МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 4 Работу выполнила: Кутумова Наталья Александровна воспитатель МБДОУ Д/с к/в № 4 г. Химки, мрн. Сходня. 2016 г.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Тема моего доклада: «Взаимодействие детского сада с семьёй через непосредственно образовательную деятельность с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса». (слайд 2)
Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал.
Именно с этих слов я не зря начинаю свой доклад. В дошкольном учреждении с введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями, а именно тесному взаимодействию друг с другом.
Скачать презентацию
Но не для кого не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Некоторые считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И я, как педагог, часто испытываю затруднения в общении с родителями по этим причинам. Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого воспитательно-образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого терпения, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций и разочарований.
«Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастает его зерно и каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя.»
Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями: если мы постоянны, настойчивы, неуклонны, терпеливы и доброжелательны, то результат обязательно будет.
Думая над этой проблемой, передо мной встала главная цель: (слайд 3)
- Как заинтересовать и вовлечь родителей в единый воспитательно- образовательный процесс?
- Как достичь высокого результата в этом процессе?
Для реализации поставленной цели наметила следующие задачи:
(слайд 4)
- Установление доверительных отношений между воспитателем, детьми и родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.
(слайд 5)
Для достижения целей и задач работа была построена по 4 основным направлениям:
- Информационно-аналитическое.
- Наглядно- информационное.
- Познавательное направление.
- Досуговое.
(слайд 6)
Информационно-аналитическое направление. (подготовительное)
Нацелено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта.
- анкетирование
- родительская почта.
Предложенная родителям анкета «Давайте познакомимся» включала в себя не только перечень традиционных вопросов, но и полную информацию о педагоге (образование, семейный статус, интересы, увлечения и хобби). Здесь то и сработал принцип открытости и доверительности. Родители откровенно ответили на заданные вопросы. Анкета помогла максимально представить картину каждой семьи.
У каждой семье есть вопросы, о которых они не желают или не могут говорить вслух.
Для этого и была организованна родительская почта. Почтовый ящик изготовили родители воспитанников. Собранная информация из почты дала мне возможность дальнейшего планирования родительских собраний на актуальные темы.
(слайд 7)
Наглядно- информационное направление.
Дало возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Не надо забывать, что материал должен быть кратким и иметь практическую направленность. Детский сад начинается с раздевалки, поэтому наша раздевалка уютная и красивая, а родительские уголки яркие, привлекательные.
Они включают следующие разделы:
(слайд 8)
- Родителям на заметку (выставляется материал согласно перспективного плана по работе с родителями).
- «Консультации для родителей» (Папка для хранения проведенных консультаций).
(слайд 9)
- «С Днем рождения» (размещается фотография и поздравление именинника)
- Книжка раскладушка «Закрепите с детьми» (в ней помещается материал, который требует повторения или закрепления).
(слайд 10)
- Групповой альбом «Так мы в садике живем, так проходит день за днем».
Родили не только слышат, но и имеют возможность видеть, чем занимаются их дети в детском саду. Этот альбом пользуется огромной популярностью.
(слайд 11)
- «Мною гордится группа на этой недели» (Размещаются фотографии детей, кто за неделю набрал максимальное количество фишек. Фишки хранятся в дневнике группы.)
(слайд 12)
- «Наше творчество» (размещаются стенгазеты, выставки детского творчества).
Это направление является традиционным, но необходимым для работы, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать индивидуально с каждым родителем на актуальную тему по воспитанию и образованию детей.
Поскольку моя главная цель- это вовлечение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс через НОД, следовательно:
(слайд 13)
Познавательное направление.
Нацелено на совместную работу педагога, родителей и детей. На обогащение родителей практическими навыками и знаниями в вопросах воспитания и образования. Это направление делает родителей равноответственными участниками образовательного и воспитательного процесса.
Чтобы работа носила максимально-положительный результат при достижении цели, я разработала определенный алгоритм подготовки и проведения:
- консультация для родителей
- составление плана проведения НОД и участия в нем родителей,
распределение ролей взрослых;
- подготовка отдельных номеров, если это праздник (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы длявоспитателя, родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Занимаясь одним общим делом воспитатель, родители и дети имеют свои индивидуальные приоритеты.
(слайд 14)
Посещая группу родители:
- Ощущают личную причастность к программе.
- Видят, как их ребенок взаимодействует с другими.
- Знакомятся с друзьями своих детей.
- Получают возможность помогать своему ребенку, осваивать программу.
- Получают представления о работе воспитателей, а значит, начинают испытывать к этому труду больше уважения.
- На практике разбираются в детском развитии.
(слайд 15)
Когда родители в группе, ребенок:
- Имеет возможность продемонстрировать свои успехи.
- Гордится присутствием близкого человека.
- Чувствует большую уверенность в своих силах.
- Получает дополнительную возможность взаимодействовать в родителями.
(слайд 16)
При участии родителей воспитатели:
- Наблюдает, какие приемы используют родители при общении с ребенком.
- Получает возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство.
- Получает возможность на практике показать родителям достижения детей и их недостатки.
(слайд 17)
К этому направлению можно отнести:
- Открытые НОД.
- НОД по ознакомлению с трудом взрослых
«Эти удивительные профессии. Профессия швея».
(слайд 18)
- НОД «Эти удивительные профессии. Профессия повар».
(слайд 19)
- НОД «Эти удивительные профессии. Профессия парикмахер».
(слайд 20)
- НОД по изучению ПДД «Школа дорожных наук».
(слайд 21)
- НОД по ознакомлению детей с окружающим миром
«Зимняя викторина»
(слайд 22)
- Родительское собрание в форме дискуссии — круглый стол. В работе с родителями выбираю не назидательную позицию, а сотрудничество, совместное решение проблем.
- Консультации и беседы.
Формы общения могут быть разные – наглядные, игровые, показательные. По содержанию, общение воспитателя с родителями должно касаться только детей и их
проблем.
Не начинаю их утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а приглашаю родителей пройти в группу и обязательно усаживаю за стол. Именно в такой обстановке мои слова будут услышаны, и родитель будет вынужден меня выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
При беседе с родителями я использую следующие фразы:
Нежелательные Замена их на желательные
Я бы хотела… Вы хотите…
Вероятно, Вы об этом ещё не слышали… Вы, наверное об этом уже слышали..
Мне представляется интересным то, что… Вам будет интересно об этом узнать..
Я пришла к выводу, что… Думается, Ваша проблема заключается в том, что.
Хоть Вам это и неизвестно… Конечно, Вам уже известно...
Вы, конечно, об этом ещё не знаете… Как Вы знаете…
(слайд 23)
В стремительный век новых технологий это- один из наиболее ярких, развивающих, интересных и результативных методов.
На сегодняшней день мы общими усилиями реализовали 2 проекта. Оба из них имеют призовые места.
- «Цветы- наши друзья!» (экологический проект)
(слайд 24)
- «Азбука здоровья.» (проект по здоровью сбережению)
(слайд 25)
- «Игры, которые лечат.» (оздоровительный проект) в работе.
(слайд 26)
- Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых сами и не подозревали.
- «Мои любимые сказки» (конкурс рисунков)
(слайд 27)
- «Что нам осень принесла» (выставка поделок из природного материала)
(слайд 28)
- «Они живут рядом с нами.» (конкурс на лучшее сочинение сказки или стихотворения о своем питомце)
(слайд 29)
(слайд 30)
- Дни добрых дел.
- Субботники.
- «Подари уютную столовую пернатым!»
- Акция «Подарю детскому саду!»
Эта акция была организована по причине вновь открытой группы, из-за недостаточного количества игрушек, книг и многого другого. Сегодня эта акция стала уже традицией нашей группы. Сколько воспитательных моментов таит в себе эта акция. Это бережное отношение к использованным вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и их делать.
Это большой труд, воспитание души.
(слайд 31)
Досуговое направление.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось не менее эффективным привлекательным, востребованным, полезным. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
(слайд 32)
- «Самая любимая, мама дорогая!»
(слайд 33)
(слайд 34)
(слайд 35)
- «Мама, папа, я – спортивная семья!»
(слайд 36)
- Празднование дней рождений.
На сегодняшний день я могу с гордостью сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в нашей группе создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи.
У меня есть положительный результат, а это значит, я выбрала правильный путь.
Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель.
(слайд 37)
Спасибо за внимание!
Список литературы.
- Емельянова М. «От существования – к сотрудничества и партнерству». -Дошкольное воспитание: ежемесячный научно- методический журнал №7-М., 2009
- Акентьева Т. «Качественное время семьи». — Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал №6 –М., 2012
- Арнаутова Е.П., В гостях у директора: «Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей». – М.: Логос, 2010.
- Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития».
– М.: ЛИНКА, 2001.
5. Свирсая Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка- Пресс, 2008 г.
|