Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В.А. Дергунова Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Театр один из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие для них персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно.

 

Театр играет большую роль для всестороннего развития и воспитания детей, что позволяет пересмотреть, изменить систему работы по развитию творческих способностей дошкольников. Современному педагогу следует знать и помнить, что образование XXI века – это образование через ощущения, и игра – это метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии, а если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, исчезнет, испариться.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства – занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.

Для развития творческих способностей детей старшей группы была разработана программа «Театральные ступеньки». Цель: развивать творческие способности детей в театрализованной деятельности.

Среди задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности основными выступили:

  • создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)
  • приобщение детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
  • обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.)
  • создание условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими)
  • активизация творческой самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата в детском коллективе.

При организации театрализованной деятельности с детьми мы опирались на следующие принципы:

  • принцип психологической комфортности, который характеризуется созданием благоприятных условий, в которых дети чувствуют себя максимально комфортно и свободно, получают удовольствие от самой деятельности
  • принцип творчества, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности
  • принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать способы действия
  • принцип интегративности, который характеризуется связью с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной) и с различными видами искусства (драматическим, изобразительным).

Для развития эмоций, чувств, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков мы использовали театрализованные игры, которые сделали жизнь детей интереснее и содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и общения. Возникла необходимость расширить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду (театрализованный уголок под названием «Сказкин дом»). Совместно с детьми и родителями изготовили разные виды театров: театр ростовых кукол, театр на гапитах, на спажках, конусный, пальчиковый, на ложках, магнитный, плоскостной, театр перчаток, бибабо, теневой, театр резиновой игрушки, природный театр и декорации и атрибуты для постановки спектаклей. Сделали гримерную, костюмерную и ширму. Материалы уголка мы постоянно меняли и обновляли.

Все материалы театрализованного уголка помогали нам на занятиях по художественной литературе при знакомстве детей с произведениями, со средствами художественной выразительности.

Для развития творческих способностей в образовательной и совместной деятельности мы использовали с детьми такие приемы: придумывание новых концовок известных сказок, простейших рифм, составление моделей сказок, особое внимание уделяли речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развивали речевое дыхание, свободу речевого аппарата, учили владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией и разнообразной интонацией.

Для развития актерского мастерства использовали дидактические игры, знания об основных эмоция (веселье, грусть, страх, гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение); учим различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств.

В процессе изобразительной деятельности рассматривали иллюстрации к сказкам, рисовали сюжеты, иногда полностью меняя творческий замысел художника, дополняли рисунки новыми персонажами.

Использовали специальные игры-этюды – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста или прозы для подготовки к постановке спектаклей и выступлению на сцене. Вначале определяли характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и формулировали его речевую характеристику. Каждый персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Для расширения и уточнения знаний побывали на экскурсии в театре и узнали о театральных профессиях (актер, гример, режиссер, светооператор, сценарист, декоратор, билетер, капельдинер – работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и следящий за порядком в зале). Полученные знания закрепили, просмотрев в детском саду презентацию «Жизнь в театре».

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Мы старались своей актерской активностью не подавлять робкого ребенка, не превращать его только в зрителя. Старались не допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Не делили детей на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Такие формы работы по театрализованной деятельности помогали формированию следующих умений и навыков детей:

  1. Дети научились владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Научились умению передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  3. Научились проявлять интерес, желание к театральному искусству.
  4. Научились самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
  5. Научились взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Помимо театрализованных занятий, большое внимание уделяли тому, чтобы театрализованная деятельность организационно пронизывала все режимные моменты: могла включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, могла осуществляться в самостоятельной деятельности детей, органично включалась в работу различных кружков.

В вечернее время проводились диалогово-игровые ситуации с целью творческого развития ребёнка средствами театрализованной деятельности: 1) имитационная игра: «Картина зазвучала», «Картина ожила», где детям предлагалось распределить роли, взять на себя роль (река, дерево). 2) диалоги – беседы, позволяющие понять эмоциональное состояние ребёнка во время проигрывания представления; 3) манипулятивные игры: «Изменчивые лица слов», читаем художественное произведение и предлагаем найти слова с другими назначением, подобрать схему мимики лица, изобразить состояние на своём лице; 4) методы художественного развития: «Вхождение в ситуацию», дети описывают своё состояние от увиденного.

Театрализованная деятельность детей более успешна при вовлечении в нее родителей. Поэтому большое внимание мы уделяли информированию взрослых о важности театрализованной деятельности для развития дошкольников. В групповом родительском уголке имеются материалы соответствующего содержания: папки-передвижки «Театр в жизни ребенка», «Театр в ДОУ», «Тук-тук, кто там? Заходите в гости к нам», фотовыставка «Мы – артисты». Еще более значимым являлось привлечение родителей к участию в творческих вечерах и праздниках в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д.

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду предоставляет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самовыражения, создает условия для воспитания творческой направленности личности.

Просмотров: 1047
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Абрамова Ольга Николаевна. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Федосова Елена Александровна. Проект «Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной игровой деятельности»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Ольга Кочергина. Проектная деятельность как средство развития исследовательских и творческих способностей старших дошкольников
  • Сухорослова Анна Николаевна. Сказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности
  • Н.Н. Нарцызова, С.А. Курбанова. Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста
  • Калицкая Елена Николаевна. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Рисование зубной щеткой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Елена Геннадьевна Непомнящих. Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Наумова Марина Валерьевна, Барсукова Ольга Александровна. Статья «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Никифорова Елена Петровна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Рамазанова Екатерина Адиковна. Тема: Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Наумова Марина Валерьевна Барсукова Ольга Александровна. Статья Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Окорокова Ольга Анатольевна. Кружковая работа по квиллингу и ИКТ как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь