По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов дошкольный возраст является особым периодом в развитии детского творчества. В первую очередь это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, благодаря которым меняется внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему. Однако, в возрасте 6—7 лет педагоги отмечают резкое снижение интереса детей к этой сфере деятельности. Это происходит потому, что в связи с общим развитием и накоплением опыта, с ростом зрительной культуры и наблюдательности дети становятся способными к адекватной самооценке. В результате у ребенка появляется неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии ребенка. Вместе с тем, при правильном педагогическом руководстве этот возрастной период многие специалисты считают наиболее благоприятным для развития детского эстетического развития. И с точки зрения общего психического развития ребенка, и с точки зрения формирования специальных умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе.
К сожалению, еще не все родители понимают это. Так, родители-прагматики считают, что накануне поступления ребенка в школу нецелесообразно заниматься его эстетическим развитием. По их мнению, гораздо важнее сосредоточиться на обучении его чтению, математике. Однако данные, полученные известными нейропсихологами В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман свидетельствуют о том, что эстетическое развитие ребенка положительно влияет на уровень подготовки к школе. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих значение в процессах мышления. Поэтому эстетическое развитие ребенка имеет важное значение для его подготовки к школе. Но такого рода развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, напряженная и кропотливая работа по взаимодействию педагогов с родителями. Рассмотрим более подробно педагогические условия, которые способствуют взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями по вопросам эстетического развития детей. Основные направления взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей в настоящее время наиболее полно представлены в программе «Из детства — в отрочество». Для полноценного музыкального развития детей взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей осуществлять по нескольким направлениям. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя как собственные записи, так и те, которые предоставляет в их распоряжение музыкальный руководитель детского сада. Кроме того, музыкальный руководитель может организовать для родителей приобретение абонементов, билетов для посещения концертов. Интерес представляет сотрудничество педагогического коллектива детского сада, со специалистами музыкальной школы. Важной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театром. Для этого музыкальный руководитель может провести консультации для родителей, познакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Не менее важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку: небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. При этом родители должны стараться оградить детский голос от излишних нагрузок (не петь «взрослых» песен с большим диапазоном мелодии). Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пе-нию и песням. Интерес представляет и взаимодействие с семьей по вопросам музыкально-ритмической деятельности. Семья должна поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности детей и как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций дошкольников. Можно использовать музыку при выполнении физических упражнений (утренняя гимнастика, лечебная физкультура, аэробика и т.п.). По желанию родителей в детском саду могут быть специально созданы секции, в которых будут одновременно заниматься мамы со своими детьми. При взаимодействии музыкального руководителя с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми художественных впечатлений. При обсуждении балета, танцев, увиденных в фильме, театре, на концерте, обращать внимание детей на красоту движений, выразительность жестов, мимики, позы, пантомимы. Известно, что приобщение детей к сокровищам музыкальной культуры требует вдумчивого подхода, поиска нетрадиционных решений. Если музыка исполнена ярко, если беседа проведена умело, то можно не только пробудить интерес ребенка к музыкальному искусству, но и воздействовать на его чувства, тем самым способствуя формированию нравственных качеств. Первые музыкальные впечатления многие дети получают в семье, однако зачастую они носят случайный характер. Вот почему педагог дошкольного учреждения призван помочь родителям найти оптимальные пути формирования у ребенка интереса к классической музыке. В педагогическом пространстве нашего педагогического коллектива родилась идея посещений специальных концертов для дошкольников. Такая деятельность, естественно, не могла осуществляться без родителей. С целью определения единых подходов мы провели опрос членов семьи. Им предлагалось ответить на следующие вопросы.
- Слушаете ли Вы музыку вместе с ребенком?
- Какую музыку предпочитаете?
- Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?
- Какую музыку предпочитает Ваш ребенок?
- Есть ли дома музыкальные инструменты? Какие?
- Играет ли кто-нибудь из членов семьи на музыкальных инструментах?
- Какие музыкальные игрушки есть у вашего ребенка?
- Поет ли Ваш ребенок дома (когда и по какому поводу)?
- Что рассказывает ребенок о музыкальных занятиях в детском саду?
- Считаете ли Вы необходимым посещать вместе с ребенком концерты и спектакли.?
- Сможете ли Вы помочь в совершенствовании музыкальной развивающей среды?
Итоги опроса показали: родители в целом настроены на углубленное музыкальное развитие ребенка. Мы используем такую инновационную форму работы с дошкольниками, как выездные концерты в дошкольное учреждение. Наш детский сад посещали воспитанники Центра внешкольной работы. Дети знакомятся с музыкальными инструментами, слушают пьесы в исполнении народных инструментах. В этих встречах участвуют и родители. Систематически детский сад посещает Тихорецкий краеведческий музей. Была организованна выставка работ детской школы искусств. Еще одна форма совместной работы педколлектива и родителей – это проведение вечеров отдыха, нетрадиционных родительских собраний. Родители принимают активное участие в проведении праздников: исполняют роли праздничных персонажей, готовят костюмы и атрибуты к праздникам, исполняют совместно с детьми песни, танцы, принимают активное участие в играх. Мартиросова Тамара Григорьевна музыкальный руководитель г. Тихорецке Краснодарского края, Детский сад №8 "Аленушка".
|