«Вот и лето прошло, будто как не бывало…»
Строки этой песни всплывают в памяти, когда за окном моросит дождь и летят, подгоняемые ветром, желто-красные листья. Осень привносит в нашу жизнь покой и умиротворение, но только для взрослых. А дети продолжают свое неугомонное стремление раскрыть заложенные природой интеллектуальные и физические способности круглый год.
Сила, выносливость и терпение – это те качества, которые помогают добиваться успехов в жизни. А потому уделить внимание развитию этих качеств у дошкольника очень важно. Детям, посещающим детский сад, помогает в этом специально организованная деятельность, в том числе и в плавательном бассейне.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Через игру ребенок адаптирует себя к взрослой жизни, усваивает правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Важно не забывать об этом взрослым, когда чему-либо хотите научить ребенка.
В период с 3 до 6–7 лет ребенок с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и ее отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей в следующем возрастном периоде.
Игра в бассейне позволяет смягчить момент естественного страха пред необычной средой подросшего ребенка. Да, когда–то в своем начальном развитии водная среда была для него естественной и не вызывала у ребенка отрицательных эмоций. Так как память имеет свойство забывать эти первые ощущения, то со временем двигательные и дыхательные навыки утрачиваются, если их не поддерживать с самого рождения.
Плавание в раннем дошкольном возрасте позволяет быстро адаптироваться к водной среде, а в дальнейшей, взрослой жизни не иметь комплекса неуверенности в воде.
Итак, игра – тот путь освоения нового, когда ребенок забывает о страхах, переключаясь на заинтересовавший его объект или деятельность с этим объектом. Именно это лежит в основе привлечения детей к игре в воде.
На начальном этапе знакомства ребенка с водой обязательно наличие ярких предметов, вызывающих желание с ними поиграть. Это могут быть резиновые игрушки в виде зверушек, лодочки, мячи, наклеивающиеся картинки, небольшие плавающие матрасики, маски, ласты, тонущие игрушки, обручи, пластиковые стаканчики и даже яркие крышки от пластиковых бутылок. Все это поможет мотивировать ребенка войти в воду и поможет организовать игру.
Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, для успешного и полного раскрытия ее богатого воспитательного, развивающего и адаптирующего потенциала.
Вот ряд игр, которые могут быть использованы на начальном этапе знакомства ребенка с водой.
Игры — упражнения с детьми 3-4-х лет.
- «Водичка-водичка, умой мое личико...». Обыгрывание народной детской заклички удачно используется в качестве игры с водой, помогает детям справиться с первоначальной неприязнью воды.
- «Дождик-дождик, пуще...». И в этом случае закличка помогает создать образ дождя, который и изображают дети, подбрасывая воду из ладошек над головой.
- «Сильный ливень» изображаем, ударяя ладошками по поверхности воды. Сильный «ливень», значит и ударить надо сильно. Дети сами создают ситуацию с брызгами. Ударить хочется сильно, вот и приходиться терпеть брызги в лицо, задерживая дыхание.
- «Подул ветер» и по воде «пошли волны». Надувая щеки и выпуская воздух через губы, сложенные трубочкой, дети изображают ветер, а волны — движениями обеих рук из стороны в сторону по воде.
- «Шагаем по лужам». Это естественное для детей занятие опять используем с целью обучения.
- «Собачка копает ямку». В этом случае образ собачки помогает выполнить задание правильно — поочередное, загребающее на себя движение сомкнутыми ладонями.
- «Сели в ямку». Проверяя глубину «вырытой ямки», дети садятся в воду. Предложение «вырыть ямку поглубже» и «проверить снова» заставляет детей еще энергичнее двигать руками и приседать глубже в воду.
- «Крокодил» — любимое упражнение малышей. Опять в работе образ. Вытянутые ноги — «хвост». Голова над поверхностью воды, живот на дне, на руках перемещаемся по дну бассейна «в поисках добычи».
- «Крокодил сердиться» не находя добычу и начинает «бить хвостом по воде». Ноги совершают поочередные движения вверх-вниз.
- «Крокодил ловит рыбку». Предлагается поискать «рыбку» под водой. Не все дети готовы выполнить это задание, но обычно находятся один-два, которые попытаются опустить лицо в воду. Здесь важно показать, что вначале нужно сделать вдох и, задержав дыхание, на короткое время опустить лицо в воду.
- «Переливание воды». Дети очень любят играть в воде со стаканчиками; переливая из одного в другой, они обязательно попробуют вылить воду из стаканчика и себе на голову. Это занятие тренирует навык задержки дыхания.
Игры с водой и в воде чрезвычайно полезны для подготовки ребенка к обучению плаванью. Они содержат в себе многие подготовительные к плаванию упражнения. Если их проделывать регулярно, ребенок совершенно незаметно для себя научится непринужденно держаться на поверхности воды, совершать выдох в воду и перемещаться в ней, проделывая простейшие плавательные движения.
Использование игр в бассейне позволяет детям преодолевать возникающие непредвиденные ситуации в воде, что является профилактикой стрессовых ситуаций при купании в открытых водоемах и для приобретения навыков плавания в более короткие сроки.
|