 2006. – №1. – С. 25-28.
  3. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  4. Елжова, Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовании [Текст] / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 264с.
  5. Лобанова, Н.Н. Профессиональная компетентность педагога [Текст] / Н.П. Лобанова. – СПб.: Питер, 2008. – 107 с.
  6. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателя [Текст]/ Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 160с.
Просмотров: 904
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Котенкова Марина Михайловна. Консультация для педагогов «ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)»
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Гришина Ольга Михайловна. Система работы педагога ДОУ с родителями воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Гандабеско Татьяна. Активные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в рамках ФГОС
  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Дудлив Ольга Константиновна. Система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по организации семейного чтения
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Татьяна Михайловна Базарова. Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возраста
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Кузнецова Олеся Петровна. Применение информационно-коммуникационных технологий как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ
  • Рычагова Елена Сергеевна. Мониторинг коммуникативной компетентности языковой личности дошкольника
  • Корепанова Т.А. Меджидли Г.Г. Гилязова Л.В.. Конспект педагогического часа 'Формы и методы взаимодействия с родителями, дискуссия «+» и «-» взаимодействия с родителями, с помощью гаджетов'
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Современные формы работы с молодыми педагогами детского сада как одно из условий успешной социализации педагога
  • Артемьева Ольга Ивановна. Формы методической работы с педагогами ДОУ
  • Козлова Наталья Владимировна. Cовместной деятельности педагога с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни. Тема: Путешествие по стране «Неболейка».
  • Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Каюкова Ольга Владимировна. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ
  • Ивлева Оксана Николаевна. Использование ИКТ для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь