Бортникова Елена Викторовна Вожгунова Ирина Игнатьевна Евстигнеева Вера Владимировна. Методическая разработка «Танцы на воде» с использованием элементов синхронного плавания для детей старшего дошколь

Методическая разработка «Танцы на воде» с использованием элементов синхронного плавания для детей старшего дошкольного возраста

Авторский коллектив:

  • Бортникова Елена Викторовна, инструктор по физической культуре;
  • Вожгунова Ирина Игнатьевна, музыкальный руководитель;
  • Евстигнеева Вера Владимировна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 «Радуга» г. Великий Новгород

Развитие детского творчества – сложная и актуальная проблема. Современный подход к её изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда.

 

Плавание занимает особое место в физическом воспитании, развитии и укреплении здоровья дошкольников. Помогает сформировать физические качества и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма, улучшается адаптация к водной среде.

При поступлении в детский сад значительное количество детей имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств. Современные дети испытывают дефицит двигательной активности, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (у стола, у компьютера и телевизора) это увеличивает нагрузку на отдельные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы.

Учитывая интерес детей к нахождению в воде, к плаванию, интерес детей к плаванию под музыку, были разработаны и внедрены в систему физкультурно-оздоровительной работы детского сада «Танцы на воде» с элементами синхронного плавания.

Синхронное плавание — один из видов спорта, включающий в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку. Занятия, с использованием элементов синхронного плавания, развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма.

Синхронное плавание — органично сочетает силу и грацию движений, открывает удивительные возможности совершенствования физической и эстетической культуры человека. Это один из самых утончённых видов спорта.

Синхронное плавание — это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде, имеющих спортивную направленность. Они несут высокий оздоровительный эффект.

Занятия синхронным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата,

способствуют тем самым уменьшению и стабилизации имеющейся деформации. Вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц.

Благотворное влияние на психофизическое состояние детей, оказывают водные процедуры, сопровождающиеся положительными эмоциями.

Отличительной особенностью танцев на воде является интеграция физических, эстетических, художественно-творческих и психо-эмоциональных способностей дошкольника, приобщение к здоровому образу жизни, культурному и спортивному наследию.

Танцы на воде используем в работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), так как для этого необходимы определенные навыки детей по плаванию.

Главная цель при обучении детей танцам на воде: объединить полученные навыки детей на занятиях по обучению плаванию одним общим, красивым танцем на воде.

Основные задачи, которые мы решаем при обучении детей танцам на воде это:

1. Укрепление здоровья ребенка:

  • закаливание детского организма;
  • приобщение к ЗОЖ;
  • адаптация к водной среде;

2. Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в бассейне, перестраиваться в круг, становиться друг за другом);
  • совершенствование плавательных умений и навыков;
  • воспитание выносливости, развитие силы;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;

3. Развитие музыкальности:

  • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, ее содержание;
  • развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к

искусству звуков;

  • развитие музыкальной памяти;

4. Развитие творческого воображения и фантазии:

  • развитие способности к импровизации в движении;

5. Развитие психических процессов:

  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов (умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом, формой музыкального произведения по фразам);
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сопереживать другим людям (радоваться успеху других детей и переживать, если кто – то упал или уронил предмет во время движения);
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения;
  • формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Основной формой проведения образовательной работы является групповое и индивидуальное занятие. Занятия проводятся один раз в неделю, с группой детей 8-10 человек. Структура организации образовательного процесса традиционная: подготовительная, основная, заключительная. Подготовительная часть – 5 – 10 мин, основная часть – 10 — 15 мин, заключительная часть – 3 – 5 мин.

  1. В подготовительной части занятия осуществляется начальная организация детей, сосредоточивание их, внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части занятия. Это достигается с помощью различных видов ходьбы, бега, специальных упражнений, музыкальных игр. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные профилактические задачи.
  2. Основная часть занятия занимает большую часть времени. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца на воде; разучиваются элементы композиции танца, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой. При разучивании композиции используется принцип этапности. Композиции составляются с учетом умений и навыков детей. Педагог совместно с дошкольниками придумывает композиции с учетом особенностей музыки, показывает на собственном примере правильное выполнение комплекса упражнений и постепенно учит детей выполнять их красиво и непринужденно.
  3. В заключительной части занятия решаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Занимает она 3-5 минут. Нагрузка здесь значительно меньше. Сюда относятся: упражнения в растягивании и расслаблении мышц, спокойные музыкальные игры, танцевальные движения малой интенсивности.

Материал распределен по четырем блокам:

  • Спортивный (знакомство с различными видами водного спорта)
  • Музыкально-ритмический (разучивание музыкально-ритмических композиций)
  • Театрально-игровой (знакомство с жанром пантомимы и импровизации)
  • Конструктивный (знакомство с терминологией, обучение чтению схем танца).

Обучение танцам на воде с использованием элементов синхронного плавания происходит в три этапа.

Первый этап:

Знакомство с синхронным плаванием как видом спорта, выполнение простых упражнений синхронно, на счет инструктора и его сигналы. Движения выполняются индивидуально в простом построении: шеренга, круг. Закончив упражнение, дети должны встать на ноги (вернуться в исходное положение). Выполняются такие упражнения, как, ходьба, прыжки, наклоны, приседания под воду, «Звездочка», «Поплавок», «Медуза», а также упражнения в шеренге и кругу, взмахи руками и ногами, переходы и перестроения.

Второй этап:

Выполнение простых упражнений под мелодичную музыку. Композиции с предметами (обруч, мяч и т.д.) или без них составляются для двух – четырех человек. Упражнения, как с задержкой дыхания, так и с выдохом в воду разучиваются комплексно, по два – три разных задания одновременно на счет педагога и под музыку. Дети должны понимать характер музыки и следить за ритмом. Для этого этапа характерны такие упражнения: ходьба и бег с работой рук и перестроением, «звездочка» на спине и груди, «Поплавок», «Медуза», «Винт», «Фонтан», скольжение на спине и груди в разных направлениях, ныряние. Используются карточки – схемы, предусматривающие индивидуальное выполнение упражнений.

Третий этап:

Придумываем совместно с детьми композиции под музыку, по показу инструктора, отрабатываем гибкость, красоту и пластику движений. Упражнения становятся более сложными – с переворотами, не вставая на ноги; используется больше перестроений; включаются разные стили плавания. Для построения композиции используется все пространство бассейна. На этом этапе упражнения, как правило, следующие: скольжение на груди и спине в разных направлениях, плавание с переворотами на спину и грудь, не вставая на ноги, ныряние, упражнения с переворотами: «Поплавок» на груди – «Звездочка» на спине, «Звездочка»«Винт». Эти композиции используются во время проведения праздников на воде, показательных выступлений для детей и родителей.

Огромное значение при обучении детей танцам на воде уделяется взаимодействию с родителями воспитанников, воспитателем по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, воспитателями.

Для родителей проводятся открытые мероприятия в бассейне, консультации о важности работы в данном направлении для всестороннего развития детей, даются рекомендации по выполнению упражнений, дыхательной гимнастики в домашних условиях.

Воспитатель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель включают в свои занятия элементы танцев, «на суше» выполняют вместе с детьми танцевальные композиции, придумывают и разучивают танцы под музыку. Учатся читать схемы, выстраивая по ним танцевальные композиции.

В совместной деятельности воспитатели и инструктор по физической культуре вместе с детьми рисуют схемы танцевальных элементов, упражнений; в художественно-творческой деятельности изготавливают атрибуты к танцам. Все схемы получают свое название, чаще всего по схожести с чем-то, поэтому язык и терминология понятны только тем, кто занимается в данной группе. Например, термин «цепь»: «длинная цепь», «смешанная цепь», «цепь у бортика», «цепь с обручами», «цепь с мячами» — одного термина достаточно, чтобы дети определили, где выполняется упражнение, из каких элементов состоит, какие дополнительные пособия должны быть в руках и т.д.

Большое внимание уделяется музыкальному сопровождению, так как это – существенная сторона красочного выступления детей на воде. Оно повышает выразительность двигательных действий в воде, способствует согласованию движений коллектива. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. В воде невозможно быстро передвигаться, поэтому музыка звучит плавная, мелодичная по темпу, что дает возможность детям непринужденно и свободно строить танцевальные композиции на воде.

Совместно с детьми мы разработали танцевальные композиции на воде, разучили их и провели открытые мероприятия для родителей и педагогов детского сада. Самое оптимальное количество выступлений за год – это 3-4 танца на воде.

Например, танец «Вальс цветов»:

Музыка: Оркестр Поля Мориа «Звезды в твоих глазах»

Цветы – кувшинки.

1. «Спуск в воду».

И. п. стоя в шеренге. Кружась, встают в одну шеренгу. Берут друг друга за руки.

1. «Торпеда».

И. п. стоя, держась за руки. Приседают, отталкиваются ногами, ложатся на грудь. Проплывают, работая ногами в стиле «кроль» до центра бассейна.

2. «Цветок раскрывается, закрывается».

И. п. стоя в кругу, держась за руки. Руки поднимают вверх, делают наклон вперед – выдох в воду. Выпрямляются и прогибаются назад, руки поднимают вверх – делают вдох (4 р.)

3. «Стрелочка на спине – лепестки оторвались».

И. п. стоя в кругу, руки вверх «стрелочкой». Ложатся на спину, отталкиваясь ногами, плывут назад.

4. «Стрелочка».

И. п. – основная стойка. Ложатся на грудь, отталкиваются ногами, плывут к центру круга.

5. «Линия».

И. п. – стоя в кругу, держась за руки, один ребенок в центре круга. Поочередно приседают под воду с выдохом в воду (3 р.)

6. «Много цветов».

И. п. стоя, руки вверх. Кружатся, двигаясь в свободном направлении.

7. «Цветы распустились».

И. п. дети располагаются в разных местах бассейна. Выполняют упражнение «поплавок». Не вставая на ноги, выполняют упражнение «Звездочка» (4 р.)

8. «Собираем букет».

И. п. – основная стойка.

9. «Стрелочка» — отталкиваются от дна бассейна и скользят. Образуют круг. Поднимают руки вверх и идут по кругу.

10. «Много цветов».

И. п. – основная стойка. Поворачиваемся спиной друг к другу, опускаем цветы на воду, и покачиваемся из стороны в сторону.

Список используемой литературы:

  1. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  2. Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ/ Под ред. Н.В. Микляевой. -М.: АРКТИ, 2011. -104с.
  3. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/Под ред. А.А. Чеменевой. -СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -336 с.
Просмотров: 492
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Есинова Оксана Борисовна. Статья инструктора по физической культуре (плавание) «Преодоление первоначального страха к воде у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
  • Попова Марина Васильевна. ООД по плаванию (средняя группа) Тема: «Плавание с доской при помощи движений ног способом «кроль» на груди и на спине».
  • Матковская Ирина Михайловна. Закаливание организма по средствам использования упражнений и игр на воде
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Парро Мария Михайловна. Конспект занятия по физической культуре в средней группе на воде
  • Роза Аитова. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Громоздова Наталья Александровна. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Мартыненко Татьяна Александровна. Картотека подвижных игр для детей на воде (в бассейне)
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Новикова Марина Владимировна. Сценарий для детей старших и подготовительных групп — Праздник на воде «Происки Кикиморы»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Гаркуша Алла Васильевна. Конспект коррекционно — развивающего занятия с использованием техники рисования на воде – ЭБРУ
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Анохина Мария Андреевна. Конспект интегрированного занятия на тему: «Вы слыхали о воде?!» в подготовительной группе
  • Карпенко Ирина Викторовна. Методическая разработка «Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
  • Ильгиза Ахмадиева. Занятие по экспериментированию 'Свойства воды' (о растворимости и нерастворимости в воде различных веществ
  • Матыскина Ирина Валерьевна. Мастер-класс «Техника рисования по воде»
  • Редкозубова Ольга Михайловна. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Что мы знаем о воде?»
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Блинкова Вера Юрьевна. Экологический проект на тему «Хотим все знать о воде!»
  • Галаева Ирина Владимировна. Конспект занятия по безопасности дорожного движения в младшей группе детского сада, для детей с трудностями в обучении «Наш друг-светофор»
  • Галина Бастина. Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
  • Осинцева Елена Борисовна. Спортивный досуг на воде «Плаваем, ныряем, здоровье укрепляем»
  • Семьина Ирина Евгеньевна. Проект «У воды, на воде, под водой…»
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Коломыльцева Галина Витальевна. Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений «Что мы знаем о воде» (средняя группа)
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь