Воспитатель МБДОУ №4 детский сад «Ивушка» Лаштабега К.С.
В советский период и педагоги, и родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано сформировать активного члена общества, строителя светлого будущего. Многие воспитатели и учителя считали, что в праве контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы с родителями были родительские собрания с обсуждением в основном негативного поведения в образовательной организации и недостатков их детей. При этом опыт родителей игнорировался.
В современном обществе всё изменилось. Ведущим признаётся семейное воспитание. Семья отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а дошкольная образовательная организация решает те же проблемы лишь в воспитательно-образовательном процессе.
На наш взгляд, работа с родителями нужна не столько для оказания какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько для индивидуального развития ребёнка, для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.
Этим объясняется необходимость сотрудничества, «педагогического альянса» (Щуркова Н.Е.) педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Члены семьи могут выступать в роли помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.
Грамотное сотрудничество родителей и педагогов помогает наладить взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса. педагоги, взаи-модействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное, что дети, оказавшись в едином образовательном пространстве, ощущают себя спокойнее, увереннее, в результате чего имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Современные исследования показывают, что современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов.
Условно можно выделить кризисное и профилактическое взаимодействие педагога с родителями.
Кризисное взаимодействие, когда педагоги или родители пытаются пре-одолеть какую-либо кризисную ситуацию, послужившую поводом для экстренной встречи. Это может быть обсуждение проблемы, связанной с вопиющим (с точки зрения взрослых) поведением ребёнка, с конфликтом ребёнка и воспитателя или ребёнка и сверстников. В роли инициатора взаимодействия может выступать как воспитатель, сообщающий о проступках ребенка, так и родители, жалующиеся на несправедливость, придирки педагога.
При кризисном взаимодействии педагога и родителей обычно прибегают к помощи психолога, который снимет напряжение, спокойно обсудит проблему с целью её конструктивного решения.
Профилактическая работа направлена на решение проблем ребёнка и родителей, как явных, так и скрытых.
При обсуждении таких явных проблем, как вредные привычки ребенка, сотрудники детского сада вместе с родителями решают, что можно предпри-нять, чтобы помочь ребёнку.
Если проблема ребёнка пока еще не является очевидной для родителей, воспитатель занимается педагогическим просвещением родителей, т.е. их обучением. Многим мамам и папам, бабушкам и дедушкам необходимо повысить свою компетентность в вопросах о подходах к обучению и воспитанию детей разного возраста, об особенностях отклоняющегося от нормы поведения детей.
Однако, несмотря на потребность родителей в подобных знаниях, воспитатель уже не может, как прежде, использовать только лекцию. Мотивация родителей к обучению не высокая, так как не учитывается их жизненный опыт. Как правило, информация в лекционной форме, понимается родителями как давление со стороны воспитателя (особенно при авторитарном стиле общения).
Именно поэтому все чаще и чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть семейные клубы, спортивные соревнования, КВНы и др. Возможно использование письменных форм работы с родителями: записки на стендах, бюллетени о работе образовательной организации, письма родителям о достижениях ребёнка, опросники для родителей для выявления их потребностей и мнений о работе детского сада. Эти же письменные формы эффективно использовать с помощью социальных сетей типа WhatsApp. Новой формой взаимодействия является система оn-line-наблюдения в дошкольной образовательной организации.
В последнее время получила популярность форма работы, когда родители, бабушки или дедушки, проводят встречу с ребятами группы детского сада или с другимисемьями.. Иногда родители организуют занятие с детьми или взрослыми, обучая их техникам изготовления разных поделок из ткани, бумаги, игрушек. Особого внимания заслуживают совместные тренинги родителей и детей.
Остановимся на принципах работы воспитателя с родителями:
- беседа на доступном родителям языке, без специальной научной терми-нологии
- учёт эмоционального состояния родителей
- доброжелательность, конкретность, инициативность
- конфиденциальность информации, полученной от родителей.
Как показывает педагогическая практика, взаимодействие воспитателей с родителями не всегда бывает благополучным и конструктивным. Мы выделили несколько причин, по которым воспитатели допускают ошибки:
- незнание правил общения, негибкость по отношению к родителям, оце-нивание родителей; неумение поставить себя на место родителей, присвоение им своих представлений.
Для полноценного общения воспитателю следует помнить, что вести беседу с родителями необходимо в умеренном темпе, спокойно, без затяжных пауз. обращаться по имени, употреблять уместно комплименты. важно дать понять родителю, что он для вас важный собеседник, проявлять к нему уважительное отношение.
Опытные воспитатели, со стажем работы к общению с членами семьи ре-бёнка, к публичным выступлениям относятся, как к естественной части своей профессии. Начинающие педагоги, не имеющие навыков общения, боятся контактов с родителями. Молодым специалистам важно совершенствовать манеру устной самопрезентации.
Молодому специалисту нужно осознать, что родители обращаются к нему, не для ссоры с ним, а с целью узнать правду о своём ребёнке. Если воспитатель будет записывать в дневник важные моменты о поведении детей, это поможет облегчить взаимоотношения с семьёй, которая почувствует заинтересованность в воспитании их малыша. (Регуш Л. А., 2001).
Многие из воспитателей не умеют защищаться от агрессивных воздейст-вий сложных собеседников. Необходимо провести работу по устранению предубеждений относительно определённой категории родителей. Это можно сделать с помощью аутогенных тренировок (родитель- не враг, а единомышленник, помощник). От этого будет зависеть реакция педагога на возможные негативные слова и поступки родителя. Если и возникают конфликты, воспитателю после них нужно проводить работу над собой с помощью специальных техник снятия напряжения, а также предполагает анализ ситуации, проекцию своего будущего поведения в подобной ситуации. Возможен перенос встречи с родителями на другое время для обдумывания ситуации и получения консультации у специалистов.
Итак, в педагогической практике накоплено много разнообразных форм работы с родителями, но ещё не достаточно изучены положительные и отрицательные их стороны. В современном мире изменились приоритеты в общении педагогов и родителей. Взаимодействие семьи с детской образовательной организацией строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Литература:
- Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – М., 2004.
- Закутько В.И. Родители ваши союзники в воспитании. – Армавир, 2000.
- Леви в.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребё-нок. – М., 2007
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2007. – 224 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //pedlib. ru/Books/7/0026/7_0026-78. shtml#book_page_top
- Родительское собрание в детском саду. // Ребёнок в детском саду — № 2, 3. — 2001.
|