Мамазярова Наталья Владимировна. Консультация для родителей: «Как создать развивающую среду дома? Организация домашней развивающей среды»

Консультация для родителей: «Как создать развивающую среду дома? Организация домашней развивающей среды»

Воспитатель Мамазярова Н.В.

Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский

Как создать развивающую среду дома?

Развивающая среда – это все, что окружает ребенка и, так или иначе, влияет на его развитие. Обогащенная развивающая среда, которую, собственно, можно и нужно специально создавать, если мы хотим, чтобы ребенок развивался интенсивно, но в то же время гармонично и естественно, — это такая среда, которая способствует развитию ребенка в процессе ее освоения.

 

Скачать конспект

Почему стоит заняться созданием и обогащением развивающей среды для своего малыша?

Во-первых, это поможет вам снять с себя часть «обязанностей» по организации развивающих занятий с ребенком, ведь он будет развиваться, осваивая окружающее пространство, которое вы для него продумали и создали.

Во-вторых, это огромный ресурс для развития малыша, ведь он находится в данном окружении практически 24 часа в сутки 7 дней в неделю, исключая несколько часов сна и прогулки.

В-третьих, развивающая среда, организованная с учетом актуальных задач развития, стимулирует развитие самостоятельной игры ребенка, помогает ему развиваться естественными темпами, исключая возможность «перегрузки» развивающими занятиями, которая вполне вероятна, если мама чересчур увлечена ранним развитием.

Создавая детскую комнату своей мечты, всю в розовых (или голубых) тонах, с плюшевыми мишками и воздушными шарами в каждом углу, мы безнадежно далеко уходим от развивающей среды в том понимании, которым ее наделяют психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.А.

Петровский, М. Монтессори и др.). Посмотрите, совершаете ли вы такие ошибки:

  • Детская комната напоминает склад игрушек, возможности использования их в игре ограничены, имеется большое количество однообразных игрушек.
  • Игры и пособия располагаются на верхних полках – подальше от вездесущих ручек малыша, чтобы он, ни в коем случае, не мог достать все это сам, испортить, порвать, разбросать.
  • Ребенок является пассивным потребителем маминых инициатив – только от взрослого исходят постоянные предложения игр, занятий и развлечений для крохи, на которые он соглашается или нет.
  • Состав игр и игрушек изменяется бессистемно, а-то и вовсе остается статичным в течение длительного времени.

Как же использовать окружающее пространство на пользу развития ребенка?

Прежде всего, стоит избавиться от ненужных, однообразных, неактуальных возрасту ребенка игрушек и игр. То, что останется после вашей беспристрастной ревизии, распределите по нескольким зонам развития (сделать это можно мысленно, а можно и в физическом пространстве, разложив по разным коробкам, контейнерам, ящикам и полкам). Это нужно для того, чтобы вы наглядно увидели, все ли ключевые зоны развития представлены в окружении вашего ребенка, и насколько гармонично они представлены.

Развивающая среда ребенка дошкольника обязательно должна включать игры, игрушки и пособия, «работающие» на следующие направления развития:

  • Развитие речи: поместите сюда книги и тематические альбомы, плакаты и карточки, дидактические игры для развития речи, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, материалы для обучения чтению и письму.
  • Развитие мелкой моторики и сенсорное развитие: здесь займут достойное место шнуровки, бусы, мозаику, конструкторы, игрушки с застежками, кнопками, рычагами и переключателями, игрушки из разных на ощупь материалов, крупы и другие сыпучие материалы и т.п.
  • Развитие логики: к этой зоне относятся кубики и паззлы, матрешки, пирамидки и сортеры, счетный материал, лото, домино, мемори и другие настольные логические игры.
  • Развитие творческих способностей: здесь разместите материалы для творчества ребенка (краски, карандаши, бумагу, пластилин, цветную бумагу и картон, природные материалы для поделок и т.д.), а также открытки, календари с репродукциями картин и выставку творческих работ малыша.
  • Музыкальное развитие: здесь расположите аудиозаписи и музыкальные инструменты.
  • Физическое развитие: домашний спорткомплекс дополнят или заменят фитбол, комплект мячей разного размера, гимнастическая палка и обруч, массажная дорожка.
  • Зона упражнений в практической жизни (по М.Монтессори): здесь разместите инструменты, которые малыш будет использовать, участвуя в домашних делах – метелку, ведро и тряпочку, фартук, щетки для одежды и обуви и т.п.
  • Эмоционально-личностное развитие: сюда мы отнесем разнообразные игрушки и реквизит для сюжетно-ролевых игр, инсценировок, кукольного театра и т.п.

Теперь, когда вы продумали и реализовали наполнение развивающей среды в каждой зоне, самое время запомнить следующие основные принципы, которые помогут вам управлять развивающей средой и получать максимум ее преимуществ:

  1. Развивающая среда должна изменяться по мере роста и развития ребенка, отражать актуальные для него задачи и интересы.
  2. Все материалы и игрушки должны находиться в свободном доступе, то есть ребенок должен иметь возможность самостоятельно взять с полки или достать из ящика то пособие или игру, которая заинтересовала его в данный момент времени.
  3. Для поддержания порядка должны быть установлены и соблюдаться определенные правила, например, бережное обращение с игрушками и пособиями, возвращение их на место после игры и т.п.

Соблюдайте эти рекомендации, и вашему крохе всегда будет интересно играть и развиваться, даже без каких-либо дополнительных усилий с вашей стороны.

Приведенные ниже советы помогут вам максимально использовать всё, что есть в вашем доме, для того, чтобы помочь вашему малышу стать активным и любознательным исследователем окружающего мира. Что же для этого нужно? Самое важное – сделайте свою квартиру безопасной, но интересной для ребенка. Посмотрите на мир его глазами и решите, что ему интересно и полезно обследовать.

Кухня Итак, что из имеющегося на кухне, можно дать малышу?

Прежде всего – кухонную небьющуюся и нетяжелую посуду и утварь: сковородки, кастрюли и крышки к ним, дуршлаг, сито, противни, формы для выпечки печенья.

Покажите ребенку, как можно играть с этими предметами: прячьте мелкие предметы в крупные, продемонстрируйте, как интересно стучать крышкой о крышку или ложкой о дно кастрюли. Обратите внимание малыша на то, что кастрюли – разные по величине, и помогите ему правильно подобрать к ним крышки.

Яркая небьющаяся посуда Она может быть из пластика или из дерева, очень хорошо использовать расписную деревянную посуду.

Малыш может вкладывать одну миску в другую и снова вынимать. Это поможет ему на практике познакомиться с тем, что такое размер. Если вас не пугает, что ребенок промокнет, налейте в таз воды, дайте ему чашку и ситечко, покажите разницу между ними. Если вам не по душе игры с водой, вы можете заменить их игрой с сыпучими продуктами. Будьте осторожны с фасолью, а вот гречка, рис и пшено безопасны в игре.

Яркие жестяные коробочки из-под чая или конфет Многим детям нравится прятать разные предметы в сундучки и шкатулки.

На глазах у малыша спрячьте печенье в одну из коробочек и попросите найти его. Это поможет развить память и наблюдательность. Если малыш не видит, в какую из коробочек вы спрячете лакомство, это послужит развитию навыков поиска. Помогите ему научиться последовательно заглядывать в коробочки, откладывая в сторону уже проверенные.

Пакеты из-под сока или молочных продуктов В них также можно прятать игрушки. Сначала малыш будет искать в одной из двух коробочек, потом их количество можно увеличить. Если коробочки разного цвета, ребенок будет запоминать цвет, если разной величины – величину. Если они разной формы, в фокусе внимания малыша окажется форма. Все это разовьет его внимание, память, наблюдательность.

Предложите малышу сложить в пакет сушки или хлебные палочки.

Сделайте игрушечные вагоны, связав несколько коробочек веревкой так, чтобы их легко было возить. Можно посадить в них разных зверят.

Большие коробки из-под телевизора или другой аппаратуры Из них можно устроить домик. Ребенку интересно сидеть в нем, чувствовать себя самостоятельным, но, в то же время, слышать, что вы находитесь где-то недалеко. Если на кухне достаточно места, поставьте домик в углу, если же кухня маленькая – поставьте в комнате.

Сеточки из-под картошки, лука, фруктов Сделайте мягкий мяч, наполнив сеточку кусочками ткани и завязав ее узлом для безопасности. Поместите туда уже надоевшую вам и малышу погремушку.

В таком преображенном виде она снова вызовет интерес у ребенка.

Трубки из-под пищевой фольги В них можно дуть и гудеть, изображая паровоз. Спрячьте в такую трубку маленькую машинку или шарик, и малышу придется решить сложную практическую задачу: как достать предмет из трубки? Может быть, постучать трубкой по полу или вытолкнуть черенком ложки. Если не снимать последний слой фольги и нарезать трубку на кольца, их можно нанизывать на шнур, и получатся блестящие бусы.

Просмотров: 303
Категория: По направлениям » Для детского сада » Родителям дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Ирина Синкевич. Игры, стимулирующие развитие речи малыша
  • Наталья Мокеева. Консультация для родителей 'Если малыш плохо ест'
  • Поморцева Ольга Александровна. Игры с водой и их влияние на психоэмоциольнальное развитие ребенка.
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь