Выполнила: Федоренко Раиса Михайловна воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ «Колокольчик»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых познавательная активность, инициатива, самостоятельность, проявление творчества в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, воспитание духовно – нравственной личности – занимает одно из центральных мест.
Перед государством, школой, дошкольными организациями, родителями встает задача чрезвычайной необходимости: добиться, чтобы ребенок вырос не только физически здоровым, но и сознательным членом общества: инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, умеющему быстро ориентироваться в любой жизненной ситуации, находить решения встающих перед ним вопросов, выражать свое мнение, отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства, стремиться радовать окружающих своими поступками доброты и вежливости – проявление души.
На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель – родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Поэтому я считаю, что современный воспитательно-образовательный процесс не мыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые способствуют развитию индивидуальных, творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Эти качества развиваются в различных видах детской деятельности, а особенно в театрализованной.
В своей педагогической работе большое внимание уделяю развитию речи. Ведь если у ребенка не поставленная речь, он не может правильно выражать свои мысли, он не сможет проявить свой талант и свои знания. Так как именно в театрализованной деятельности, самые застенчивые дошкольники, проявляют свои способности, творчество, смекалку, находчивость, самостоятельность, активно сотрудничают друг с другом, ведут диалог.
Так же в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что одним из принципов дошкольного образования является: сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей.
Взаимодействие педагога с родителями, как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность воспитательно-образовательной деятельности.
Считаю, что взаимодействие детского сада и семьи одно из главных направлений педагогического процесса. Важным условием воспитания детей вижу тесную взаимосвязь педагога с родителями воспитанника. Существует немало форм организации совместной работы: собрания, консультации, семинары-практикумы, встречи, экскурсии. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы работы с родителями: пресс-конференции, мастер-классы, логопедические гостиные, ток-шоу. Данные мероприятия призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, формировать детско-родительский коллектив группы. В нашей группе традиционными становятся досуги, проведенные вместе с детьми и родителями. Досуги, как одна из форм работы с родителями позволяют создать эмоциональный комфорт. Родители становятся более открытыми для общения. На таких мероприятиях родители являются активными участниками, а не гостями группы. Опыт работы показывает, что в результате применения современных нетрадиционных форм взаимодействия, позиция родителей становится более гибкой. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Досуг в виде совместной семейной игры-путешествия — одна из актуальных форм работы с родителями, которая обеспечивает преемственность воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в педагогический процесс. Совместный характер досуга делает детей и родителей более активными, а игровые задания, снимают напряжение, развивают коммуникативные функции, способствуют развитию мыслительной, речевой, художественно — эстетической деятельности, повышают творческую, доброжелательную, нравственную активность.
Данное мероприятие входит в систему работы по взаимодействию с родителями, которую я осуществляю через консультационную работу, выступления на родительских собраниях, сайт ДОУ и рассчитано на детей подготовительной к школе группы.
Досуг начинается со введения персонажа ранее прочитанной книги Буровичок — Югорка, который приглашает детей в путешествие по сказкам и предлагает помочь сказочным героям с привлечением родителей. На протяжении всей игры – путешествия по страницам сказок, детям предлагаются различные задания, направленные на оказание помощи, развитие речи, логики, мышления, внимания, памяти. В процессе игры педагог побуждает воспитанников и родителей к активному решению путей поставленных задач, самостоятельному принятию решения в каждой конкретной ситуации.
В конце развлечения родителям предлагается оставить в «Книге отзывов МАДОУ «Колокольчик» свои впечатления и пожелания.
Основная часть
Досуг для детей и родителей с элементами театрализации
Тема: «Игра — путешествие по сказкам с Буровичком»
Цель: Закрепить у старших дошкольников знания норм, привычек поведения, способов выражения эмоционального отношения к нравственным качествам и внутренним позициям дошкольников.
- Задачи: Продолжать формировать представления о том, что доброта,, милосердие, сострадание, вежливость есть проявление души.
- Систематизировать понятия о положительных чертах характера литературных героев и конкретных людей, стремление радовать окружающих хорошими поступками.
- Продолжать совершенствовать речь детей, обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, побуждать использовать в речи пословицы и поговорки.
- Закреплять умение активно участвовать в беседе, понятно для других отвечать на вопросы.
- Развивать стремление детей выражать своё мнение, отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
- Воспитывать социально-личностные, духовно-нравственные качества дошкольников: коммуникативность, самостоятельность, сострадания, милосердие, доброта, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий, дружеские отношения между детьми;
- Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, у девочек скромность, проявление заботы об окружающих, благодарность за помощь и знаки внимания со стороны мальчиков.
- Привлечение внимания родителей к театрализованной деятельности детей, её роли в развитии детей дошкольного возраста.
Методы и приемы:
Наглядные:
- методы: наблюдение, рассматривание картин
- приемы: показ способов действий
Словесные:
- методы: беседа, чтение художественной литературы, создание проблемной ситуации
- приемы: вопросы, объяснение, оценка, самооценка
Игровые:
- методы: введение персонажа
- приемы: загадывание и отгадывание загадок, элементы драматизации
Практический метод: изготовление лепестков для цветика – семицветика.
Словарная работа:
Обогащение словарного запаса: милосердие, напутственное слово, через просматривание слайдов, рассматривание иллюстраций;
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: домашнее задание –
- Чтение сказок: О. Лебедева «Буровичок Югорка»; В.Одоевский «Морозко»; Г.Х. Андерсен «Золушка», «Снежная королева»; А.Афанасьев «Аленький цветочек»
В.Катаев «Цветик-семицветик».
- Рассматривание иллюстраций к сказкам, раскрашивание картинок с изображением сказочных героев.
- Литературная викторина «Здравствуй, сказка!»
Оборудование: столы для родителей и детей (4 шт.); стульчики детям и стулья для родителей мольберты (2 шт.); набор картинок со сказочными героями для дидактической игры «Герои сказок»; экран; ноутбук; проектор; ножницы, цветной картон, карандаш, трафарет лепестка;
Участники досуга: группа детей, родители, воспитатель.
Ход досуга.
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады вновь видеть вас в нашей группе на нашем досуге «Игра – путешествие по сказкам с Буровичком». Сегодня нас ждет много нового, интересного! Вам представится возможность окунуться в мир своих детей, вместе с ними побывать в сказках и, возможно, увидеть в своем ребенке таланты, о которых раньше вы не подозревали.
Дети заходят в группу, здороваются.
1. Прветствие гостей.
Этюд «Утреннее фото»
Встань, как только солнце встанет (тянут руки вверх)
Руку луч к тебе протянет (тянут руки вперед)
Путь тебя увидит солнце
И умытым, и обутым (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви)
Всё прибрав, иди скорее
И скажи всем: «С добрым утром»,
Добрым людям, добрым лицам
И весёлым, интересным
День твой должен получиться (улыбаются гостям).
2. Дети присаживаются на стульчики.
В: Ребята, у нас сегодня в гостях наш Буровичок.
- Какое желание было у Буровичка? Давайте вспомним, кому помогал Буровичок, чтобы стать настоящим человеком? И кто стал его другом?
Д: Олень, камень, куропатка, рыба, березки «ворота Нума».
В: Ребята, а вы всех назвали? У него ведь появилось много друзей.
Д: Мы тоже стали его друзьями.
В: Почему вы так считаете?
Д: Потому, что мы помогали Буровичку преодолевать препятствия.
В: Ребята, Буровичок приглашает всех своих друзей отправиться в путешествие по страницам тех сказок, в которых героям нужна помощь. А вы согласны отправиться вместе с Буровичком и помогать сказочным героям? А родители согласны поддерживать и помогать нам? Ну тогда – в путь! А чтобы у нас в пути всё получалось, мы должны быть внимательными, собранными и дружными, так как нам предстоит преодолеть много препятствий.
Дети и родители выполняют игровое упражнение:
- повтори хлопки с притопами.
В: Мы с Буровичком видим, ребята, что все очень дружные, внимательные, значит можно отправляться в путь! А чтобы помочь всем героям, давайте вспомним и покажем Буровичку, какие герои сказок «положительные», а какие отрицательные.
Игра «Герои сказок»
(У детей под стульчиками картинки с изображением героев сказок)
В: Ребята, возьмите картинки с изображением героев, внимательно рассмотрите их, прикрепите картинку на нужный мольберт. «Положительных» героев – на зелёный мольберт, а отрицательных – на белый. (Дети выполняют задание.)
В: Ну вот, ребята, теперь мы можем отправляться в путь. (Звучит фонограмма, открывается страница книги.)
1 страница: Сказка «Морозко»
В: Ребята, Вы узнали героев этой сказки? А как мачеха относилась к Настеньке?
Д: Мачеха всегда падчерицу ругала, называла плохими словами, заставляла много работать и не любила её.
В: Ребята, я предлагаю Вам поиграть в игру «Добрые и вежливые слова». Мы покажем Буровичку какие слова добрые и вежливые,
(Дети встают в круг, проводится игра с мячом: каждый участник игры должен назвать доброе или вежливое слово.)
2 страница: Сказка «Золушка»
(Фрагмент сказки где роль мачехи и Золушки драматизируют родители)
В: Злая мачеха поручила Золушке много работы. А ей так хочется попасть на бал. И Золушка просит Вас помочь ей отделить горох от фасоли.
(Дети работают в командах: перебирают горох и фасоль, Золушка вместе с ними)
В: Молодцы, ребята! Золушка рада, что попадёт на бал, благодарит детей.
Физминутка
В: А чтобы отправится дальше нам нужно пройти через препятствия.
(Полоса препятствий из кочек, тонкой ленточки, ребристой доски)
- Раздвигаем кусты, идём по мостику и т.п.
3 страница: Сказка «Снежная королева»
В: Вы узнали, что это за сказка?
(Проводится беседа о Снежной королеве)
В: Какая она, Снежная королева?
Д: Злая, с холодным сердцем, черствая, несправедливая…
Входит Снежная королева (родитель), которая обиделась на детей, что они так ее словесно описали и разбивает зеркала. (Изготовлены из …и разделены на разные части)
В: Чтобы помочь Каю мы должны постараться и собрать зеркало, которое разбила Снежная королева
(Разделившись на 2 команды- мальчики и девочки – дети складывают разбитые зеркала, если затрудняются родители помогают)
В: Девочки, какой формы у Вас зеркало? А у Вас, мальчики? Вы смогли собрать зеркало помогли Каю растопить холодное сердце Снежной королевы.
Входит Снежная королева, просит прощения и благодарит, что они смогли и ей помочь.
(К воспитателю подходит Настенька (роль играет мама) и передает в руки аленький цветочек)
В: Ребята, посмотрите, у меня в руках красивый цветок. А как Вы думаете, из какой он сказки?
4 страница: Сказка «Аленький цветочек»
В: Это Настенька нам принесла аленький цветочек и хочет, чтобы мы вспомнили пословицы и поговорки о труде, дружбе, доброте, любви к Родине и родителям. Передавая цветок друг другу, называйте пословицы и поговорки, которые вы знаете. В эту игру с нами будут играть наши родители.
(Проводится игра «Аленький цветочек»)
В: Ну что, Буровичок, пора отправляться в следующую сказку.
5 страница: Сказка «Цветик-семицветик» (Итог)
В: Ребята, а это что за сказка? В сказке Женя использовала лепестки цветка только на хорошие желания? (Ответы и рассуждения детей) Сейчас нам всем вместе предстоит изготовить наш групповой цветик -семицветик, чтобы мы тоже загадали свои желания, которые обязательно сбудутся. Для этого родители и дети делятся на 7 групп и занимают места за столами. (На столах приготовлен цветной картон, ножницы, карандаш, трафарет лепестка). У воспитателя уже готовая серединка, из склеенных двух кружков только посередине, в которую родители с детьми будут вставлять изготовленные лепестки.
И так дорогие наши родители, и детишки, вот какой у нас получился замечательный цветик – семицветик.
Теперь отрываете по очереди лепесток, вместе загадываете желание. Все желания должны быть хорошими и добрыми. А начать можно так:
- Мы хотим, чтобы……, мы желаем, чтобы…… Нам бы хотелось, чтобы……
Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Все в нашей группе стали еще дружнее, добрее и будут эту доброту передавать в жизни своим близким и знакомым! Спасибо тебе, Буровичок за путешествие!
Воспитатель благодарит детей за хорошую работу и родителей, принявших участие в досуге. Сообщает о том, что будут рады и признательны, если родители будут предлагать свои идеи досуга для совместного проведения, что работа в этом направлении продолжается по проекту «Доброта и нравственность».
Список источников:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
- Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ/ автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М., 2004 г.- 125с.
- Давыдова О.И. Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. – М., 2005г. – 87с.
- Т.И.Петрова,Е.Л.Сергеева, Е. С. Петрова Театрализованные игры в детском саду. — М. «Школьная пресса», 2000.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007. – 167с.
- Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Сост. В.В. Мироненко. 2-е изд. М., 1987.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
- Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002. – 147с.
- Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
|