Тимофеева Юлия Анатольевна. Методическая разработка «Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога — психолога с детьми».

Методическая разработка «Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога — психолога с детьми»Методическая разработка «Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога — психолога с детьми»

Тимофеева Юлия Анатольевна, педагог-психолог Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 Невского района г. Санкт-Петербурга

Задачи:

  1. Развитие восприятия, чувственного аппарата (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
  2. Расширение эмоционального опыта.
  3. Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Эти задачи решаются с помощью разнообразных приемов, игр и упражнений

(см. Приложение).

Этапы развития творческих способностей

1. Психологический этап.

 

Психическое здоровье предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, активность и самостоятельность, способность к риску, веру в себя, способность к проявлению чувств и переживаний, осознание своей индивидуальности, искренность и открытость.

Ориентируясь на развитие ребенка, мы определяем основные задачи первого этапа:

  1. Создание благоприятного психологического климата в группе, который определяется организацией общения детей с педагогами и друг с другом.
  2. Коррекция разного рода затруднений, касающихся психического здоровья и несформированности умений в различных видах деятельности.
  3. Использование резервов развития каждого ребенка и реализация этих возможностей в работе.
  4. Создание условий для развития индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, чувств, увлечений и др.
  5. Образовательный этап.

В начале работы ребенок получает представления о некоторых понятиях и объектах взаимодействия.

Материал — взаимодействие с материалами разной фактуры и происхождения, выявление их внешних признаков, умение проводить ассоциации и аналогии при тактильных ощущениях с завязанными глазами.

Цвет — понятие основных и дополнительных, умение из основных получить составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать холодные и теплые цвета, уметь передавать их характер с помощью движений тела и звуков, учиться эмоциональности проявления чувств при взаимодействии с цветом.

Музыка — ее взаимодействие со звуками живой природы, умение видеть в музыке образы и цвет, различать характер звуков и передавать их с помощью движений тела и мимики, по музыкальному произведению сочинять истории, с помощью окружающих предметов сочинять мелодию, создавать «шумовой оркестр».

Эмоции — знакомство с мимикой, умение с ее помощью, а также пластикой движений передавать различные эмоции, изображать радость, злость, страх, грусть, удивление, прислушиваться к своим чувствам и говорить о них.

Чувства — расширение эмоционально-чувственного мира детей, их умение чувствовать себя и окружающих, движения, взгляд, мимику, цвет, линию, музыку, сказку и другие объекты искусства и нашего окружения.

Движения — развитие подвижности в играх и упражнениях, овладение навыками передавать характер персонажа пластикой движения.

Линия — использование линии для передачи движения и характера персонажа: добрая линия, злая, колючая, тихая, спокойная; умение с помощью нити из клубка рисовать на полу разные изображения.

Форма — знакомство с простыми геометрическими формами (прямоугольная, круглая, овальная, треугольная), умение проводить аналогии и ассоциации образов из жизни с формами: голова — овальная, стол — прямоугольный, тарелка — круглая и т.д.

Фактура — накопление ощущений от тактильных взаимодействий, их материализация в зарисовках и т.д.

Пространство — передний и дальний план, линия горизонта, равномерное заполнение всего пространства на листе.

Персонаж — герой сказки, истории или придуманный герой.

Взаимодействие — друг с другом, с педагогом и с любым другим человеком; практика общения на занятиях; навыки передачи характера персонажа с помощью пространства.

Далее ребенок учится анализировать и описывать свойства объектов и явлений, развивается ассоциативно-образное и абстрактное мышление. Дети могут передать пластикой движений, интонацией голоса рисуемый персонаж, инсценировать картинки, сотрудничать друг с другом, угадывать настроение друг друга и настроение музыки. Дети способны чувственно воспринимать окружающий мир и явления природы, что очень важно для личностного и творческого развития ребенка.

3. Творческо — экспериментальный этап.

Для большинства детей прохождение этого этапа возможно в 7-8 лет. С психологической точки зрения он предполагает дальнейший личностный рост, реализацию творческих способностей, адаптацию детей к обществу, развитие коммуникативных и рефлексивных навыков.

С точки зрения художественной — это освоение различных видов искусства: литературного и театрального творчества, музыки и изобразительного искусства, а также способность нестандартного видения мира людей и мира вещей для творческого самовыражения в любом материале.

Диагностика

В течение всего пребывания ребенка в группе педагоги наблюдают за его деятельностью и поведением с целью психолого-педагогической диагностики и коррекции разного рода затруднений.

В процессе наблюдения за детьми фиксируются следующие параметры личностного развития:

  • речевые проявления (количество употребляемых слов);
  • качество речи (словарный запас, правильность, логическая выстроенность, образность, богатство);
  • двигательная активность;
  • мимика и жесты (богатство, адекватность и неадекватность); эмоциональные состояния (характер эмоций, сила проявления, преобладание, смена настроений);
  • чувствительность (высокая или низкая восприимчивость);
  • познавательная активность (уровень любознательности);
  • характер взаимоотношений (общительный, замкнутый, оброжелательный, агрессивный);
  • отношение к требованиям (насколько точно выполняет, выполняет ли вообще).

Диагностика уровня креативности проводится с помощью теста дивергентного мышления САР Френка Уильямса. Стимульный материал теста — 12 незаконченных рисунков, параметрами теста являются беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название. Эти факторы оцениваются по отдельности, и также подсчитывается суммарный сырой балл.

По итогам диагностики (наблюдения за детьми, бесед с родителями, оценки продуктов деятельности) составляются индивидуальные маршруты для детей. Индивидуальный маршрут учитывает уровень физического и психического здоровья, возможности ребенка, его и родителей потребности (их интересы и планы), ярко выраженные специальные способности.

Общие цели индивидуального маршрута можно сформулировать следующим образом: 1) открытие новых перспектив перед каждым ребенком; 2) обогащение его как личности, помощь в адаптации к обществу; 3) развитие в нем жажды открытий, уверенности в себе и в своих силах; 4) поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка художественной одаренности; 5) активное вовлечение родителей в творческий процесс и превращение их в союзников педагога.

Учитывая высокую двигательную активность детей и эмоциональность восприятия мира, педагог создает специальную образовательную среду. Соответственно организуются пространства, обеспечивающие возможность двигательной активности, где дети могут бегать, лазать, прыгать, ползать. Такая среда насыщается также эмоционально значимыми, символическими, красочными предметами: игрушками, картинами и др.

И, наконец, план проведения занятия может строиться по следующей схеме: приветствие — разминка (игры на самовыражение, синхронизацию, зрительное и слуховое внимание) — рассказывание сказки или истории — физминутка в ключе этой истории — процесс рисования — обсуждение рисунков.

Подведем некоторые итоги. Обучение считается успешным, если дети:

  • знают основные и составные цвета и их оттенки
  • владеют изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.
  • имеют опыт эмоционально — чувственного восприятия цвета, формы, пространства, музыки, мимики и движения
  • умеют свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мимики, пластики движений
  • умеют сотрудничать друг с другом и с педагогом
  • способны нестандартно мыслить, работая с разными материалами
  • свободны и раскованы в личностном плане.

Приложение

Перечень игр и упражнений

1. Развитие восприятия

  • «Волшебный фонарик»
  • «Что изменилось?»
  • «Разведчик»
  • «Опиши друга»
  • «Потерялся мальчик»
  • «Найди отличия»
  • «Что художник нарисовал неправильно?»
  • «8 предметов» (по таблице)
  • Рассматривание предметов через стекло
  • «Ласковый мелок»
  • «Угадай, чьи руки»
  • «Щепки на реке»
  • «Колокол»
  • «Что я чувствую»
  • «Поляна волшебных цветов»
  • «Волшебный ковер»
  • «Волшебные водоросли»
  • «Печем пирог»
  • «Что я слышу»
  • «Кто позвал тебя, узнай»

Элементы танцевальной или двигательной терапии (движения телом с закрытыми, а потом с открытыми глазами в зависимости от характера музыки, танец с лентами или шарфами из шифона)

Упражнения по типу «Напряжение — расслабление» ( «Солдат и тря-пичная кукла», «Сосулька», «Злые и добрые кошки», «Черепашка», «Поднимаем штангу», «Выжимаем сок из лимонов» и др.)

Релаксационные упражнения.

2. Расширение эмоционального опыта

Ассоциативное рисование. Темы: «Я радуюсь», «Я сержусь», «Я боюсь», «Я в будущем», «Моя семья», «Я в группе», «Автопортрет» и т.п.

Медитативное рисование (рисуем музыку).

Беседы о чувствах.

Медитации.

Психогимнастические этюды, разыгрывание и просмотр сценок.

Использование музыки: сочинение музыки своей радости, или своей грусти, или своего страха, злости и пр.

Работа со стимульным материалом: «Азбука общения», «Пиктограммы», «Фоторобот», рисунками и фотографиями с целью узнавания и адекватного изображения эмоций

3. Развитие воображения и ассоциативного мышления

Формирование отношения к цвету, звуку, движению, линии, форме

( «Веселый цвет», «Сердитая линия» и т.п.)

  • Сочинение историй
  • Дорисовывание незаконченных фигур
  • Создание коллажей
  • Дорисовывание пиктограмм в цвете
  • Отыскание картинки в каракулях
  • «Рисование» с помощью клубка ниток
  • «Оживи камешки»
  • «Тропинка»

Работа по программе развития творческого мышления «Иматон»

Просмотров: 641
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Олеся Блац. Статья 'Развитие творческих способностей дошкольников с нарушением зрения с помощью современных техник рукоделия'
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Гребенщикова Ольга Алексеевна. Развитие актуальных способностей у детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Менх Дарья Владимировна. Развитие творческих способностей и нестандартного мышления дошкольников через нетрадиционную технику рисования — Эбру
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
  • Ткаченко Наталья Николаевна. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей средствами хореографического искусства»
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Зеленская Елена Анатольевна. Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр в разных областях образовательной деятельности.
  • Дьяченко Екатерина Геннадьевна, Мурзина Надежда Фаритовна. Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Константинова Юлия Александровна. Методическая разработка «Запоминаем стихи о Правилах дорожного движения с помощью мнемотаблиц»
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Кабаченко Валентина Александровна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Рисование зубной щеткой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Зенкина Дарья Викторовна. Познавательное развитие детей раннего возраста с помощью «Сундучка умных игр»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Острикова Наталья Васильевна. Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр и игровых приемов»
  • Утенкова Оксана Николаевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО-конструирования.
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь