Выполнили:
- Наумова Марина Валерьевна
- Барсукова Ольга Александровна
Введение:
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.
Творчество — это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческая деятельность, как интеллектуальная деятельность, проявляющаяся в создании и воплощении новых образов, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к этим проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества и по сей день остаются весьма актуальными по причине малоизученности данных. Психологи считают, что формирование творческих способностей личности является важным требованием личностно-ориентированного обучения. Авторы утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. Следовательно, необходима систематическая работа по развитию творческих способностей старших дошкольников.
В последнее время исследователи указывают на потенциал изобразительной деятельности как средства творческого развития ребенка. Показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности в целом ряде исследований и методических разработок. Наметились новые пути в развитии художественной деятельности, нетрадиционные технологии, позволяющие отойти от традиционных штампов работы, направленных лишь на овладение детьми определенных навыков в рисовании и лепке.
Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей богатым потенциалом обладает нетрадиционная техника работы с пластилином — «Пластилинография». Согласно Г.Н. Давыдовой, принцип пластилинографии как нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Целью данной работы является анализ теоретических основ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средством пластилинографии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогические основы развития творческих способностей у дошкольников
- Определить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
- Выявить особенности использования пластилинографии с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Вывод:
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей старших дошкольников и выявив педагогические условия формирования, я сделала следующие выводы:
- Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
- Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении имеет реальные возможности развития творческих способностей детей.
- В результате анализа практического опыта активизации и развития творческой деятельности дошкольников с помощью лепки из пластилина была отмечена недостаточная развитость этой технологии и возрастающая значимость данной проблемы для воспитателей, психологов и методистов.
- Занятия пластилиновой живописью являются благоприятными с методической точки зрения уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей дошкольников.
Заключение:
Таким образом, занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность в области пластилиновой живописи позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Пластилинография способствует более успешному освоению образовательной программы. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка; развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так — же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и другое.
|