На этапе от 0 до 1 года не дается четкой градации игр на группы. Это связано с тем, что на моторном этапе развития и физическая, и психическая, и эмоциональная, и сенсорная сферы взаимосвязаны и тесно переплетены.
Предлагаемые приемы, игры и упражнения проводятся с детьми незаметно, в практической, интересной деятельности и не требуют приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Речь идет о приемах стимулирующих развитие речи, внимания, мышления малыша.
Мои ли это ручки, мои ли это ножки?
Игра имеет несколько вариантов.
Вариант 1. Освободите ребенка от пеленок, положите его на спинку на стол. Для налаживания контакта поговорите с ним, проведите по его телу ладонью от макушки до пяточек. Затем возьмите его ладошки и осторожно хлопайте ими, приговаривая (варианты можно найти в приложении «Ненаглядное пособие для родителей»):
Хлопаем, хлопаем
Зимушку пугаем.
«Уходи, зима,
Дай дорогу лету красному,
Летом пальчики не мерзнут,
Летом деточки играют,
За ягодкой в лес бегают,
Красну ягодку отведывают...»
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки
На окно поставили,
Остывать заставили.
Как остынут, поедим,
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Оладушки съели.
Шу-у-у... улетели...
Затем разотрите стопы, пойте или приговаривайте:
«Ноженьки ножки,
Куда бегали?
Новую дорожку
Разведали?»
«Мы бежали полем, лесом,
Но дороги не нашли,
Заплутались...»
«Попытайтесь еще раз».
«Мы устали, спать хотим,
За окошком вечер...»
«Так прощайте, милы ножки,
завтра будет встреча...»
Как у нас ли журавель,
Как у нас ли молодой,
На политочке сидел,
Лапоточки плел:
И себе, и жене,
Ребятишкам по лаптишкам,
А девчонкам
По чулчонкам.
После игры возьмите малыша на руки, похвалите за терпение, поцелуйте.
Вариант 2. На полу расстелите одеяло, возьмите ребенка на руки. Сядьте на пол, пообщайтесь с малышом, затем положите его рядом с собой. В дальнейшем проводите занятия по схеме варианта 1.
Вариант 3. Занятия проводятся после того, как малыш привыкнет к этой игре. Они подразумевают самостоятельные занятия: положите ребенка на стол или на пол, предоставьте его самому себе. Понаблюдайте, что он будет делать. Включите тихую и спокойную музыку, приметьте все новое, чему он научился за последнее время. Обязательно занесите свои наблюдения в тетрадь.
Водичка, вода...
Возьмите ребенка на руки, и, напевая, походите по комнате. Затем разденьте малыша, с осторожностью опустите его в приготовленную ванну, приговаривая ласковым голосом:
«Водичка, вода,
Ты ль сегодня холодна?»
«Я тепла и приятна,
Малым детушкам на радость».
«Водичка, вода,
Ты ль сегодня глубока?»
«Нет, я по коленочку,
Чтобы деток не пугать,
Только мыть и баловать».
«Водичка, вода,
Ты ль сегодня сердита?»
«Нет, я тиха и ласкова,
Как солнышко весной,
Деток приголублю,
Чтоб росли как грибочки
После дождичка».
После купания осторожно полейте ребенка из ковша, приговаривая:
С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба —
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду.
Есть у нас девочка,
Звать ее Аленушка,
Девочка-припевочка,
Умная головушка.
Ой, с гуся вода,
С Аленушки худоба,
Дайте нам пеленку,
Завернуть Аленку.
(Елена Благинина)
Затем привлеките внимание ребенка к ярким игрушкам, покажите, как они плавают, как с удовольствием купаются, даже умеют нырять.
Пойду бобром —
По воде плавком,
Трижды окунусь, Да не захлебнусь.
«Уточка с селезнем.
Где ваши детушки?»
«В озере плавали».
«Глубоко ли озера?»
«Ныряешь не достать...»
«Где малы деточки?»
«Близко не видать...»
«Что же будите делать?»
«Ждать...»
«Вынырнули малые...»
«Можно отдыхать...»
После купания можно голову малыша наклонить то в одну, то в другую сторону, при этом приговаривая:
Мышка, мышка, вылей воду —
На дубовую колоду.
Зайка, заинька,
Зайка серенький,
Прыгай по дорожке,
На одной ножке,
Голову поворачивай,
В сторону покачивай,
Приговаривай:
«Ты водичка прочь, прочь,
Скоро будет ночь, ночь.
Уходи к себе в родник,
Через землю напрямик...»
После купания возьмите ребенка на руки, заверните его в махровое полотенце, походите по комнате, напевая песенку.
|