Старшая группа
Паспорт проекта
- Полное название проекта: «Хотим все знать о воде».
- Автор проекта: воспитатель старшей группы Блинкова В.Ю.
- Тип проекта: познавательный.
- Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
- Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
- Цель проекта: расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизни человека, роли в окружающем мире. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
- Задачи проекта:
- систематизировать знания детей о значении воды в жизни людей;
- умножить и расширить представления детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений;
- стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;
- развивать любознательность;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
- повысить воспитательную компетенцию родителей в экологическом образовании дошкольников;
Скачать презентацию
8. Сроки проведения: с 14 марта по 29 марта.
9. Предполагаемые результаты:
- у детей сформируются представления о воде как источнике жизни на земле;
- дети приобретут экологический опыт поведения в природе;
- у детей укрепится интерес к познавательно- исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно- следственные связи;
- умение разрабатывать алгоритм исследования;
- повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
II этап – практический.
III этап – заключительный (обобщающе-результативный).
Проведение итогового занятия.
I. Аннотация проекта.
Актуальность: Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода- источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели.
Дети — наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию экологический проект на тему «Хотим все знать о воде» в старшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с целью расширить представления детей о воде.
II. Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Постановка проблемы.
Проблема: отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
План:
- Определение цели и задач проекта.
- Анализ имеющихся условий в группе. Подготовка лаборатории.
- Сбор информационного материала о воде (загадки, поговорки, стихотворения)
- Создание условий для организации познавательно – исследовательской работы с водой.
- этап. Практический.
Планирование. Этапы реализации проекта.
- Постановка проблемы, целей, задач, прогнозирование результатов.
- Составление плана реализации проекта.
- Изучение проблемы по данному вопросу через методическую литературу. Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей.
- Изготовление картотеки опытов о состоянии воды, подбор художественной литературы по данной теме, дидактических игр в соответствии с возрастом детей.
Основные мероприятия проекта:
- Цикл познавательных бесед (элементарные научные сведения) о значении воды в жизни людей, о воде как среде обитания для животных, птиц, растений.
- Познавательно — исследовательская и практическая деятельность детей по изучению свойств и значение воды.
- Презентация проекта «Хотим все знать о воде».
План мероприятий:
Беседы:
- «Зачем вода нужна человеку?»,
- «Где живет вода?»,
- «Что будет, если на Земле исчезнет вода?»
Дать понятие о важности воды в повседневной жизни человека, о сферах жизни, в которых она используется. Различные водоёмы тоже могут болеть, как люди. Чем же они болеют и почему?
Презентации:
- «Вода»,
- «Вода – наше богатство!»,
- «Водные ресурсы Земли»
- «Вода вокруг нас»;
- «Жители воды»;
- «Какая вода бывает»;
- «Круговорот воды в природе».
Конкретизировать знания детей об агрегатных состояниях воды, об условиях ее перехода из одного состояния в другое. Дать понятие «Круговорот воды в природе».
Труд:
- Полив комнатных растений, огорода на окне;
- протирание пыли в группе;
- мытьё игрушек.
Чтение художественной литературы:
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»;
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой;
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»;
- Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Продуктивная деятельность: фиксирование результатов опытов в дневнике наблюдений. Придумывание сказки «Путешествие капельки» и создание к ней иллюстраций.
Рассматривание иллюстрации о воде и различных водоемах.
Наблюдения:
«Где мы видим воду», «Что умеет вода».
Подвижные игры:
- «Ручеек»,
- «Море волнуется»,
- «Суша и вода».
Эксперименты:
- «Круговорот воды в природе» (электрический чайник с водой, холодное стекло;
- «Свойства воды»;
- «Вода — растворитель»;
- «Очищение водя»;
- «Взаимодействие веществ с водой. Вулкан».
НОД: «Синяя вода», «Вода – растворитель. Очищение воды».
Работа с родителями: консультации и информация в родительский уголок «Элементарные опыты и эксперименты с водой», «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательной деятельности», «Детское экспериментирование в домашних условиях»
3 этап. Заключительный
1. Проведение итогового мероприятия.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вода-растворитель. Очищение воды»
Группа: старшая.
Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
Задачи:
- Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.
- Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
- Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
- Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.
Образовательные области:
Познавательное развитие
Социально – коммуникативное развитие
Физическое развитие
Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека; проводили наблюдения за водой в детском саду, дома; опыты с водой; рассматривали иллюстрации на тему «Вода»; знакомились с правилами безопасности во время исследования и экспериментирования; загадывание загадок о воде.
Демонстрационно-наглядный материал: изображение человечка (или игрушка) «Почемучки»
Раздаточный материал: стаканы пустые 10 штук, кувшин с водой; вещества для растворения: сахар, песок, растительное масло, пшено; пластмассовые ложечки, воронки, бумажные салфетки, бинт ватные диски.
Ход занятия:
В.: Ребята хотите побывать в стране фокусов и чудес? (Да) Чтобы в нее попасть нужно закрыв глаза произнести волшебные слова: «Руки к солнцу подниму, все узнаю, все пойму». Откройте глаза.
- Я рада приветствовать вас в волшебной стране, которая называется Лаборатория чудес.
- А кто же живет в Лаборатории чудес? (Почемучка) Почему его так зовут? (Любит задавать вопросы)
- Вот и в этот раз у Почемучки возник вопрос: «Все ли можно растворить в воде? И как потом можно эту воду очистить?» (Ответы детей)
- А чтобы проверить правильность наших ответов я предлагаю вам проделать опыт. А какой вы узнаете, когда пройдете к столу для эксперимента. Подойдите к столу и станьте так чтобы всем было удобно. Посмотрите, что вы видите на столе? (Стаканы, кувшин с водой, сахар, масло, муку, песок, пшено)
В.: Ну что же, приступим. Но сначала вспомним правила безопасного опыта.
- Давайте узнаем растворится ли в воде сахар? Масло? Песок? Пшено?
Дети попарно насыпают в стаканы с водой вещества, размешивают их пластиковой ложкой и наблюдают, что же происходит.
В.: Что произошло с сахаром? Маслом? Песком? Пшеном? (ответы детей)
Какой вывод можно сделать? (Не все вещества растворяются в воде)
На первый вопрос Почемучки мы ответили.
Кто помнит второй вопрос? (Как очистить эту воду)
Как же можно очистить воду? (Ответы детей)
А мы будем очищать воду с помощью фильтра-салфетки, которую положим в специальную воронку. Наливаем наши растворы и пока они фильтруются, давайте немного отдохнем и разомнемся. Пройдите и встаньте в круг.
Физкультурная минутка «К речке…»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2, 3, 4, вот как славно освежились.
Как приятно в речке плавать,
Берег — слева, берег — справа.
Речка лентой впереди,
Сверху мостик — погляди.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
В.: Ну как отдохнули? (Да) Интересно узнать, что же у нас получилось? Вернитесь на свои места за стол. В этом стакане мы растворяли сахар. Что мы видим? (Сахар полностью растворился)
- В следующем стакане мы растворили масло? Что произошло после фильтрации? Что произошло? (Вода стала чистой, масло осталось на фильтре)
- Что растворяли в этом стакане? (песок)
- Что мы видим? (Вода стала прозрачной, а песок остался на фильтре)
- И в этом стакане мы растворяли пшено. Что произошло? (Вода очистилась, а пшено осталось на фильтре)
- С помощью чего можно очистить воду? (С помощью фильтра-салфетки) Мы ответили на все вопросы Почемучки? (Да)
- Вам понравилось в Лаборатории Чудес? (Да)
- Дома с родителями попробуйте растворять в воде другие любые вещества. А сейчас результаты мы зарисуем.
2. Создание лэпбука «Вода»
(совместная работа с родителями и детьми).
Семья Сысуевых изготовили дидактическую игру для лэпбука «Кому нужна вода?»
Цель: обобщить знания детей о том, кому и зачем нужна вода. Расширять кругозор детей.
Семья Слыжовых изготовила дидактическую игру «Путешествие капельки»
Цель игры вызвать интерес к истокам возникновения капельки, о ее истоках.
Расширять кругозор детей.
3. Анализ полученных результатов.
Вывод
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о воде, узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
4. Презентация проекта «Хотим все знать о воде».
|