Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста

Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста

В своей статье я не буду говорить о том, что такое одаренность или одаренность ребенка, как понятие. Это вы можете найти в любом интернет источнике. Я же хочу поделиться своим взглядом на этот вопрос.

Хочу начать с того что выявление одаренных детей – это прежде всего заказ государства. Успехи государства в развитии экономической и социальной сферы, культуры в значительной мере зависят от интеллектуального потенциала подрастающего поколения, его инновационной, творческой мобильности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ( «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования») обозначено, что особое внимание следует уделять выявлению одарённых детей. Одно из основных направлений развития современного образования – поддержка одаренных детей. Об этом говорится и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В которой отмечается, что «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности, о необходимости развивать творческую среду».

 

Ориентируясь на современные тенденции, все более осознается необходимость создания оптимальных условий для развития способностей детей, возникает необходимость в поиске педагогических мер, позволяющих качественно улучшить процесс развития одаренных детей, начиная с дошкольного возраста.

В своей работе педагога, я столкнулась с весьма распространенными взглядами на одаренность детей дошкольного возраста. Первый – это каждый ребенок – одаренный, и второй — одаренные дети встречаются крайне редко. Приверженцы одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания соответствующих условий. Для других одаренность — исключительно редкое явление: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, в то время как действительно выдающиеся результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей, в этом случае основное внимание уделяется выявлению одаренных детей.

Проанализировав исследования современных психологов, позволил мне установить, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социо — культурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной и т.д.). При этом определяющей является собственная активность ребенка, а также психологические механизмы личностного развития, лежащие в основе реализации индивидуального дарования, поддержки детской инициативы.

Работая в детском саду, я являюсь руководителем творческой группы «Одаренный ребенок», и непосредственно могу наблюдать, как проявляется одаренность. А проявляется она у детей в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный рисованием ребенок может дома с энтузиазмом создавать удивительные творческие работы, но при этом не проявлять аналогичной активности в непосредственно образовательной деятельности в детском саду. Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Из чего можно заключить, что рассматривать одаренность ребенка следует, прежде всего, по его инициативной деятельности.

Первичное проявление способностей – в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным видам деятельности и ребенок может проявить инициативу и показать особую успешность в достаточно широком спектре сфер детской активности — диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.

Равным образом, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

В отдельных случаях фактором, сдерживающим становление одаренности, несмотря на потенциальные способности, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, отсутствие навыков конструктивного общения и т.п. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы:

Должным образом организованная психолого-педагогическая поддержка эти барьеры может снять, однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте.

В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии, отмечается ярко выраженная диссинхрония, которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

У дошкольников выделяют одарённость, проявляющуюся в отдельных областях деятельности, процесс индивидуализации проявляется достаточно рано и остается преобладающим на протяжении всей жизни.

В ДОУ необходимо обеспечить своевременное выявление детей с предпосылками одаренности, проведения целенаправленной работы по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей и объединённые усилия команды взрослых: педагогов, узких специалистов, родителей, на основе рефлексии собственных действий через мониторинг достижений детей.

Одним из содержательных механизмов обеспечения поддержки одаренных детей является – разработка и реализация индивидуальной образовательной программы «Одаренный ребенок».

На основании всего вышеперечисленного хочу рассказать об инновационной деятельности нашего детского сада комбинированного вида «Ёлочка» — Агенция комплексного сопровождения «Вот тебе моя рука!»: предназначена для создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающий беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов в образовательные учреждения и формирование условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательного учреждения комбинированного вида.

  • «Консалтинговая служба» — формирование физического развития, эмоционального и духовно богатого человека нового поколения, обладающего психофизическим здоровьем, навыками социальной адаптации интеграции в современное общество. Направления работы «Консалтинговой службы»: логопедическое сопровождение, психологическое сопровождение, музыкальное сопровождение и физкультурно — оздоровительная коррекция.
  • «Служба ранней помощи» — психолого — педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей в возрасте от 3-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или с риском возникновения отклонений в развитии), посещающих и не посещающих образовательное учреждение. Деятельность службы направлена на подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, его обучение, воспитание, социализацию, коррекцию отклонений в развитии, формирование положительных личностных качеств и адекватного поведения, а также оказание необходимой психолого–педагогической помощи родителям.
  • Творческая группа «Одаренный ребенок» — выявление и сопровождение одаренности у детей дошкольного возраста. Работа с одаренными детьми.

Цель сопровождения – это гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренных детей.

Задачи сопровождения:

  • Выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;
  • Составление и реализация программы сопровождения одаренных детей;
  • Создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренных детей.

Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

В программе принимают участие:

  • Педагог – психолог;
  • Воспитатели;
  • Другие специалисты ДОУ;
  • Заместитель заведующей по основной деятельности;
  • Родители.

Работать с одарёнными детьми – огромный труд, так как каждый из них – личность, индивидуальность. Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед воспитателем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. В нашем детском саду имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей в сфере экологического образования, искусства, нравственно – патриотического воспитания путем введения музыки, изодеятельности. Работа с одаренными детьми идет по следующим направлениям: первичные мероприятия, направленные на выявление способностей у детей; занятие детей в кружках; обеспечение участия одаренных детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях. И тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность.

Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью. Отсюда и необходимые условия работы с одаренными детьми: сохранение индивидуальности; поддержка собственной познавательной потребности; знание психологических особенностей «одаренных». Задача педагога состоит в том, чтобы развивать любовь к познанию, развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности. Дети дошкольного возраста легко усваивают огромное количество информации; способны воспринимать информацию удивительно быстро. Дети дошкольного возраста буквально переполнены жизненной энергией; обладают огромной жаждой познания; могут научиться всему тому, чему мы будем их учить, если это делать последовательно и систематически.

Кроме того, что талант ребёнка будет развивать воспитатель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда. Конечно, чтобы получить хороший результат воспитательной работы, нужен постоянный контакт с родителями. И тут воспитатели проводят не маловажную работу: проводят различные консультации: «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Что надо знать о своем ребенке» и многие другие. Также проводятся групповые консультации на темы: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье», «Наши дети – наше будущее». Еще ведется индивидуальная работа с родителями, ну и, конечно, участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.

Успех, внимание, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по моему мнению, гарантия успеха выбранных нами средств и форм воспитательной работы с воспитанниками, с детьми с особой одаренностью. Деятельная активность всех участников воспитательного процесса: воспитанников, педагогического коллектива, родителей – принесет успех. А успех – это наиболее эффективная реализация целей и задач воспитания подрастающего поколения. Именно успех придает силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки.

Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, который требует от родителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения.

И закончить свою статью мне хотелось бы словами великого педагога Ш.А. Амонашвили:

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества,

то создавай им такие условия, чтобы искорки

их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Просмотров: 516
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Савельева Татьяна Геннадьевна. Реформы и их влияние на выявления развития одаренных детей.
  • Александрова Ольга Владимировна. «Клубное движение, как форма взаимодействия и поддержки одаренных детей ДОУ и школы»
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Окорокова Ольга Анатольевна. Кружковая работа по квиллингу и ИКТ как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Гурина Татьяна Федоровна, Фатыхова Марина Александровна, Тазетдинова Залифа Шарифьяновна. «Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Касимова Разиля Газизулловна. Мастер класс СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Кожнева Тамара Петровна. Познавательно - исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь