Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования

Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования

  • Зайцева Ольга Владимировна, воспитатель,
  • Гуцу Юлия Игоревна, инструктор по плаванию,

ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад» «Семицветик», Самарская область

Современная жизнь все больше ориентируется на инклюзию. И профессия педагога инклюзивного образования становится все более востребованной на всех уровнях системы образования – от дошкольного до высшего. Педагог инклюзивного образования в детском саду занимается обучением, развитием и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи специальных подходов и методик, которые наиболее эффективны для реализации образовательного потенциала каждого отдельно взятого ребенка.

 

В отличие от педагога, работающего исключительно с нормотипичными детьми, который имеет представление и опыт работы предыдущих поколений педагогов и ученых, чьи методики направлены именно на обучение и становление ребенка, развитие которого проходит в определенных нормах — некий усредненный и более-менее устоявшийся процесс взаимодействия и передачи знаний, работа педагога инклюзивного образования обладает своей спецификой, которая состоит в том, чтобы донести нужную информацию до ребенка с особенностями таким образом, чтобы он максимально смог ее усвоить — не трансляция знаний в целом, а направленное действие метода на каждого воспитанника с ОВЗ.

Инклюзивное образование в детском саду исходит из трех основных позиций: признание ценности каждого обучающегося, возможность адаптации образовательной программы и готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым обучающимся. Соответственно инклюзия требует от педагога определенных поведенческих, коммуникативных, интеллектуальных, личностных характеристик, а также формирования новых профессиональных компетенции и личностных качеств.

Идеальный педагог детского сада, готовящийся к работе с детьми с ОВЗ, признает ценность личности каждого человека независимо от степени и тяжести нарушения; проявляет направленность на развитие личности ребенка с нарушениями в развитии в целом, а не только на получение результата; осознает свою ответственность; понимает творческую сущность педагогической деятельности с детьми с ОВЗ, требующую больших духовных и физических энергозатрат.

Важной личностной характеристикой педагога инклюзивного образования, на наш взгляд, является готовность к оказанию помощи. Согласно различным источникам, готовность к оказанию помощи – это интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, умение наблюдать, способность суммировать результаты наблюдений и использовать увеличивающийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы, перцептивные умения, креативность, творческий подход к решению проблем.

К основным коммуникативным характеристикам педагога инклюзивного образования можно отнести доброжелательность, умение слушать, грамотно выражать свои мысли, умение находить контакт с разными людьми. В общении педагог инклюзивного образования должен быть предельно вежливым, проявлять максимум такта и терпения.

Несомненно, педагог инклюзивного образования должен получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики. Ему необходимы представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной образовательной среды; знание методов психологического и дидактического проектирования воспитательно-образовательного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием; умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством).

Важна также интеллектуальная активность педагога, которая проявляется в стремлении к постоянному развитию и совершенствованию, как в профессиональном, так и личностном плане.

Принято считать, что эффективная педагогическая деятельность любого педагога, в том числе педагога инклюзивного образования, невозможна без любви к детям. Любовь к детям, на наш взгляд, проявляется в способности видеть в детях маленьких людей, но обладающих меньшими знаниями и жизненным опытом. Педагог, искренне любящий детей, терпелив к их неудачам, проявляет интерес в общении с ними, не считает их суждения глупыми и скучными, стремится к диалогу.

В работе педагога инклюзивного образования очень важен оптимистический настрой, что должно проявляться в его речи, мимике, жестах. Важно, чтобы такой настрой, нацеленность на успех и положительный результат, передавались детям и их родителям.

К сожалению, в профессию не всегда приходят люди по призванию, руководствуясь искренним желанием помочь. Иногда педагогами становятся люди, которым данный вид деятельности противопоказан. И если специальные знания можно приобрести в процессе обучения, самообразования и реальной педагогической практики, то некоторые качества и свойства личности, необходимые педагогу инклюзивного образования, приобрести невозможно.

Подводя итог, стоит отметить, что профессия педагога инклюзивного образования непроста и требует больших духовных и энергетических затрат. Педагог должен быть психологически готов к участию в инклюзивном образовательном процессе, что включает в себя эмоциональное принятие детей с ОВЗ, внутреннюю мотивацию на оказание помощи; желание познавать и развивать инклюзию; готовность к личностному взаимодействию.

Просмотров: 440
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Плашкина О.О., Тихоненко И. В.. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
  • Степанишина Ирина Павловна. Статья «Проблемы инклюзивного образования в детском саду»
  • Якуш Ирина Сергеевна. Психолого-педагогические проблемы в работе логопеда в процессе инклюзивного образования
  • Терехова Евгения Евгеньевна. «Эффективные формы работы с родителями ДОУ в условиях инклюзивного образования»
  • Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.
  • Бердиева Айнур. ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина. «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников
  • Волоткович И.А, Кармазова А.М, Шипачева Е.Ю.. Модель инклюзивного образования
  • Лукьянова Елизавета Николаевна Корнева Светлана Владимировна. Актуальность инклюзивного образования в ДОУ
  • Людмила Шапошникова. Необходимость введения инклюзивного образования в дошкольные учреждения.
  • Юлия Лавривская. Этнопедагогический подход в воспитательной работе педагога дошкольного образования.
  • Данилова Ольга Анатольевна. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
  • Кельзина Светлана Юрьевна. Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования.
  • Медникова Екатерина Вячеславовна. Деятельность педагога дополнительного образования В старшей группе детского сада
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Оксана Алексеевна Стариченко. Комплекс упражнений на восстановление эмоционального равновесия педагога дошкольного образования
  • Мравян Оксана Юрьевна. Рабочая программа педагога по программе дополнительного образования «Умный гном» в старшей группе На 2017 учебный год
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Мравян Оксана Юрьевна. Рабочая программа Монтессори-педагога по программе дополнительного образования «Монтессори – педагогика» «Мама и малыш»
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь