Статья «Эффективная форма сотрудничества с родителями: совместное театральное творчество родителей и детей»
Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» Задера Ираида Александровна г. Лысьва Пермский край
Одна из форм сотрудничества, которую я использую в своей группе — совместное театральное творчество родителей и детей.
Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребёнок, преодолевший робость, обычно участвует в инсценировке, постановке спектаклей как актер драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. И мы – педагоги, помогая детям, решили привлечь в этот процесс родителей. Так возникла идея создать и реализовать совместный детско-взрослый творческий проект «Совместное театральное творчество родителей и детей».
Перед тем как приступить к работе — заинтересовали родителей, вовлекли в совместную работу: к постановке сказки, к пошиву костюмов.
Для детей создавалась мотивация к предстоящей деятельности: стать настоящими артистами. Вместе с родителями познакомили детей с театром, как видом искусства. Дома и в детском саду детям читали различные сказки: народные и авторские, обыгрывали их с детьми. Работали над выразительностью речи, интонациями пантомимических действий под музыку. Просматривали кукольные и драматические спектакли, показанные в детском саду и в городском драматическом театре. Привлекали к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, вечера развлечений, викторины).
После обговорили, какую сказку хотели бы они показать. Выбор пал на сказку «Репка». Детям и родителям предлагалось договориться, кто кого будет играть, и что каждый будет делать. Во время работы дети и родители общались, родители подсказывали детям, дети при необходимости просили совета. В конце сказки разбирали то, что получилось, а что нет.
Занятия проводились один раз в неделю, в вечернее время, в игровой форме. Сначала создавалась мотивация к будущей деятельности: приход героя из сказки, поход в театр, и т.д. Все вместе (воспитатель, дети и родители) определяли цель и что необходимо сделать для достижения результата (например, изготовить атрибуты к спектаклю). Родителям предлагалось несколько вариантов изготовления атрибутики или изготовлении костюмов к сказке. Каждая пара – родитель и ребенок, — вместе выбирали способ, материал и место работы. После подготовки начиналось совместное творчество.
На занятиях, проводимых индивидуально, с подгруппой детей, мы учили детей пантомиме, мимическим упражнениям, диалогическим сценкам. Во время занятий по театральному искусству мы учили детей исполнять не только положительные роли, но и отрицательные. Умели выражать динамикой голоса, жестами, сказочный персонаж, представить своего героя, не только выразительным исполнением текста, но и пением. Раскрытию творческих способностей детей в детском саду, к театральному искусству способствовало помещение — музыкальный зал с декорациями, атрибутами, с музыкой, а также театральный уголок в групповой комнате, с кукольным театром.
В итоге дети и родители совместными усилиями поставили сказку «Репка». Показали педагогам и детям других групп.
Актуальность формы работы совместное театральное творчество родителей и детей очевидна: театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания, каждый сказочный персонаж сопровождается своей музыкой, которая помогает выразительного исполнения образа. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре (знакомятся с устройством театра, с профессиями театра).
Таким образом, в процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения сверстников и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в деятельности, дети помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.
В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.
Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.
*
|