Лоскутова Марина Николаевна. ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ, КАК ОДНА ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ, КАК ОДНА ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Марина Николаевна Лоскутова Воспитатель высшей КК МАДОУ «ДС №5 «Норильчонок»

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию на разных временных периодах общественного развития менялось. Закончились времена, когда семейное воспитание считалось отсталым, отмечалась ограниченность кругозора родителей, не было установлено системы их воздействия на детей, приоритеты отдавались воспитанию общественному.

В тоже время передовые педагоги В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский считали, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение, необходимо постоянно устанавливать контакт с родителями.

Тема взаимодействия общественного и семейного воспитания всегда были актуальны для отечественной педагогической науки и практики. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ активно помогает семье, сменились акценты воспитания.

Семья стала главной в образовании и воспитании ребенка. Одной из задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Воспитание ребенка в большой мере зависит именно от семьи. У родителей, благодаря техническому прогрессу появилось много свободного времени, но, к сожалению, это время часто родители тратят его не на ребенка, воспитательная функция современной семьи практически не реализуется.

 

Скачать конспект

Очень часто родители уделяют все свое внимание материальной стороне, считая, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка, создать ему условия жизнедеятельности, а воспитание и развитие – дело детского сада и школы.

Кандидат педагогических наук Денякина Л. М. в своей работе отмечает: «Модель детско — родительского клуба обладает воспроизводимостью мер социальной поддержки, много вариантностью, перспективностью социального благополучия, призванной ликвидировать имеющий место отрыв семьи, социокультурной среды от образовательного процесса. Работа клуба направлена на формирование позитивного влияния на личность через семью посредством положительного примера родителей, оздоровления внутрисемейных отношений; на развитие социальных инициатив родителей. Клуб позволяет выступить педагогам и родителям союзниками, помогает лучше узнать ребенка, увидеть друг друга в разных ситуациях (в выгодном свете), понять индивидуальные особенности детей».

Актуальность данной работы в том, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, и она определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Главный момент в контексте "семья — дошкольное учреждение" — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, выбор наилучшего варианта для его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, выстроить отношения между детьми, педагогами, родителями в одно направление. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада внутрь" — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в работу ДОУ.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают в первую очередь дети, потому, что они узнают что-то новое, учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. Родители в свою очередь, раскрывают свои таланты. Педагоги, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Состав группы формировался детьми из разных садов города, родители в первое время интересовались только вопросами о том, как покушал, как поспал их ребенок. На мероприятия группы (утренники, концерты), родители приходили для того, что бы сесть и посмотреть на своего ребенка: как он танцует, поет, читает стихи. Сделать фото или видео увиденного. Приобщение к играм, вызывало у них негативную реакцию, нежелание, принять активное участие в происходящем. Чаще всего родители принимали пассивное участие в жизни и мероприятиях группы.

Поэтому формирование активной жизненной позиции родителей, раскрытие своего и детского творческого потенциала, явилось актуальной проблемой нашей группы.

В этом году наши дети среднего возраста, поэтому мы решили больше уделить внимание таким областям развития как: речевое, художественно — эстетическое, социально – коммуникативное и физическое развитие.

Новизна представленного опыта заключается в том, что в работе клуба участвуют не только родители, дети и педагог группы, но и специалисты ДОУ. Детско – родительский клуб, как нельзя лучше соответствует основным задачам, выдвигаемым ФГОС ДО: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала, формирование социокультурной среды, развитие инициативы и самостоятельности каждого ребенка.

Данная форма работы позволяет реализовать требования образовательного стандарта сделать родителей участниками не только образовательного процесса, она предоставляет возможность родителям окунуться во все виды детской деятельности. Организовать совместную партнерскую, в том числе и игровую, форму деятельности взрослых с детьми. Совместная работа со специалистами ДОУ дает возможность корректировать и составлять работу по всем образовательным областям развития.

Дети очень привязаны к родителям, поэтому поддержка, содействие, совместное творческое самовыражение создают благоприятную эмоциональную атмосферу.

Цель клуба: — объединение семейного воспитания и образовательной системы ДОУ, направленная на обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи. Совмещение усилий родителей, педагогов группы и специалистов ДОУ, на развитие речи, мышления, памяти, воображения творческих и познавательных способностей ребенка.

Задачи:

  1. Организация и осуществление взаимодействия с родителями воспитанников.
  2. Создание положительной среды общения между родителями и детьми, родителями и педагогами.
  3. Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.
  4. Выработка единого стиля общения с ребенком в МБДОУ и в семье.
  5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Направления деятельности:

  1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
  2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Предполагаемый результат:

  • объединение усилий педагогов и родителей в развитии и воспитании детей
  • осознание родителями своей воспитательной роли в семье
  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей
  • формирование художественно — эстетических способностей
  • поддержание уверенности родителей в своих педагогических силах.

Работа в детском клубе реализуется поэтапно:

1 этап — начальный – сплочение группы, раскрепощение участников, появление эмоциональной открытости, формирование доверия друг к другу.

На этом этапе проводилось анкетирование с опросом об увлечениях родителей, беседы о том, что бы они хотели узнать о деятельности детей в группе, о формах и методах работы с детьми по всем направлениям развития личности ребенка. Было предложено назвать детско – родительский клуб «Секреты детства», так как это название раскрывает суть клуба, даёт родителям окунуться в детскую среду и на некоторое время вернуться в детство.

Прошло первое вводное занятие клуба «День рождение Никельки» на, котором, родители познакомились друг с другом, со специалистами ДОУ и было дано определение, чем мы будем заниматься на занятиях клуба, как они будут проходить и частота проведения. Был составлен перспективный план работы с учетом потребностей родителей.

2 этап — основной – характеризуется самопознанием и свободному раскрытию, повышению эффективности общения между родителями, детьми и педагогом.

На этом этапе проходили занятия клуба, совместно со специалистами. По запросам родителей подбирались дидактические, подвижные, сюжетно – дидактические, творческие игры. Игры были направлены на развитие логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, речи. На протяжении всего этого этапа был скорректирован план работы клуба, так как родители начали предлагать свою помощь в подготовке, проведении занятий, в подборе материала и темы, родители стали активными участниками занятий клуба, замещали педагога группы, сами проводили мастер — класс.

3 этап – заключительный – происходит осознание перемен в личности, творческом развитии детей и родителей, складывается позитивный взгляд и заинтересованность родителей в делах группы, происходит осознание, что педагоги и специалисты заинтересованы в развитии их детей.

Вводная часть:

- упражнения, дидактические игры, этюды, игры – драматизации, способствующие эмоциональной настройке группы детей и родителей на тему занятия. Материал подбирается при помощи и поддержке специалистов ДОУ: учителя логопеда, педагога психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Вводная часть занятия может проходить в разных помещениях детского сада: в музыкальном, физкультурном залах, в группе.

Основная часть:

  • мастер класс педагога или родителя
  • демонстрация разных видов фотографий, эскизов, поделок по теме занятия
  • совместная творческая работа родителей и детей группы.

При отсутствии родителя ребенок участвует в работе, при поддержке родителя другого ребенка и педагога группы. Основная часть может проходить в помещении группы или на прогулочной веранде в центре художественно – эстетического творчества детского сада.

Заключительная часть:

  • обратная связь, подведение итогов: чему научились, что нового узнали, что еще бы хотелось узнать
  • обыгрывание поделок, если это поделки сюжетные
  • выставка работ.

Занятия проводятся один раз в месяц, в удобное для родителей время, длительность занятий вариативна от 30 мин до 1 часа.

Полученный результат:

Результатом работы считаем: сплочение большинства родителей в единый коллектив, участие родителей во всех делах стало более активным. Родители стали более внимательно относится к своим детям. Дети на занятиях стали больше проявлять свои творческие способности, а родители увидели, как они талантливы.

Были установлены доверительные отношения между детьми, родителями, педагогами и специалистами ДОУ, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

Работа клуба показала, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку, возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Подводя итоги работы детско – родительского клуба, можно сделать вывод, что такая форма работы с водителями является перспективной и очень интересной, учитывает способности семей, помогает проявлять творческие таланты детей и их родителей, в передаче опыта.

Кроме того, работа клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать.

По активности посещения видно, что родители осознали, для того, чтобы достичь взаимопонимания со своим ребенком, необходимо больше времени проводить с ним, видеть его успехи и неудачи, помогать в освоении окружающего мира, при этом, не нарушая его прав.

Работа в рамках детско – родительского клуба открывает широкие возможности для совместной работы, приносящие положительные результаты.

На следующий год планируется продолжить работу клуба в новом направлении – познавательное развитие.

Просмотров: 392
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Алекинова Ольга Владимировна. Перспективное планирование работы клуба «Семейная мастерская» для родителей и детей подготовительной к школе группы
  • Житковская Н.В., Остаева Т.В., Яковлева А.П.. Сценарий игрового занятия с детьми второй группы раннего возраста и родителей в рамках родительского клуба «Бусинки» «Светлячок встречает ребят».
  • Житковская Наталья Викторовна Остаева Татьяна Владимировна. Сценарий игрового занятия с детьми второй группы раннего возраста и родителей в рамках родительского клуба «Бусинки». «Розовые пятачки».
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Саттарова Ольга Владимировна. Рабочая программа Родительского клуба для адаптации детей и родителей к ДОУ
  • Иванко Анастасия Владимировна. Методическая разработка заседания семейного клуба «Экономическая гостиная» для детей старшего дошкольного возраста и родителей Тема: «Семейный бюджет»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Шек Ирина Юрьевна. Сотрудничество родителей и педагогов детского сада в совместной досуговой деятельности
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Сергунина Е.А.. Консультация для родителей 'Совместная творческая деятельность родителей с детьми'
  • Косенкова Надежда Владимировна. Консультация для родителей 'Роль родителей в развитии речи детей!'
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Лучина Зинаида Дмитриевна. Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Швидкая Оксана Ивановна. КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ — РАДОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь