Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 Московского района Санкт-Петербурга»

Подготовила: Мравян Оксана Юрьевна 2017год

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонились в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

 

Скачать конспект

Социалист – утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действительность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит, уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно будут устанавливать с ними контакт.

Воспитатели должны постоянно повышать требование к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семей.. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

В практике сложились противоречия между возможностями нетрадиционных форм работы с семьей и отсутствием широкой практики систематического применения этих форм в воспитательном процессе.

Каковы нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей? Ответ на этот вопрос и составляет цель нашего исследования.

Объект: процесс исследования взаимодействия ДОУ с семьей.

Предмет исследования: нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.

Задачи:

Рассмотреть организацию взаимодействия ДОУ и семьи.

Изучить направление работы ДОУ с семьей.

Выявить нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей.

Теоретические методы исследования: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

Глава 1. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи.

Организация взаимодействия ДОУ с семьей.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из иммигрантских семей, из не полных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, т.к. они наиболее подвержены негативным переменам в обществе. Важно отметить, что задача педагогического состава ДОУ – осознавать разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.

Другая проблема – исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что, ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов – семьи т детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличалось друг от друга.

Третья проблема – развивать интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов и психологов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

Еще одна проблема – научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решать их. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Семья оказывает влияние на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т.е. ее состояние в процессе адаптации в обществе.

Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи. В настоящее время выделяется четыре статуса семьи:

  • социально-экономический
  • социально-психологический
  • социально-культурный
  • социально-ролевой.

Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е. представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.

Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи.

Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Семья переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия социальных педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку к школе. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие в жизни детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.

Задача педагогов заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усилия положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальным педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предлагают равенство сторон. Взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информацию, собственно воспитательную контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

  • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детского сада
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы
  • составление программы совместных действий педагога и родителей
  • анализ промежуточных и конечных результатов воспитательной деятельности.

1. 2. Направления работы воспитания ДОУ с родителями.

Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывают, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки.

Среди них самым распространенными являются:

  • воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы
  • содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей
  • довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей. Причины этого – недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных. Особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения. Заведующий детским садом, методист и социальный педагог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседа и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей).

При анализе работы с родителями, из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации.

Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи воспитателем. Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы, которые часто отличаются от интересов в детском саду, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном порядке к ребенку в детском саду. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год, уделяя особое внимание неблагополучным семьям. Как правило, больше ошибок совершают молодые специалисты. В помощь молодым педагогам можно предложить вопросники относительно различных видов деятельности ребенка в семье. Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее причина в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям, консультациям,

беседам. Активность родителей повышается, если педагоги своевременно просят их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от их психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:

  • Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.
  • Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями: а) изучение семей; б) педагогические беседы и тематические консультации; в) родительские собрания; г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей; е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.
  • Повышение педагогических умений воспитателей: а) планирование работы с родителями; б) педагогическое самообразование педагогов; в) педагогический опыт; г) консультации и семинары с воспитателями. Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.

В психологии и социологии межличностное взаимодействие рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контракт двух или более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. В узком смысле система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно ее стимулом и реакцией на поведение остальных.

В совместной деятельности обычно выделяют шесть стратегий межличностных взаимодействий. Рассмотрим их относительно взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

1. Сотрудничество, или активная помощь друг к другу в достижении результата, которая может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон. Позитивное взаимодействие основано на доверительных отношениях педагога и родителей.

Педагог является инициатором взаимодействия с родителями. Он открыт к контактам, приветлив, эмоционально положительно настроен, старается найти подход к каждой семье. И есть немногочисленная категория родителей, которые не только настроены на позитивное общение, но и готовы подключиться на уровне конкретных активных действий к организации педагогического процесса: быть членом родительского комитета, выступать на родительских собраниях, безвозмездно оказать психолого-педагогические юридические, экономические услуги, касающиеся деятельности ДОУ, организовывать экскурсию для детей, участвовать в подготовке праздничных мероприятий, ремонтных работах. Такие родители опора педагогу, который, благодаря их помощи и поддержке, чувствует себя защищенным, компетентным. Чем больше таких родителей, тем у педагога больше сил и желания работать творчески и достигать высоких результатов в развитии детей. Многие из таких родителей не эпизодически, а систематически оказывают посильную помощь педагогу в работе с детьми и участвуют в мероприятиях, проводимых в ДОУ для родителей и детей.

2. Односторонне понятие: активные действия одной стороны и их приятие другой стороной без активного включения процесс общей деятельности. Педагог, как в предыдущем случае старается найти подход к каждой семье, всячески пытается вовлечь родителей воспитанников в совместную деятельность и видеть в их лице заинтересованных участников педагогического процесса. Родители, в свою очередь, понимают и принимают позицию педагога, т.к. им далеко не безразличны жизнь детского сада, обустройство детской группы, территории ДОУ, организация праздничных и спортивных мероприятий, экскурсий. Они доверяют педагогу, признают его педагогическую компетентность, проявляют интерес к общению (причем не только на педагогические темы), выражают благодарность за воспитание их детей, поздравляют с праздниками, т.е. отношения педагога с родителями находятся между деловыми и дружескими и приятны обеим сторонам. Все хорошо, но есть одно «но». Родители по тем или иным причинам на готовы участвовать в организации конкретных дел либо подключаются эпизодически. Такая позиция родителей обычно огорчает педагога, т.к. бывают дела, когда без их помощи не обойтись.

3. Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности. Педагог старается не привлекать внимания к своей работе, не желает делиться своими профессиональными трудностями, т.к. опасается критики со стороны коллег и претензий со стороны родителей. Другими словами педагог чувствует недостаточность своих профессиональных знаний и умений. Он комфортно ощущает себя только среди детей. С родителями воспитанников педагог держит дистанцию, не всегда делится информацией об их детях, боясь, что родители не согласятся, начнут возражать, а педагог не сумеет убедительно аргументировать свое мнение.

Родители постоянно заняты служебными делами, поэтому перепоручают своих детей профессионалам: «Вы воспитатели, вот и учите, развивайте ребенка – это ваша работа». Нам легче оказать спонсорскую помощь детскому саду, чем участвовать в мероприятиях, ходить на собрания. Родители не предъявляют претензий, особо не вникают в жизнь детского сада, что, в свою очередь, бывает удобно не только неопытному педагогу, но и педагогу со стажем.

4. Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует достижению цели, но и достаточно активно препятствует этому в явной или завуалированной форме. Педагог занимает активную позицию, делает выводы о ребенке на основе не случайных, а повторяющихся особенностей поведения, искренне заинтересован в достижении результатов обучения и воспитания, поэтому стремится наладить контакт с родителями с целью выполнения методических рекомендаций, соблюдения одной линии воспитания в ДОУ и семьи. А родители не признают авторитет педагога, не считаются с результатами тестирования и обследований, заявляя: «Тесты у вас не правильные, вы ошибаетесь! У нас никаких проблем нет!». Чем моложе педагог, чем ниже его авторитет в глазах родителей, тем больше вероятность противостояния со стороны мам и пап, считающих себя более опытными, точно знающими, как надо воспитывать.

5. Модель поведения педагога и родителей аналогична предыдущей модели. Однако, если стратегия одностороннего противодействия предполагает терпеливое, тактичное отношение педагога к высказываниям родителей, то, выбирая стратегию противоборства, педагоги не уступают, а стараются доказать родителям свою правоту, тем самым провоцирует конфликт. Родители не сдаются, все чаще они начинают критиковать действия воспитателей, иногда угрожая, что будут разбираться в вышестоящих инстанциях, хотя все недопонимания можно устранить в режиме конструктивного общения с работниками ДОУ. Психологическая борьба двух взрослых людей преследует цель доказать свое превосходство и будет длиться до тех пор, пока кто-то не уступит либо не предложит компромиссный вариант решения проблемы.

6. Компромиссное взаимодействие: стороны, в зависимости от ситуаций склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме сотрудничества. То в форме противоборства. Они признают отличия во мнениях и после дискуссии по возникшему вопросу, предложения и анализа альтернатив приходят к взаимовыгодному варианту решения проблемы, удовлетворяющему интересы обеих сторон. При этом и педагог, и родители подчеркивают значимость решаемой проблемы, готовность выслушать друг друга, демонстрируют умение конструктивно вести переговоры.

1. 3. Нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившееся в этой области, так и, новаторские, нетрадиционные методы.

Используются:

  • наглядная пропаганда; — посещение семей; — родительские собрания
  • беседы и консультации; — конференции родителей
  • устные журналы; — анкетирование; — дни открытых дверей
  • круглые столы; — организация клубов; — организация деловых игр.

Посещение семей: педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

Ознакомление с материальными условиями жизни семьи. Ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

Определение уровня педагогической культуры родителей.

Выявление трудностей, испытываемых родителями.

Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье. Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.

Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения увидит, какие взаимоотношения преобладает между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом посещении семьи воспитатель должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Чтобы посещение на дому было эффективнее, необходимо информировать родителей не только о времени, но и о его основной цели. Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания.

Наглядная пропаганда: можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые (формы) стенды типа «Для вас родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы – различного рода объявления, режим, меню и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семьи.

В начале года, на педсовете обсуждаются годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщает программное содержание занятий, дает советы родителям, как в семье может быть продлена работа, осуществляемая в детском саду. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликация и т.д. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей, так и от особенностей семьи. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. На выставках используют различные материалы. Оформление выставок может быть различными, в зависимости от тематики.

При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовый материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие условия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умение с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения воспитательных воздействий.

При работе с родителями можно использовать динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с родителями.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Родительские собрания обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родителей не проявляют никакой активности. А пассивность — это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

Деловые игры: просмотр для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации.

Вечера вопросов и ответов: представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени воспитатели должны к нему готовится: собирать вопросы, группировать, распределить их в педагогическом коллективе для подготовки ответов.

Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Активный зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам – родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, воспитатели, социальный педагог, остальные педагог.

Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа проходящая в атмосфере доброжелательности позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка) увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Беседа воспитателя с родителями начинается с краткого вступления, в котором обозначаются тема, цели и задачи разговора.

Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. Важным элементом анкеты является обращение к родителям.

Стенды – это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей.

Памятка – это хорошо структурированный короткий тест, напоминающий о чем либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детьми детским садом в решении различных задач, и существуют и также нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей.

Семейные – это неформальное объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группировкой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. Здесь не может быть приказов, назначений на должность, поручений вопреки желанию самого исполнителя. В семейных клубах критически настроенным родителям

становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными – для малышей).

Семейные клубы полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образов мужского (или женского) поведения. Такие клубы необходимы и единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с другими детьми. Являясь членами дружного семейного клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными. Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада и семей. Объединяя разных детей по возрасту и воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

Организуемые в детском саду семейные клубы (спортивные, туристические, фольклорные) позволяют детям и родителям при поддержке педагогов заниматься единым делом, в котором взрослые и дети – равные партнеры. В клубах создается особая атмосфера, в которой происходит истинное сближение родителей и детей, радость взаимообщения, сотрудничества.

Содержание клубных встреч для семей с детьми раннего возраста существенно отличается от содержания встреч для семей с дошкольниками, поскольку раннее детство имеет свою специфику, а значит и свой контекст общения.

Рукописные журналы и газеты: целью издания в детском саду газет и журналов является привлечение внимания родителей к различным анкетам воспитания и обучения детей к сотрудничеству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников; о жизни ребят в детском саду (нередко в юмористической форме); дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или иным журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной.

Педагоги вместе с родителями придумывают названия газет и журналов ( «Родительский вестник», «Веселая семейка» и др), определяют частоту выхода газеты (журнала не реже 1 раза в квартал). Возможен незапланированный «специальный» выпуск газеты (журнала) посвященный какому -= либо яркому событию в жизни детей и воспитывающих взрослых.

В конце учебного года все выпуски газеты выставляются для общего обозрения, чтобы можно было еще раз вспомнить все события года и запланировать новые дела на будущий год.

Переписка педагогов и родителей: неоценимое значение в развитии отношений в семье имеют разные формы переписки.

Записка – это письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка – просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду и другую разную информацию; личный блокнот (тетрадь) это письменная форма ежедневного обмена информацией между детским садом и семьей. Такие блокноты (тетрадь) могут каждый день курсировать между детским садом и семьей. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребенка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях.

Письмо – это повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребенка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Почтовый ящик: переписку невозможно себе представить себе без почтового ящика, в который складывают вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей. На поступившие от родителей вопросы воспитатели группы отвечают сами или адресуют их заведующему. Методисту, медсестре, психологу.

Медиатека информация хранится не только в книгах, но и на дисках, аудио-, видеокассетах. Молодые родители все чаще обращаются к воспитателям с просьбой познакомиться с медиапособиями по воспитанию детей. Медиатека может стать важной составляющей системы образовательного и информационного пространства дошкольного учреждения.

Акция – это действие, предпринимаемое для какой-либо цели (благотворительность, благоустройство детского сада). Инициаторами акции в детском саду могут быть как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников.

Вечера музыки и поэзии: проведение в детском саду вечеров музыки и поэзии является хорошим средством объединения детей и взрослых в контексте искусства. Главное, чтобы произведения звучащие на вечере, пробуждали высокие чувства, объединяли поколения прародителей, родителей и детей, способствовали развитию родительских чувств. Важно, чтобы на таких вечерах исполнялись произведения, воспоминания известных композиторов, поэтов, писателей, так и детские сочинения, воспоминания родителей, педагогов. Вечера могут быть как запланированными, так и незапланированными совместными мероприятиями детского сада и семьи.

Семейная гостиная – это форма общения семей воспитанников и педагогов.

«Гостиная» в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, происходившие с ними. В качестве гостей могут быть приглашены и дети. Совместное пребывание детей с родителями или другими членами их семей на таком мероприятии сближает, сплачивает коллектив детей, родителей и педагогов.

ВЫВОД: Существуют традиционные и нетрадиционные формы с семьей. К традиционным формам относятся: посещение семей, наглядная пропаганда, родительские собрания, деловые игры, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, анкетирование.

К нетрадиционным формам относятся: рукописные газеты и журналы, переписка родителей и педагогов, медиатека, акция, вечера музыки и поэзии, семейная гостиная, день семьи, клубы, проектная деятельность педагогов, детей и родителей, семейный театр.

Нетрадиционные формы работы с родителями позволяют достичь большей эффективности. Критериями эффективности являются: проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ, повышения активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных мероприятиях,

ремонтных работах и других видах деятельности ДОУ; увеличения количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительного характера; возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, увеличения количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания; повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями, снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.

Солидарность и оптимизм родителей, ощущение или своей ответственности, взаимопонимания, защищенности через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми. В зависимости от категорий используются новые активные формы работы, как «Круглые столы», аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, «вечера вопросов и ответов». Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно теме.

Используются многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществлении педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями.

Список использованной литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Воспитатели и родители: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1998.
  3. Выготский Л.С. Воображения и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Дошкольное учреждение как открытая социально-педагогическая система (эксперимент на базе детского сада №66 г. Тамбов). – Тамбов, 1999.
  5. Дошкольная педагогика Козлоав С.А.: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений (С. А. Козлов, Т.А. Куликова. – 10-е изд.,: Издательский центр «Академия», 2009.
  6. Любавина Г. Как воспитать своего ребенка удачным. //Дошкольное воспитание. – 2009, №12.
  7. Лиленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). – М.: ТОО «Интел Тех», 2000.
  8. Монастырский В.А., Каримова Л.А., Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы, — Тамбов, 1999.
  9. Психолого-педагогический словарь для учителей и родителей общеобразовательных учреждений – Ростов на Дону.: Финкс, 2000.
  10. Семейное воспитание: Словарь. / Под редакцией М.И. Кондакова. – М.: Педагогика, 2000.
  11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов пед ВУЗов и колледжей. /Под редакцией Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 1999.
  12. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. – Тамбов, 1999.
  13. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1999.
  14. Гребенников И.В. Воспитательный климат в семье. – М.: Знания 2005.
Просмотров: 724
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Березина Елена Евгеньевна. Нетрадиционные формы работы с семьей. Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность.
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Федоренко Галина Леонидовна. Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь