В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают. Простая мысль, что ребенка можно учить эффективно мыслить, познавать окружающий мир стала открытием нашего времени.
И направление развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Конечно, ребенок должен иметь определенный запас знаний и навыков, но часто дети не могут применить на практике то, что знают и умеют. Само по себе наличие знаний является необходимостью, но оно не недостаточно чтобы ребенок вырос личностью с высоким интеллектуальным уровнем.
Каждый дошкольник - маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного процесса с применением научно выверенных методик, как правило , игровых, учитывающих особенности детского восприятия дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усваивать многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем больше подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не данное количество знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит счастливее будет для него начало очень важного периода – школьного детства .
Дошкольный возраст - это возраст формирования образных формирования образных форм сознания. Основными мыслительными средствами, которыми овладевает ребенок в дошкольном детстве, являются образные эталоны, различные образные символы и знаки (в том числе схемы, графические модели, планы и т.п.).
Основной задачей моей работы является формирование мышления, интеллектуальных и творческих способностей.
Особое значение сегодня приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Детское творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно неординарный уникальный характер.
Творческая деятельность ребенка является первым основополагающим этапом присвоения социокультурного опыта и поэтому носит подлинно культурный характер. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. Творчество рассматривается как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Многие современные педагоги и психологи, говорят об очевидности существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества.
Важное значение, для развития творчества у детей имеют следующие методы и приемы:
1. Решение задач открытого типа, т.е. задач имеющих несколько решений.
2. Решение задач, имеющих одно решение.
3. Осуществление анализа через синтез в качестве основного механизма творчества – оно позволяет извлекать даже из знакомого объекта новое содержание.
В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции, умение видеть «глазами другого человека» и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. Очень важно понять, что формировать творчество у дошкольника необходимо такими средствами, которые, прежде всего, способствуют развитию воображения. И действительно чем выше уровень воображения, тем выше уровень творчества и в частности конструкторского творчества. Однако для создания новых образов необходима внутренняя связь между мышлением, воображением, произвольностью и свободой деятельности. Каждая система обучения дошкольников, направленная на развитие творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у них мышления (особенно образного) и воображения, а также овладение произвольностью (умение ставить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т. п.)
Над темой «Развитие познавательных и творческих способностей через математические и логические игры» я работаю не первый год. Я убедилась, что реализация этой темы является одной из главных задач развития ребенка. Для большей результативности работы был разработан перспективный план. И создана соответствующая развивающая среда .
Большое значение придавала развивающим играм «Сложи узор», «Уникуб» и другим, являющихся частью системы
Б. Никитина. Также использовала в полном объеме «Логические задачи», автор Гоголева, «Занимательные задачи для детейдошкольного возраста» автор З.А.Михайлова, а также универсальный материал «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизинера» . Я старалась наиболее всесторонне использовать все игры для наиболее полного развития детей. Работа велась непосредственно и в обучающем блоке, то есть на занятиях, и в совместной деятельности, а также использовали возможности предметно-развивающей среды – возможность ребенка действовать самому, непосредственно оперируя и экспериментируя со всем этим материалом.
Основное требование, которое я предъявляла к себе это систематичность и планомерность в работе.
На первом этапе своей работы я провела диагностику и ее результаты не удовлетворили меня. Для наибольшей эффективности была раз-работана система, которая нашла выход в перспективном планировании.
Свою работу я строила от простого к сложному, от частного к общему.
Работу над развитием конструктивных навыков я начала с таких игр как «Сложи квадрат», «Сложи круг» и другие игры из этой технологии (Автор Гоголева), а также с кубиками Б. Никитина «Сложи узор». Вначале я проанализировала все имеющиеся образцы, определила уровни сложности и я создала своеобразную картотеку. Уровни сложности не всегда соответствуют общепринятым понятиям. Не всегда большее количество соответствует более сложному уровню. Необходимо анализировать не только количество деталей, но характер разрезов, наличие – отсутствие образа, выполнение образца в цвете или это графический образец, а также наличие – отсутствие дополнительных деталей, что является элементом интеграции с разделом «Развитие пространственных представлений». Очень интересны для детей разрезные картинки, которые изготовляются по такому же принципу, но тематика их разнообразна (это и овощи, фрукты, дома, одежда и т.д.). Эти картинки удобно использовать во всех формах работы с детьми.
Развитие пространственных представлений, которые являются частью познавательного развития, так как развиваются такие операции логического мышления, как анализ, сериация, шло также от простого к сложному и от частного к общему. Мы с детьми выявляли свойства геометрических фигур, учились включать в ряд, классифицировать их , производить сериацию (включался раздел «Развитие логических способностей»), искали, что лишнее, учились доказывать, свою точку зрения, развивая тем самым доказательную речь.
Наиболее сложным для реализации представлялся мне раздел «Развитие сукцессивных функций». Но это не так. Этот раздел включает в себя развитие таких психических процессов, как внимание и память. И дети с большим удовольствием выполняли задания различной сложности. Очень много мы работали с мозаикой. Вначале выполняли задания по образцу воспитателя, затем по графическому образцу, а также по речевому указанию. Как я сказала выше игры я проводила игры с мозаикой, но в основном на занятии. В совместной же деятельности мы с ребятами работали с таким материалом, как тактильные дощечки, музыкальные инструменты, различные игрушки и другие предметы окружающего мира. Эти задания доставляли детям большое удовольствие, дети затем сами с большим удовольствием придумывали задания для своих товарищей. В такие игры они играли и во время самостоятельной деятельности в группе и во время прогулки. Они дали определенные результаты. У многих детей повысился уровень развития и памяти и внимания.
Интересны были и задания на развитие цветовосприятия. Широко использовались и цветовые дощечки, и цветовое домино, лото, а также другие игры. Во время работы над развитием цветовосприятия, подключалось и логическое мышление, развивались такие его операции, как включение в ряд, сериации. Выстраивая цветовые ряды, например, в количестве 5, я шла по следующему принципу:
• Использовала дощечки в количестве 10 шт.
• На первом этапе – использовала Следующие номера № 1, 3, 5, 7, 9,
• На втором этапе я сокращала контрастность и использовала такие номера № 1, 2, 3, 4, 5.
Вот таким образом я строила всю работу в течении года в средней группе, и также начала строить работу и в старшей группе. Проанализировав результаты диагностики, я пришла к положительным результатам (результаты диагностики смотрите в приложении).
|