Ольга Кочергина. Проектная деятельность как средство развития исследовательских и творческих способностей старших дошкольников

В условиях реформирования системы Российского образования, перед педагогами дошкольных учреждений очень остро встал вопрос о поиске и использовании в работе новых форм организации образовательной, совместной и самостоятельной  деятельности детей и взрослых. Поэтому мы задались вопросом, как выбрать наиболее эффективную форму организации детской деятельности, которая бы открывала перед педагогом широкие  возможности воспитания и обучения дошкольников. Считаю, что значимой является такая технология, которая  помогает дошкольникам самостоятельно приобретать знания, умения, способы деятельности и побуждает их выдвигать гипотезы, активизирует стремления к новым знаниям.  На мой взгляд, всем этим критериям наиболее полно соответствует метод проекта.
Поэтому проектную деятельность рассматриваю  как личностно-ориентированное, вариативное обучение, направленное на развитие творчества ребёнка, его коммуникативных умений, навыков поисково-исследовательской деятельности в процессе сотрудничества, которая охватывает образовательные области, режимные процессы,  игры, труд и т.д.
В работе с детьми за 3 года были реализованы ряд проектов «Волшебница вода», «И листочки и иголочки», «Необычная бумага». Но остановиться хочу на проекте «Эти крышки волшебницы».
Идею использования крышек от пластиковых бутылок подсказал мой сын. Ребенок их раскручивал и закручивал, собирал как мозаику. Я подумала, что яркость и таинственность этого материала очень подойдет к потребностям детей моей группы, к их постоянной готовности удивляться и радоваться.
В один из дней принесла крышки в группу. И предложила детям  поиграть с крышками. Тогда возникли следующие вопросы:  «Как мы будем с ними играть?» и «Что мы знаем о крышках?». Так и возник проект «Эти крышки волшебницы».
Целью проекта стало: Создать условия для развития воображения и содействовать интеллектуальному творческому саморазвитию детей, интегрированное использование в воспитательно-образовательном процессе педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с крышками.
Для достижения  поставленной цели наметили ряд задач:
Развивать творческие, познавательные, интеллектуальные способности детей.
Создать единое пространство, развивающую образовательно-интеллектуальную среду в условиях детского сада, стимулирующую познавательную активность детей.
Подобрать систему  обучающих игр для развития творческих интеллектуальных способностей детей, уточнить и расширить знание о крышках и сформировать осознанное понимание их значимости.
Разработать систему активного сотрудничества детей, родителей и воспитателей в данном направлении.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: Уточнить и расширить знания детей о предметах окружающего мира (крышках), а также формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены крышки.
Беседы с детьми дома и в детском саду о назначении крышек. Подборка о них материала. Составление объявления для родителей.                                                                                                                                             Рисование схем-макетов, изготовление дидактических игр, сухого бассейна и их описание. Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В.Сутеева и др.) Родители вместе с детьми выполняли домашние задания: рассматривали крышки, иллюстрации, картинки. Рисование и раскрашивание карандашами трафаретов, выставка детского творчества. Провели семейный конкурс рисунков, игр «Занимательные крышки».
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Цель: Учить пользоваться предметами (крышками) в соответствии с их назначением и приспосабливать их для организации игровой деятельности, развитие интереса к экспериментированию с предметами окружающего мира и познание их свойств.
Знакомить детей со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах: «Тонет – не тонет», «Печатки», «Чудесный сундучок», «Собери по описанию, цвету и образцу».
Эстафетная игра «Собери цветок». Провести цикл занятий и дидактических игр: «Собери букет», «Укрась салфеточку», «Что лишнее?», «Создай свою картинку», «Мозаика», «Воздушные шары» Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам. Поиск, подготовка и заучивание стихов, загадок, скороговорок о превращениях, волшебстве и т.д.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: Вовлекать родителей в образовательное пространство группы через участие в реализации данного проекта.
Провели итоговое занятие «Эти крышки - волшебницы». Оформили альбом «Занималочки», а также  выставку для детей других групп и педагогов ДОУ, где были представлены различные поделки из крышек, сделанные совместно с родителями.
Разработка проекта помогла выстроить систему работы по познавательно-исследовательской деятельности детей, пополнить предметно-развивающую среду группы дидактическими играми, пособиями для экспериментирования, а также помог сложиться сообществу - педагог, родители, дети.

Просмотров: 601
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Подарки волшебницы – зимы»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Смирнова Маргарита Валентиновна. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Мамазярова Наталья Владимировна. Консультация для родителей: «Как создать развивающую среду дома? Организация домашней развивающей среды»
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь