Авторы: Волоткович И.А, Кармазова А.М, Шипачева Е.Ю.
Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.
Впервые термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией, и только в 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование для всех, основанное на доступности и равенстве как главный показатель качества образования.
После последовала конвенция о правах инвалидов в 2006 г., которая была утверждена в России лишь в 2012 году. Она обязывала государство обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем инклюзивности системы образования.
На международной конференции директор института проблем инклюзивного образования МГППУ Алехина Светлана Владимировна сказала что
«Инклюзия – это не событие, это процесс. Нельзя относится к изменениям образования как к чьему-то решению или приказу. Это не происходит в одночасье. Это процесс, который требует времени и не малого времени для того чтобы показать хоть какие-нибудь результаты».
Имея на обучении одного ребенка инвалида нельзя сказать что учреждение инклюзивное.
Параллельно разрабатывается Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Её участниками являются различные министерства и ведомства Российской Федерации. Ответственный исполнитель Программы Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники Программы:
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное медико-биологическое агентство, Фонд социального страхования РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство спорта РФ, Министерство культуры РФ, Пенсионный фонд РФ.
Она делится на четыре временных этапа и в каждый этап включается плановое государственное финансирование.
В соответствии с этим вносятся поправки в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом развитие инклюзивного образования делится на следующие этапы:
- С начала ХХ века –до середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
- С середины 60-х – середины 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
- Середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия.
На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:
- Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
- Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
- Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
- Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.
- Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.
Давайте озвучим ваши действия при встречи такого ребенка: (в обычной группе)
- Наблюдение (с целью установления контакта)
- Установление контакта (любого, эмоционального, физического, зрительного)
- Попытка включения в совместную деятельность.
Проанализировав эти три пункта, мы можем понять степень готовности ребенка к инклюзии и в соответствии с этим строить дальнейшие планы.
Если нет первичного контакта то будут включены разноплановые игры хороводные и другие, при затруднении- рука в руке, отталкиваясь от интересов ребенка.
Наш сад является комбинированным, включающим 3 группы компенсирующей направленности VIII вида (для детей с интеллектуальной недостаточностью) в которых инклюзивное образование осуществляется по трем направлениям:
- обратная инклюзия – является подготовительным этапом для частичной инклюзии, и подразумевает обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками: на всевозможных занятиях и совместных праздниках, которые проходят на улице и в зале в виде театрализованных представлений для всех детей.
- частичная инклюзия – социализация ребенка в норматипичой среде, посещение ребенком общеобразовательной группы, от минимального время пребывания в сопровождении тьютора (одного из педагогов или специалистов группы), до посещения без сопровождения.
- полная инклюзия – достижение ребенком полной самостоятельности и социализации на уровне сверстников.
Вся работа происходит в соответствии с существующими принципами:
- Принцип индивидуального подхода
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
- Принцип активного включения в образовательный процесс
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Процесс инклюзивного образования начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. На первоначальном этапе ребенок диагностируется специалистами, включенными в образовательный процесс.
В дальнейшем на педагогическом консилиуме сада определяется готовность ребенка к инклюзии. В соответствии с психофизическими и индивидуальными особенностями ребенка подбирается общеобразовательная группа.
Для успешного принятия ребенка в общеобразовательной группе, педагогом-психологом проводится консультативно-просветительская работа с воспитателями, детьми и их родителями, направленную на толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями.
В это время учителем-дефектологом готовятся документы необходимые для осуществления данного процесса: психолого-педагогическая характеристика,
журнал посещения отображающий время пребывания и особенности поведения ребенка в группе.
В дальнейшем происходит непосредственное включение ребенка в общеобразовательную группу в сопровождении воспитателя или узкого специалиста на непродолжительное время. На данном этапе сопровождающий педагог помогает ребенку включится во взаимодействие с детьми в различных режимных моментах.
Постепенно, по мере адаптации ребенка, сопровождающий педагог занимает позицию наблюдающего со стороны, с последующим самостоятельным пребыванием ребенка в группе и возможным увеличением время посещения и включением в НОД.
При освоении ребенком психофизического и речевого развития, близкого возрастной норме возможен переход на полную инклюзию.
Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на предметно-развивающую среду, она должна быть:
- безопасной;
- комфортной и уютной;
- организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей;
- развивающей и вариативной;
- информативной;
- постоянно обновляться.
Организацию отношений между участниками:
- Построение инклюзивного процесса в группе детского сада
- Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
- Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка
- Составление индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
- Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Задачи организации совместной деятельности:
создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа);
формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга;
развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя;
развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; формировать навыки само регуляции и самообслуживания.)
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
- индивидуальные занятия со специалистами
- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
- совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
- прием пищи
- дневной сон
- фронтальные занятия
- детско-родительские группы
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Взаимодействие между участниками инклюзивного процесса требует особого внимания, так как они действуют в рамках единой системы, но выполняют разные функции.
МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИИНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- РЕБЕНОК с ОВЗ: — формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ
- ДЕТИ группы: — модель социального поведения в обществе
- ВОСПИТАТЕЛЬ группы: — осуществляет и отслеживает этапы социализации ребенка с ОВЗ в группе
ВОСПИТАТЕЛЬ группы компенсирующей направленности: — осуществляет сопровождение ребенка и включение в инклюзию на первоначальном этапе;
ПЕДАГОГ-психолог, УЧИТЕЛЬ-дефектолог, УЧИТЕЛЬ-логопед: — осуществляет диагностическую деятельность готовности ребенка, консультативную работу со всеми участниками процесса, определяет коррекционно-развивающую работу в инклюзивном образовательном пространстве;
МЕТОДИСТ: координирует деятельность педагогического коллектива и специалистов детского сада;
ЗАВЕДУЮЩИЙ: является организатором всего воспитательно-образовательного процесса в учреждении и коррекционной работы, а также связующим звеном между сотрудниками ДОУ.
Осуществляя процесс инклюзивного образования все участники должны соблюдать основные принципы:
1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
1. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для определения готовности ребенка к инклюзивному процессу нами используются следующие критерии:
-поведение ребенка соответствующее социально- культурным нормам на «гостевых днях», а так же во время совместных театральных представлений, праздников, на занятиях с педагогом дополнительного образования (хореография, бассейн).
Здесь ребенок должен слышать и выполнять не сложную словесную инструкцию; иметь интерес к совместной деятельности; он должен быть готов к работе в группе и не боится нового пространства.
Список литературы:
- Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //дефектология. — 1997.
- Назарова Н.М. Специальная педагогика СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 2000
- Прочухаева М. М., Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с
- Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
- О.Е. Потапова Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации Издательство сфера 2015.
|