Орешкина Наталья Николаевна. Собственная методическая разработка Развития познавательных и творческих способностей детей

Развития познавательных и творческих способностей детейВ настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают. Простая мысль, что ребенка можно учить эффективно мыслить, познавать окружающий мир стала открытием нашего времени.

 

И направление развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Конечно, ребенок должен иметь определенный запас знаний и навыков, но часто дети не могут применить на практике то, что знают и умеют. Само по себе наличие знаний является необходимостью, но оно не недостаточно чтобы ребенок вырос личностью с высоким интеллектуальным уровнем.

Каждый дошкольник - маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного процесса с применением научно выверенных методик, как правило , игровых, учитывающих особенности детского восприятия дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усваивать многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем больше подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не данное количество знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит счастливее будет для него начало очень важного периода – школьного детства .

Дошкольный возраст - это возраст формирования образных формирования образных форм сознания. Основными мыслительными средствами, которыми овладевает ребенок в дошкольном детстве, являются образные эталоны, различные образные символы и знаки (в том числе схемы, графические модели, планы и т.п.).

Основной задачей моей работы является формирование мышления, интеллектуальных и творческих способностей.

Особое значение сегодня приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Детское творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно неординарный уникальный характер.

Творческая деятельность ребенка является первым основополагающим этапом присвоения социокультурного опыта и поэтому носит подлинно культурный характер. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. Творчество рассматривается как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Многие современные педагоги и психологи, говорят об очевидности существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества.

Важное значение, для развития творчества у детей имеют следующие методы и приемы:

1. Решение задач открытого типа, т.е. задач имеющих несколько решений.

2. Решение задач, имеющих одно решение.

3. Осуществление анализа через синтез в качестве основного механизма творчества – оно позволяет извлекать даже из знакомого объекта новое содержание.

В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции, умение видеть «глазами другого человека» и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. Очень важно понять, что формировать творчество у дошкольника необходимо такими средствами, которые, прежде всего, способствуют развитию воображения. И действительно чем выше уровень воображения, тем выше уровень творчества и в частности конструкторского творчества. Однако для создания новых образов необходима внутренняя связь между мышлением, воображением, произвольностью и свободой деятельности. Каждая система обучения дошкольников, направленная на развитие творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у них мышления (особенно образного) и воображения, а также овладение произвольностью (умение ставить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т. п.)

Над темой «Развитие познавательных и творческих способностей через математические и логические игры» я работаю не первый год. Я убедилась, что реализация этой темы является одной из главных задач развития ребенка. Для большей результативности работы был разработан перспективный план. И создана соответствующая развивающая среда .

Большое значение придавала развивающим играм «Сложи узор», «Уникуб» и другим, являющихся частью системы

Б. Никитина. Также использовала в полном объеме «Логические задачи», автор Гоголева, «Занимательные задачи для детейдошкольного возраста» автор З.А.Михайлова, а также универсальный материал «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизинера» . Я старалась наиболее всесторонне использовать все игры для наиболее полного развития детей. Работа велась непосредственно и в обучающем блоке, то есть на занятиях, и в совместной деятельности, а также использовали возможности предметно-развивающей среды – возможность ребенка действовать самому, непосредственно оперируя и экспериментируя со всем этим материалом.

Основное требование, которое я предъявляла к себе это систематичность и планомерность в работе.

На первом этапе своей работы я провела диагностику и ее результаты не удовлетворили меня. Для наибольшей эффективности была раз-работана система, которая нашла выход в перспективном планировании.

Свою работу я строила от простого к сложному, от частного к общему.

Работу над развитием конструктивных навыков я начала с таких игр как «Сложи квадрат», «Сложи круг» и другие игры из этой технологии (Автор Гоголева), а также с кубиками Б. Никитина «Сложи узор». Вначале я проанализировала все имеющиеся образцы, определила уровни сложности и я создала своеобразную картотеку. Уровни сложности не всегда соответствуют общепринятым понятиям. Не всегда большее количество соответствует более сложному уровню. Необходимо анализировать не только количество деталей, но характер разрезов, наличие – отсутствие образа, выполнение образца в цвете или это графический образец, а также наличие – отсутствие дополнительных деталей, что является элементом интеграции с разделом «Развитие пространственных представлений». Очень интересны для детей разрезные картинки, которые изготовляются по такому же принципу, но тематика их разнообразна (это и овощи, фрукты, дома, одежда и т.д.). Эти картинки удобно использовать во всех формах работы с детьми.

Развитие пространственных представлений, которые являются частью познавательного развития, так как развиваются такие операции логического мышления, как анализ, сериация, шло также от простого к сложному и от частного к общему. Мы с детьми выявляли свойства геометрических фигур, учились включать в ряд, классифицировать их , производить сериацию (включался раздел «Развитие логических способностей»), искали, что лишнее, учились доказывать, свою точку зрения, развивая тем самым доказательную речь.

Наиболее сложным для реализации представлялся мне раздел «Развитие сукцессивных функций». Но это не так. Этот раздел включает в себя развитие таких психических процессов, как внимание и память. И дети с большим удовольствием выполняли задания различной сложности. Очень много мы работали с мозаикой. Вначале выполняли задания по образцу воспитателя, затем по графическому образцу, а также по речевому указанию. Как я сказала выше игры я проводила игры с мозаикой, но в основном на занятии. В совместной же деятельности мы с ребятами работали с таким материалом, как тактильные дощечки, музыкальные инструменты, различные игрушки и другие предметы окружающего мира. Эти задания доставляли детям большое удовольствие, дети затем сами с большим удовольствием придумывали задания для своих товарищей. В такие игры они играли и во время самостоятельной деятельности в группе и во время прогулки. Они дали определенные результаты. У многих детей повысился уровень развития и памяти и внимания.

Интересны были и задания на развитие цветовосприятия. Широко использовались и цветовые дощечки, и цветовое домино, лото, а также другие игры. Во время работы над развитием цветовосприятия, подключалось и логическое мышление, развивались такие его операции, как включение в ряд, сериации. Выстраивая цветовые ряды, например, в количестве 5, я шла по следующему принципу:

• Использовала дощечки в количестве 10 шт.

• На первом этапе – использовала Следующие номера № 1, 3, 5, 7, 9,

• На втором этапе я сокращала контрастность и использовала такие номера № 1, 2, 3, 4, 5.

Вот таким образом я строила всю работу в течении года в средней группе, и также начала строить работу и в старшей группе. Проанализировав результаты диагностики, я пришла к положительным результатам (результаты диагностики смотрите в приложении).

Просмотров: 565
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Ольга Косинова. Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Тимофеева Юлия Анатольевна. Методическая разработка «Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога — психолога с детьми».
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Сазыкина Светлана Николаевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Бородина Светлана Викторовна. Мастер — класс: «Технология развития творческих способностей детей старшего возраста по средствам работы с бросовым материалом «Волшебные бутылочки»
  • Карпенко Елена Евгеньевна. Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.
  • Носкова Екатерина Геннадьевна. Особенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрасте
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • МДОУ Детский сад 79. Проект «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
  • Менх Дарья Владимировна. Развитие творческих способностей и нестандартного мышления дошкольников через нетрадиционную технику рисования — Эбру
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Талыгина Анна Юрьевна. Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Графический серпантин»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь