Подготовила: Коломыльцева Г.В. -воспитатель
Цель: Расширение представлений о свойствах воды, ее агрегатных состояниях (пар, вода, лед). Освоение действий экспериментирования.
Педагогическая задача: Создание условий для развития представлений детей о свойствах и особенностях агрегатных состояний воды. Организация условий для выполнения действий с предметами, раскрывающими особенностями воды (экспериментирования). Развитие познавательной активности детей.
Материал: электрический чайник с водой, емкость с замороженной водой, емкость со снегом, емкость с водой, стекло, оборудование для опытов.
Ход занятия:
Эй, девчонки и мальчишки, Молчуны и шалунишки, Подбегайте все скорей Вместе будет веселей!
Воспитатель: Послушайте небольшой рассказ, подумайте и скажите «О чем, мы сегодня с вами будем говорить?»
Художественное слово: Однажды кто-то оставил тазик с водой и забыли про нее. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось- ручек и ножек у воды нет. Хотела кого- нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий – никто ее не услышал.
А потом пришла мама и подумала: «Зачем здесь эта вода стоит?», взяла и вылила ее в раковину. Полилась, водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша вода вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зеленых садов. «Как красиво, как чудесно!» — думала водица. – А сидела бы я в своем тазике и этой красоты не увидела бы.
Воспитатель:
Так о чем мы с вами будем беседовать?
Дети: (о воде)
Воспитатель:
А где можно встретить воду? (море, река, пруд, ручей, озеро…)
А на прогулке осенью, где мы видели воду (дождь, лужи)
А зимой где можно встретить воду? (это: снег, лед, сосульки)
Воспитатель:
А помните, мы с вами покрасили воду в разные цвета и поставили за окно. Посмотрим, что же с ней стало?
Дети: она превратилась в цветной лед.
Воспитатель: Да, дети вода превратилась в лед. Лед – это твердое вещество и он состоит из воды.
А что же произошло со снегом и льдом, который мы утром принесли с улицы?
Дети: они стали таять
Воспитатель: А может быть это кто — то заменил стаканчики?
Дети: нет, просто в комнате тепло и снег стал таять.
Воспитатель: Да, правильно, сейчас мы видим воду в жидком состоянии.
А я хочу познакомить вас еще с одним явлением воды (включить чайник для закипания воды). Обратите внимание, вода закипает, становиться очень горячей, трогать нельзя. А почему? (можно обжечь руки). А из кипящего чайника что-то выходит. Что это? Похоже ли оно на воду?
Дети: (…)
Воспитатель: Это ПАР – еще одно состояние воды. Если поднести стекло, то мы увидим, что пар остывает и превращается в капельки воды (конденсат). Как называется это состояние воды? (пар)
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем, приглашаю всех на разминку: (Физкультминутка)
Очень всем нужна вода,
Делай раз и делай два (приседаем)
Звери у ручья напились,
Влево, вправо наклонились (наклоны)
Вместе на носочки встали,
тучку лапками достали (руки вверх)
Дружно хлопнули в ладоши,
До чего же день хороший! (хлопки)
И снежок пошел с утра
За работу нам пора (кружимся)
Воспитатель: (опыты)
1. Предлагаю детям обратить внимание на 3 разных сосуда. Попросить налить воду в эти сосуды. Сделаем вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда в который налита.
Разлить воду из одного стакана на поднос. Вывод: вода растеклась, она не имеет форму.
2. Предложить детям рассмотреть воду на прозрачность (бросить любой предмет в воду). Вывод: вода прозрачна.
Понюхать воду в стакане. Имеет ли вода запах? Вывод: вода не имеет запаха
3. Добавим в стакан с водой краску (вода изменила цвет, окрасилась.).
Бросить в окрашенную воду предмет и его не видно. Вывод: окрашенная вода непрозрачна.
Можно предложить понюхать. Вывод: вода пахнет тем веществом, которое добавлено.
Воспитатель: Ну а теперь, помогите мне вспомнить, какая бывает вода и что с ней может произойти?
-Если стакан с водой опрокинуть, что произойдет? (вода выльется). Почему? (вода жидкая)
- Если в воду добавить краски, что произойдет? (вода окраситься)
-Если воду поставить в холодное место? (вода замерзнет)
- Если воду начать греть (вода закипит и образуется пар)
-Имеет ли вода форму? (нет)
Воспитатель: Прекрасно. А сейчас для вас сюрприз. Будем делать «Пенный Замок».
В небольшую емкость налить немного средство для мытья посуды и воды –размешать. Детям предложить подуть в коктейльную трубочку, чтобы получились пузыри. На глазах у детей вырастет облако переливающихся пузырей. Можно в центр пены поставить резиновую игрушку (это принц, который живет в пенном замке)
Воспитатель: И как же получились у нас пузыри? (…). Вывод: Воздух попадает в воду и образуются пузыри, а затем в пену.
Воспитатель: В заключении можно предложить поиграть в игру
«Сосулька, лед, снежинка» (Если я говорю: сосулька (делаем домик), лед (стоим ровно), снежинка (кружимся)).
|