Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).

Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).

Ключевые слова: Дошкольный возраст, одаренный ребенок, создание условий развития.

Аннотация: Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

 

Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. Возможность выявить у ребёнка одарённость, развить и сопроводить – это наиболее важная задача дошкольного учреждения. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный определённым талантом, способностями, одаренностью, сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться в потоке скоростного века и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что человек не заменим ни одной современной техникой. Творить, мыслить, создавать, прогрессировать – назначение каждого человека на земле. Поэтому, каждый человек наделён неповторимой индивидуальной способностью, которую мы называем талантом, одарённостью и наша задача – раскрыть в каждом ребёнке его индивидуальную неповторимость. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Сопровождение одаренного ребенка — неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таковых) в том или ином виде деятельности. Наблюдая за детьми в своей группе, я пришла к такому выводу, что каждый ребёнок наделён способностью, но уникальной способностью – лишь некоторые. Выявить и развить ту или иную способность необходимо у каждого ребёнка. И чем раньше мы заметим и разовьём талант, тем больше и выше получим результат от личности.

Необходимо чётко и правильно выстроить задачи и нормы сопровождения одарённых детей, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога и в группе сопровождения.

Необходимо создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается умением правильно использовать средства исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Задачи:

  • Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  • Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  • Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог – ребенок — родитель.

Индивидуальный путь развития для каждого одарённого ребёнка, с учётом специфики возрастного и индивидуального развития.

Необходимость отслеживания особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развитием педагогической деятельности.

Повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка. Непрерывность сопровождения развития одарённого ребёнка

Бережное отношение к психическому миру ребёнка, его потребностям и особенностям отношения к окружающему миру и к самому себе.

Выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации. Последовательное осуществление цикла сопровождения одаренного ребенка. Владение комплексом диагностических методик.

Осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы.

Любовь к ребенку и принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать.

Ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов.

Признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу).

Поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии.

Умение быть близким другом, партнером, символическим защитником для ребенка.

Систематическое осуществление педагогом самоанализа, самоконтроля.

Несколько советов по выбору методов выявления одарённости у ребёнка и проведение развивающей работы.

Необходимо напомнить, что существующие методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения. Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют две точки зрения:

"Все дети являются одаренными";

"Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребёнок талантлив по-своему.

Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети, которые талантливы особо.

Как правило, информация поступает от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребёнком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, вместе, необходимо определить индивидуальные особенности ребёнка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребёнку с целью определения его индивидуального пути развития. В детском саду педагоги проводят психолого-педагогический консилиум, на который приглашают также и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребёнке, определяют группу сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

Необходимо уточнить выявленную одаренность ребенка путём проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе воспитатель осуществляет сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

Систематически проводить развивающую работы с одаренным ребенком в кружке, студии в детском саду, учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы с родителями. Данный метод в детском саду активно используют возможности учреждений дополнительного образования. Руководитель дошкольного учреждения заключает договор о сотрудничестве детского сада и учреждения дополнительного образования. Проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов детского сада, учреждения дополнительного образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Применение метода промежуточных результатов сопровождения одарённого ребёнка способствует более точному выявлению этапа развития его одарённости. Работа заключается в следующем: психолог, педагог, воспитатель и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по необходимости чаще диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Педагог совместно с воспитателем дошкольного и дополнительного образования организуют в детском саду разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, фестивали, конкурсы и т.д.

Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована. Мое убеждение, что ребёнок — главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, ребёнок – «запечатанный источник», в котором скрыт неизвестный нам потенциал и который должен обязательно реализоваться.

И мой педагогический принцип — очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность, независимо от конкретных успехов в какой -либо деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он — мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на согласие и несогласие, сомнение и даже ошибку.

Оценивание ребёнка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки, ведь каждый ребёнок – это особый мир…

Литература:

- Бине А. современные идеи о детях — М., 1990

- одарённый ребёнок/ Под редакцией О. М. Дьяченко — М.. 2009

- Поиск и выявление одарённых детей // Одарённые дети. — М., Прогресс 2005

- Савенков А.И. " Одарённые дети в детском саду и школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений — М., Издательский центр "Академия", 2000

- Юркевич В. С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность — М., 2006

Рябова Наталия Николаевна

Новикова Любовь Зигмундовна

Кочеткова Анастасия Сергеевна

Должность: воспитатель

МБУ детский сад №73 «Дельфин»

г. Тольятти, Самарская область

Просмотров: 684
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Завгороднева Ольга Александровна. Советы родителям «Как выявить одаренного ребенка»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Шабельникова Татьяна. Гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Русова Галина Владимировна. Индивидуальный план сопровождения ребенка с ОНР на первый период (подготовительная группа)
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Демирова Эльмира Тажудиновна. Доклад на тему: «Психолого — педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь