ГБОУ Школа №2051 ДО №1 «Росток» Должность: Воспитатель Савельева Татьяна Геннадьевна
«Неодаренных детей не бывает, все воспитанники – одаренные! Но в условиях неправильного воспитания одаренность может вообще не открыться или утратиться». Н.А. Крылова
Высокий темп реформ нашего времени приводят качественным изменениям для положительного развитие детей. Одаренном детям уделено большое внимания общества и государства. Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, её направленность на гуманистические личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменение отношения к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Проблема развития одаренности в настоящее время является актуальной.
Особенно остро эта проблема встала в последние годы с появлением в 1975 году Всемирного совета по одаренным и талантливым детям. Стали разрабатываться концепции одаренности, включающие подходы к определению, вопросы о природе, главенствующих факторах формирования данного феномена, и главное, методики диагностики одаренности и программы последующего развития незаурядных способностей: В психологии в настоящее время сложилось представление об одаренности как структурном, динамическом образовании, включающем в качестве основных компонентов высокий уровень развития интеллекта и творческих способностей, а также определенные личностные качества. Эти компоненты – ядро различных моделей одаренности, представленных в работах зарубежных и отечественных исследователей (Л. А. Венгер, Н.С. Лейкес, Д.Б. Богоявленская, А.И. Савенков, А.М. Матюшкин). На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие, и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (театрально-игровой, учебной, трудовой). Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.
В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Концепции, которая выражала бы не частное мнение одного, пусть даже самого авторитетного исследователя, а теоретическую модель, которая вобрала бы в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии. Это позволило бы ей сыграть роль своего рода государственной директивы, служить точкой отсчета, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию, видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название — «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова)
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Наибольший интерес в исследовании представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно – ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности. На мой взгляд, изучение одаренности наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка – своевременное нераскрытое его способностей. Педагог не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность. Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится создавать что-то новое, свое, оригинальное в процессе театрализованной деятельности. Этому способствует яркое, творческое воображение, характерное для данного возраста.
Театрализованная деятельность обогащает творческие способности ребёнка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и создания собственных сочинений.
Организуя театрализованную художественную деятельность детей мы решаем многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Таким образом, имеем основания для вывода о том, что театр и изо может стать эффективным и мощным эмоционально окрашенным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка при условии грамотного руководства и создания оптимального театрально образовательного пространства, которое будет содействовать развитию эмоциональной восприимчивости и культуры детей дошкольного возраста. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Долгое время одаренность рассматривали как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Первым исследователем, рассматривавшим одаренность не как божественное предопределение, а как результат врожденных, наследственно обусловленных свойств, был англичанин Ф.Гальтон. За это время проблемой одаренности занимались многие ученые, в большинстве своем зарубежные: Дж. Гилфорд, П. Торренс, Э. Ландау и др. Исследования Лейтеса Н.С., Савенкова А.И., Матюшкина А.М. многое прояснили в феномене одаренности.
Одаренный ребенок очень активен, постоянно в действии, более уверен в себе, чем дети прошлых лет; легче идет на контакт, лучше социализируется.
Как видим из статьи, успешность реформ ведет, в том числе и к успешному выявлению и развитию одаренных детей.
Список использованный литературы:
- Богоявленская Д.Б. Одаренность: рабочая концепция. Библиотека «Одаренные дети». М., 2002. 12, 0 п.л.. Отв. редактор, составит. Тир.
- Богоявленская Д.Б., Климов Е.А. Психология и ее приложения. Ежегодник РПО. Т. 8 в 3-х выпусках. 2002. Отв. ред., сост. 66, 0 п.л
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
- Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособиме). Синягина Н. Ю., Чирковская Е. Г. М.: Вузовская книга. 2001 – 131с.
- Психология общих способностей. Дружинин В. М. Спб.: питер, 2007. – 368сю – 3-е изд.
- Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
- Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду– М.
- Шадриков, В. Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. – 188 с.
|